Урок развития речи во 2-м классе. Изложение по вопросам "Гнездо"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепление понятия "план";
  • развитие умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста;
  • воспитание умения правильно оценивать ситуацию;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • профилактика нарушения осанки и зрения.

Оборудование: карточка с текстом изложения, части текста "Птица", опорные слова, карточки для словарно-орфографической работы, рисунок с изображением крушины <Рисунок1>, магниты-сигналы.

Ход урока

I. Орг. момент

Цель предварительной работы: настрой на работу, развитие мелкой и крупной моторики.

II. Постановка задач урока

- Нам сегодня предстоит письменно пересказать текст по вопросам, прежде, мы с ним познакомимся с текстом, вспомним составные части текста, разберем трудные слова, попробуем пересказать текст без слов, а затем, напишем изложение. Текст будем пересказывать подробно, последовательно, полно раскрывать его тему и основную мысль. Работать будем коллективно, индивидуально и в парах.

-Я желаю вам успеха. В конце урока зачитаем лучшее изложение.

III. Чтение текста учителем (текс написан на доске и написан на карточке у каждого ученика)

-Я читаю текст, вы внимательно слушаете. Чтобы увидеть, поняли ли вы смысл текста, я задам вопросы.

Учитель читает текст, написанный на доске, дети слушают стоя.

Гнездо.

Миша и Саша пошли в рощу. В кустах крушины они нашли гнездо. В гнезде пищали птенцы.

Над кустами кружилась и тревожно кричала птица. Она принесла пищу малышам.

Ребята отошли от гнезда.

IV.Анализ текста

-О чем говорится в тексте (его тема)?

-Что обнаружили Миша и Саша в кустах крушины?

- Почему мальчики отошли от гнезда?

- При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

V. Работа над планом

-Сколько частей в тексте? (три)

-Как вы догадались? ("красная" строка)

-Давайте вспомним составные части текста <Рисунок2>

На доске записаны вопросы, расположенные не по порядку

Что она принесла малышам?
Кто кружился и тревожно пищал над кустами?
Кто пищал в гнезде?
Что сделали ребята?
Что они нашли в кустах крушины?
Куда пошли Миша и Саша?

-Какие вопросы можно отнести к первой части?

-Какие ко второй?

-Какой к третьей?

-Давайте выберем опорные слова - отдельно к каждой части (на доске карточки со словами) - работа в парах.

в рощу
птица
гнездо
отошли от гнезда
пищу
птенцы

 -Давайте ответим на вопросы первой части

-:второй, третьей частей - пересказ текста по частям.

Куда пошли Миша и Саша? в рощу
Что они нашли в кустах крушины? гнездо
Кто пищал в гнезде? птенцы
Кто кружился и тревожно пищал над кустами? птица
Что она принесла малышам? пищу
Что сделали ребята? отошли от гнезда

- Как назвать те предложения, которые мы составили? (план)

На доску вывешивается слова ПЛАН.

- На что вас натолкнули пункты плана (написание каждой части с красной строки).

Физкультминутка (музыкальная)

VI. Словарно-орфографическая работа

-Положите перед собой карточки с орфографическим заданием.

-Объясните написание гласной после шипящих в словах: рощ:, круш:ны, пищ:ли, круж:лись, крич:ла, пищ:- индивидуальная работа на карточках (ответ - у,и,а,и,а,у)

- Трудность изложения заключается в том, что встречаются непростые для написания слова.

Правильно пишите слова: гнездо, птенцы, тревожно, принесла (запись на доске).

-Прочитайте первое слово. Произнесите по слогам. Найдите трудное (опасное) место.

Такая же работа проводится с остальными словами.

- (Стоя) закройте глазки, произнесите слова по слогам.

VII. Пересказ текста с опорными словами (по частям) - текст пересказывает один ученик, остальные -каждое предложение показывают движением.

Пальчиковая гимнастика

VIII. Написание изложения

-На запись текста у вас15 мин (сигнал-магнит 5 шт.) Смотрите за сигналом и рассчитывайте время

-Обратите внимание, трудные слова - на доске и на карточках.

IX. Самоконтроль

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

Чтение 1-2 написанных детьми изложений.

X. Итог урока

-Сегодня на уроке мы с вами продолжали учиться писать изложение (по вопросам), вспоминали части текста, объясняли правила грамотного письма, выполняли творческую работу. Мы очень старались, все делали от души, поэтому и результаты - отличные. Мы молодцы!