Цели:
- закрепление понятия "план";
- развитие умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста;
- воспитание умения правильно оценивать ситуацию;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- профилактика нарушения осанки и зрения.
Оборудование: карточка с текстом изложения, части текста "Птица", опорные слова, карточки для словарно-орфографической работы, рисунок с изображением крушины <Рисунок1>, магниты-сигналы.
Ход урока
I. Орг. момент
Цель предварительной работы: настрой на работу, развитие мелкой и крупной моторики.
II. Постановка задач урока
- Нам сегодня предстоит письменно пересказать текст по вопросам, прежде, мы с ним познакомимся с текстом, вспомним составные части текста, разберем трудные слова, попробуем пересказать текст без слов, а затем, напишем изложение. Текст будем пересказывать подробно, последовательно, полно раскрывать его тему и основную мысль. Работать будем коллективно, индивидуально и в парах.
-Я желаю вам успеха. В конце урока зачитаем лучшее изложение.
III. Чтение текста учителем (текс написан на доске и написан на карточке у каждого ученика)
-Я читаю текст, вы внимательно слушаете. Чтобы увидеть, поняли ли вы смысл текста, я задам вопросы.
Учитель читает текст, написанный на доске, дети слушают стоя.
Гнездо. Миша и Саша пошли в рощу. В кустах крушины они нашли гнездо. В гнезде пищали птенцы. Над кустами кружилась и тревожно кричала птица. Она принесла пищу малышам. Ребята отошли от гнезда. |
IV.Анализ текста
-О чем говорится в тексте (его тема)?
-Что обнаружили Миша и Саша в кустах крушины?
- Почему мальчики отошли от гнезда?
- При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
V. Работа над планом
-Сколько частей в тексте? (три)
-Как вы догадались? ("красная" строка)
-Давайте вспомним составные части текста <Рисунок2>
На доске записаны вопросы, расположенные не по порядку
Что она принесла малышам? |
Кто кружился и тревожно пищал над кустами? |
Кто пищал в гнезде? |
Что сделали ребята? |
Что они нашли в кустах крушины? |
Куда пошли Миша и Саша? |
-Какие вопросы можно отнести к первой части?
-Какие ко второй?
-Какой к третьей?
-Давайте выберем опорные слова - отдельно к каждой части (на доске карточки со словами) - работа в парах.
в рощу |
птица |
гнездо |
отошли от гнезда |
пищу |
птенцы |
-Давайте ответим на вопросы первой части
-:второй, третьей частей - пересказ текста по частям.
Куда пошли Миша и Саша? | в рощу |
Что они нашли в кустах крушины? | гнездо |
Кто пищал в гнезде? | птенцы |
Кто кружился и тревожно пищал над кустами? | птица |
Что она принесла малышам? | пищу |
Что сделали ребята? | отошли от гнезда |
- Как назвать те предложения, которые мы составили? (план)
На доску вывешивается слова ПЛАН.
- На что вас натолкнули пункты плана (написание каждой части с красной строки).
Физкультминутка (музыкальная)
VI. Словарно-орфографическая работа
-Положите перед собой карточки с орфографическим заданием.
-Объясните написание гласной после шипящих в словах: рощ:, круш:ны, пищ:ли, круж:лись, крич:ла, пищ:- индивидуальная работа на карточках (ответ - у,и,а,и,а,у)
- Трудность изложения заключается в том, что встречаются непростые для написания слова.
Правильно пишите слова: гнездо, птенцы, тревожно, принесла (запись на доске).
-Прочитайте первое слово. Произнесите по слогам. Найдите трудное (опасное) место.
Такая же работа проводится с остальными словами.
- (Стоя) закройте глазки, произнесите слова по слогам.
VII. Пересказ текста с опорными словами (по частям) - текст пересказывает один ученик, остальные -каждое предложение показывают движением.
Пальчиковая гимнастика
VIII. Написание изложения
-На запись текста у вас15 мин (сигнал-магнит 5 шт.) Смотрите за сигналом и рассчитывайте время
-Обратите внимание, трудные слова - на доске и на карточках.
IX. Самоконтроль
После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.
Чтение 1-2 написанных детьми изложений.
X. Итог урока
-Сегодня на уроке мы с вами продолжали учиться писать изложение (по вопросам), вспоминали части текста, объясняли правила грамотного письма, выполняли творческую работу. Мы очень старались, все делали от души, поэтому и результаты - отличные. Мы молодцы!