Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: приобщение детей к культуре народа коми средствами музыки.

Задачи:

  1. Познакомить дошкольников с традиционными музыкальными инструментами: историей создания, особенностями изготовления, приемами игры на инструментах.
  2. Развивать музыкальное творчество, память, мышление.
  3. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой Родине.

Оборудование: плакаты с изображением коми народных инструментов, слайды, фрагменты видео-занятий детской телепередачи “Кеконач” (“Ладушки”), коми народные музыкальные инструменты, иллюстрации к коми народной песне “Катша-катша”.

Ход занятия

(Под коми народную мелодию “С вершины ели”, дети спокойным шагом входят в зал).

Педагог (в национальном костюме): Бур лун! Добрый день, ребята! Я, Зарань, дочь Солнца, очень рада видеть вас снова. Как вы думаете, какой сюрприз я приготовила сегодня для вас? Да, я хочу вас познакомить с музыкальными инструментами народа коми. Возможно, кто-то из вас уже видел или слышал звучание этих инструментов? Расскажите.

(Ответы детей).

А хотите узнать больше и научиться на них играть? Тогда я приглашаю вас в мой концертный зал и предлагаю стать настоящими музыкантами-исполнителями. Сегодня мы попробуем оркестровать, то есть озвучить с помощью традиционных музыкальных инструментов знакомую вам коми народную песню “Катша-катша”.

Вспомним героев этой песни, их действия.

(Ответы детей, рассматривание иллюстраций).

А какая народная традиция описана в данной песне? Споем ее. (Исполнение песни.)

Вспомните внешний вид, характер героев песни и подберите музыкальный инструмент, который соответствует ему

Сегодня мы продолжим разговор о традиционных ударных музыкальных инструментах.

Вспомните, какие народные инструменты вам уже известны? Расскажите, где они использовались? (На столике разложены инструменты.)

(Дети вспоминают материал предыдущего занятия).

Очень хорошо, что вы вспомнили такие инструменты как пу барабан, тутш-тотш, сартас, ворсан табъячс, сера палич. Но наш оркестр будет не полный, если в нем не будут звучать такие инструменты как сярган, тутш-тотш, шур-шар, ворсан табъяс, зиль-зель (инструменты размещены на столе).

Сярган – трещотка, представляет собой ребристый валик с рукояткой и скользящий по нему (при вращении) деревянный язычок внутри рамки. На верху трещоток иногда прикрепляется для украшения фигура человека или птицы.

Звучание сяргана очень сильное, трескучее. Такое звучание трещотки соответствовало его назначению: им устрашали лошадей, забравшихся на посевы.

(Показ инструмента и фрагмента Приложения 2). К какому герою песни подойдет этот инструмент? Почему вы так думаете? (Ответы детей).

Тутш-тотш – трещотка, представляет собой рукоятку и деревянные пластины. При встряхивании, пластины ударяются друг об друга и воспроизводят “стучащий” звук (показ инструмента и приемов игры). К какому герою песни подойдет этот инструмент? Почему вы так думаете? (Ответы детей).

Шур-шар – погремушка. Изготовлялась игрушка взрослыми для увеселения маленьких детей из бересты (коры березы). Тембр звучания инструмента зависел от внутреннего наполнения (показ слайдов (Рисунки 1-8), инструментов и приемов игры). К какому герою нашей песни подойдет этот инструмент? Почему вы так думаете? (Ответы детей).

Приложение 3

Зиль-зель – инструмент особенный, непохожий по строению и звучанию на другие шумовые инструменты. Представляет собой рукоятку, на которой прикреплены деревянные палочки разной длины. При встряхивании, инструмент издает нежный звук, похожий на “журчание” ручейка (показ инструмента и приемов игры). К какому герою песни подойдет этот инструмент? Почему вы так думаете? (Ответы детей).

А теперь каждый может взять тот инструмент, с помощью которого будет озвучивать своего героя песни и попробуйте поиграть. (Самостоятельный выбор инструмента и приемов игры на нем. Педагог корректирует приемы игры).

Сейчас будьте внимательны. Для того чтобы мы услышали тембр (окраску звучания) каждого инструмента, вы, музыканты, должны играть только тогда, когда в песне будут петь про вашего героя. Чтобы всем было видно и слышно каждого, я предлагаю встать по кругу. (Оркестровка коми народной песни).

Вам понравилось?

Как вы думаете, у нас получилась игра в оркестре?

А кто запомнил название инструмента, на котором играл? (Ответы детей).

У меня для вас еще один сюрприз: посмотрите, как на таких же инструментах играют дети из другого детского сада. (Показ фрагмента телепередачи. Приложение 1).

Наша прекрасная игра на народных инструментах доставила мне большое удовольствие, я хочу на память о нашей встрече подарить обереги. Они будут оберегать вас от плохих мыслей и поступков (Зарань дарит каждому ребенку обереги). Мы с вами научимся тоже играть ритмично и выступим на концерте. Хотите? Тогда до следующей встречи. До свидания! (Дети свободно выходят из зала).