Художественные средства, используемые при подготовке лекции-беседы о музыке

Разделы: Музыка


Цель работы студентов:

Конструирование моделей использования художественных средств при подготовке лекции-беседы о музыке.

Цель для преподавателя:

Учить студентов использовать художественные средства в практической деятельности (при подготовке лекции-беседы о музыке).

Предварительная работа:

  • самостоятельное прослушивание студентами 1 части оркестрового концерта "Зима" из цикла концертов А. Вивальди "Времена года";
  • подбор студентами поэтических текстов для раскрытия содержания произведения, созвучных ему по настроению и характеру;
  • подбор студентами к данному произведению произведений изобразительного искусства, созвучных по настроению и содержанию.

План уроков

  1. Определение понятий "Средство", "Художественное средство".
  2. Художественное слово - основное средство при подготовке лекторского материала.
  3. Музыкальное произведение - основа лекции-беседы.
  4. Произведения изобразительного искусства как вспомогательное средство пояснения содержания музыки.
  5. Практические задания с использованием невербальных средств, используемых при подготовке лекции-беседы о музыке.
  6. Групповая рефлексия (письменная).
  7. Самостоятельная работа студентов при подготовке к следующему учебному занятию.

Презентация к уроку представлена в Приложении 5.

Содержание уроков

I. Определение понятий "Средство", "Художественное средство".

Средство - прием, способ действия для достижения чего-нибудь (Толковый словарь

С.И.Ожегова).

Художественное средство - способ передачи явлений действительности при

помощи произведений искусства, а также особый прием воздействия на зрителя

(слушателя), вызывающий у него эстетическое наслаждение.

II. Художественное слово - основное средство при подготовке лекторского материала.

Инструкция: При создании представления студентов о художественном слове, его

функции, роли и содержании преподавателем используются материалы Приложения

1 (1.1, 1.2, 1.3).

Модель 1. Художественное слово

Функции художественного слова, сопровождающего прослушивание музыкального произведения:

Информационная - художественное слово раскрывает историю создания музыкального произведения, его содержание и смысловую основу.

Коммуникативная - художественное слово позволяет организовать обратную связь при восприятии музыкального произведения.

Эстетическая - слово позволяет настроить эмоции на нужный лад, создать впечатление прекрасного при постижении музыкального искусства.

Развивающая - слово направлено на обогащение музыкальных впечатлений, развитие нравственной и духовной сфер человека.

Формирующая - слово позволяет развить образное мышление, образные представления.

Интегрирующая - художественное слово позволяет организовать связь с другими видами искусства - литературой, поэзией, искусством театра и др.

Художественное слово применяется при:

  • первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (создании эмоционального отклика, заинтересованности, атмосферы, включающей слушателя в сферу музыкальных образов произведения);
  • создании установки на восприятие музыки;
  • фокусировании внимания слушателей (организационное начало на концертах, уроках музыки, лекциях-беседах);
  • анализе средств музыкальной выразительности;
  • закреплении общего представления о прослушанном музыкальном произведении;
  • завершении процесса восприятия (в конце концерта, беседы, урока и т.д.).

При использовании художественного слова в процессе знакомства с музыкальным произведением лектор применяет следующие средства:

  • метафоры (греч. - перенесение; троп, перенесение свойств одного предмета на другой на основании общего или сходного признака - "бронза мускулов", "говор волн", скрытое образное сравнение ("чаша бытия"));
  • образные сравнения (слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета (явления) другому: молодость - весна, одиночество - пустыня и т.д.);
  • поэтические фрагменты, стихотворения;
  • эпитеты (греч. - приложенное; троп, образное художественное определение, выраженное преимущественно прилагательным, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения - "чистое поле", "парус одинокий");
  • "эмоциональный словарь" (Ражникова);
  • словесные пояснения и указания (ремарки);
  • описания (интересные факты из жизни композиторов, курьезы, исторические факты, история создания произведения и т.д.);
  • высказывания великих композиторов, поэтов, писателей, художников, известных ученых педагогов и др.;
  • воспоминания, дневниковые записи, письма.

III. Музыкальное произведение - основа лекции-беседы.

Модель 2. Средства музыкальной выразительности

Музыкальный образ представляет собой комплекс следующих средств музыкальной выразительности:

  • Мелодия, интонация - основа музыкального построения, содержит определенную мысль, выраженную в звуковой форме и имеющую эмоциональную природу.
  • Ритм - определенная организация звуков во времени, выраженная в чередовании длительностей (так же, как и интонация, имеет эмоционально-смысловую основу).
  • Фактура - музыкальная ткань (в виде аккомпанемента), сопровождающая мелодию-тему (основную мысль) и определяющая жанровую основу музыки.
  • Регистр - высотное положение звука, мелодии.
  • Темп - скорость звучания музыкального построения.
  • Динамика - громкость звучания музыкального построения.
  • Лад, гармония - эмоциональная окраска звучания, звуковое пространство, основанное на тяготении устойчивых и неустойчивых звуков.

IV. Произведения изобразительного искусства как вспомогательное средство пояснения содержания музыки.

Модель 3. Произведения изобразительного искусства

  • Репродукции
  • Иллюстрации
  • Портреты композиторов, исполнителей, поэтов, писателей, художников
  • Фотографии
  • Слайды
  • Видеоряд

V. Практические задания с использованием невербальных средств, используемых при подготовке лекции-беседы о музыке.

Модель 4. Невербальные средства

  • Интонация
  • Мимика
  • Жестикуляция
  • Поза, движения
  • Театрализация

Выполнение практических заданий с поэтическими текстами и музыкальным произведением:

К предварительно прослушанному произведению А. Вивальди 1 часть скрипичного концерта "Зима" из цикла "Времена года" подобрать фрагменты стихотворений, созвучных данному произведению. Выразительно прочитать подобранные фрагменты стихотворений на фоне звучащей музыки. Обосновать свой выбор.

Из предложенных в Приложении 2 текстов (2.1, 2.2, 2.3) о жизни и творчестве А. Вивальди составить художественный рассказ, предваряющий прослушивание музыкального произведения ("Зима" из цикла "Времена года").

Подготовить визуальный ряд к данному музыкальному произведению и обосновать свой выбор (иллюстрации, репродукции картин, фотографии, портреты и т.д.).

Работа в подгруппах. При помощи невербальных средств (мимики, жестов, движений) "озвучить" предложенное стихотворение по одному четверостишию - каждая подгруппа:

Ю. Васильева "Музыка" (А. Вивальди "Времена года")

То вкрадчиво, маняще
Спокойствием чарует,
То яростно, бурляще,
Как океан бушует.
Вот - только скрипки голос,
Как будто пенье птицы.
Еще мгновенье - соло
В оркестре растворится.
Напор, порыв, круженье,
И снова шепот тихий,
Беседа, размышленье,
Каких-то тайн раскрытье.
В ней - жизни пробужденье
И сонм снегов летящих,
И вечное движенье,
И звезд ковер блестящий.
В ней - солнечное утро,
Прозрачный лес осенний...
Все, как в природе, мудро
И так же совершенно.

Вывод студентов: обобщенная модель художественных средств, необходимых лектору при подготовке лекции-беседы о музыке, включает в себя обозначенные компоненты:

  • художественное слово, как эмоционально-речевую и информационную основу лекции-беседы;
  • средства музыкальной выразительности, на которых акцентирует внимание слушателя лектор;
  • произведения изобразительного искусства, являющиеся дополнительным средством воздействия на слушателя при помощи визуального ряда;
  • невербальные средства, которые лектор использует в процессе лекции-беседы о музыке.

Обобщенная модель "Художественные средства" представлена в Приложении 3.

VI. Групповая рефлексия (письменная).

Оцените собственную деятельность на занятии:

Я принимал(а) активное участие на учебном занятии:

- Да

- Нет

- Иногда

Я осознал(а) учебный материал:

- Полностью

- Частично

- Не осознал(а) (почему?)______________________________________________

Что дало мне данное занятие для саморазвития? (Свой ответ)_________

____________________________________________________________________

Как работала на занятии группа? (Выделите наиболее яркие выступления сокурсников, назовите их фамилии)___________________________________________

Какую оценку Вы поставите себе за урок?__________________________

Опорный конспект для студента к теме "Художественные средства, используемые при подготовке лекции-беседы о музыке", представлен в Приложении 4.

VII. Задание для самостоятельной работы студентов на следующем уроке:

Выбрать из предложенного списка 1 пьесу, прослушать ее (при прослушивании использовать нотный текст).

К предложенным музыкальным произведениям подобрать средства словесного воздействия (стихотворения, метафоры, высказывания, интересные биографические факты и т.д.).

Выписать найденные текстовые фрагменты.

Составить письменный связный текст - пояснение к одному из предложенных музыкальных произведений.

Озвучить полученный вариант на уроке.

Музыкальный материал:

  • Глинка М. Разлука.
  • Григ Э. Лирические пьесы. Тетрадь III . "Бабочка".
  • Чайковский П. "Детский альбом": "Мама".
  • Шуман Р. Альбом для юношества. "Первая потеря".
  • Шуман Р. Альбом для юношества. "Порыв".
  • Сен-Санс К. Карнавал животных. "Лебедь".

Литература:

  1. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся.- Л., 1990.
  2. Востросаблин В. Жизнь замечательных людей. Музыканты: анекдоты, курьезы, истории. - М., 1999.
  3. Радынова О.П. Музыкальное развитие дошкольников. - М., 2000.
  4. Россихина В.П. Рассказы о русских композиторах. - М., 1971.
  5. Смирнова Т.И. Учебное пособие "Allegro" "Поэзия музыка слов" - иллюстративная часть к беседе "Интерпретация". - М., 2001.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5