Системно-синергетическая программа воспитания учащихся

Разделы: Классное руководство


Программа построена на основе

  • Государственная программа “Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года”
  • Системно-синергетическая программа воспитания учащихся во внеучебное время Н.М.Таланчука

Цель: Создание условий для становления успешного человека, живущего в гармонии с миром, открытого для общения, способного к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Задачи воспитания призваны обеспечить:

  • Формировать ценностное отношение к миру, к человеку.
  • Развивать способности к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению.
  • Формировать навыки личности к выполнению определенных социальных ролей.

Основополагающие принципы воспитания :

  • Принцип открытости и свободы выбора основывается на взаимодействии с социумом (различными общественными организациями, социально значимыми людьми, государственными службами, культурными учреждениями). На разных уровнях такого взаимодействия ученик обогащает свой жизненный опыт, выступая в различных социальных ролях, выбирая свой индивидуальный, уникальный процесс освоения мира.
  • Принцип самоорганизации в саморазвивающейся среде. Выявление запросов учащихся и разработка совместно с учителями и родителями индивидуальных траекторий развития школьника.
  • Принцип успешной продуктивной деятельности. Создание среды возможной успешности, высокой продуктивности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует творчество и сотрудничество.
  • Принцип личностно-ориентированного воспитания предлагает целостное развитие ученика (физическое, интеллектуальное, духовное), психологический комфорт (атмосфера раскрепощённости, уважения, достижения поставленной цели).
  • Принцип сотрудничества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество – это право выбора учащимися себе партнера по выполняемому делу. Творчество – это внесения коррективов в сценарий мероприятия самими учащимися, проявления инициативы в порученном деле.

Воспитание не может и не должно быть случайным набором мероприятий, не согласующихся с природой человека. Эффект его воспитания достигается не воздействием, а системным синергитизмом воспитательного взаимодействия различных начал. Педагог, воспитывая личность, действует, согласуясь с системно-ролевой природой человека. Зная, что человек становится личностью не иначе, как осваивая и выполняя объективную систему социальных ролей, педагог строит воспитание как системно-ролевой процесс.

Формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследия и приумножения социальных ценностей.

“Социальные ценности, -по мнению Н.М. Таланчука, - это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.”

Однако их наследие невозможно без проявления человеком собственной активности и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса.

Человек наследует социальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества, т.е. социума, и выполняет в нем определенные социальные роли. Осваивая роль (а точнее - систему ролей), человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью.

Системно-синергитическая программа воспитания учащихся (по Н.М. Таланчуку). Системно-ролевая модель формирования личности.

Сфера Социальные роли Задачи воспитания и самовоспитания Критерии эффективности процесса воспитания
Семья
  • Сыновне-дочерняя
  • Супружеская
  • Отцовско-материнская
  • Семьянин
  • Воспитывать чувства долга и ответствености перед родителями;
  • супружескую культуру;
  • педагогическую культуру.
  • Выполнение сыновне-дочернего долга
  • Супружеская культура
  • Педагогическая родительская культура
Коллектив
  • Член детского коллектива (ученик)
  • Член детского объединения, сообщества
  • Участник кружка
  • Формировать профессиональные знания и умения;
  • экономическую культуру;
  • умения самоорганизации и самоуправления;
  • культуру общения
  • Профессиональное
  • мастерство, компетентность, трудолюбие;
  • Экономическая культура
  • Культура самоорганизации, Организаторские способности,
  • Коммуникативная культура
Общество
  • Гражданин
  • Россиянин
  • Житель своего города
  • Воспитание патриотизма
  • Формировать профессиональные знания и умения
  • Экономическую культуру
  • Политическую культуру
  • Морально-правовой культуру
  • Экологическую культуру
  • Патриотизм
  • Профессиональное мастерство и культура
  • Экономическая культура
  • Политическая культура
  • Гражданско-правовая культура
  • Экологическая культура
  • Нравственный образ жизни
Я - сфера
  • Индивидуальность
  • Личность
  • Формировать культуру материальных потребностей
  • Воспитывать культуру духовных потребностей
  • культуры учения
  • культуры самовоспитания
  • Развивать творческие способности
  • Формировать умение психической саморегуляции
  • Формировать деловую культуру
  • Формировать умения и способности ставить жизненные цели и достигать их
  • Деловая культура
  • Здоровые материальные потребности
  • Развитость духовных потребностей
  • Успешность самообразования и познания
  • Культура самовоспитания
  • Развитие творческих способностей
  • Психосаморегулятивная культура

Основные воспитательные направления, которые в свою очередь решают ряд определенных конкретных задач помогают в достижении главной цели воспитания.

Гражданско-патриотическое и правовое направление.

Задачи воспитания:

  • Формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
  • Формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
  • Формировать ценностное отношение к Родине, её культурно-историческому прошлому;
  • Воспитывать уважение к национальной культуре, своего народа, традициям и обычаям своей страны

Работа по данному направлению осуществляется через работу военно-патриотического объединения и отряды гражданской направленности:

Нравственно-эстетическое направление

Задачи воспитания:

  • Создать условия для нравственного самовоспитания учащихся;
  • Способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодоление в себе желания к проявлению безнравственных поступков.

В данном направлении работа осуществляется через работу кружков и мероприятий проводимых согласно плану воспитательной работы

Интеллектуальное направление

Задача воспитания: Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

Направление “Здоровье”

Задача воспитания: Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Направление “Общение и досуг”

Задача: Создать условия для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности.

Направление “Ученик и его семья”

Задачи:

  • Создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся.
  • Создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого- педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Трудовое воспитание, профессиональное самоопределение

Задачи:

  • Формировать адекватные представления об экономической ситуации в стране;
  • Развивать трудовые умения и навыки, способности к самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Экологическое направление

Задача: Способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде.

Профилактика

Задачи:

  • оказание социально-психологической и педагогической помощи детям;
  • выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Воспитательный процесс осуществляется через взаимодействие и сотрудничество педагогического коллектива и ученического коллектива.

Ученический коллектив организует работы через деятельность ученического самоуправления. Приложение 1

Таким образом, осваивая роль человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объективно стать в жизни.

Человек, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы в 21 веке, носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира.

Россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, познающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо процветания этого общества, способный интегрировать в европейскую и мировую культуру, не теряя национальной самобытности.

Ученик, воспитанник школы, знакомый с историей своей школы, развивающий её традиции

Член детского, подросткового и молодежного сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, построенных на общих интересах, готовый реализовать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способный к сотрудничеству в групповых и коллективных формах, проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям.

Житель своего города, с любовью относящийся к месту, в котором он живет, прилагающий силы к его развитию и процветанию.

Семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступать в роли продолжателя рода.