Методические рекомендации по работе над проектом "Карта моей личности" (в рамках предпрофильного курса для 9-го класса)

Разделы: Иностранные языки

Классы: 9, 10

Ключевые слова: проектная деятельность, подростки, мотивация, творчество, личность, самопознание, критическое мышление, 9-10 класс


Цели:

  • Развивающий аспект - развитие познавательных интересов, творческих способностей, повышение мотивации к самопознанию и саморазвитию.
  • Учебный аспект - совершенствование коммуникативных навыков.
  • Воспитательный аспект - создание положительной Я-концепции личности, формирование потребности и способности к критическому мышлению, воспитание уважительного отношения к личности другого.

Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо.

Форма занятия: проектная деятельность.

Методы и приемы: работа в малых группах, парах постоянного и сменного состава, интервью, использование различий в точках зрения, приемы социально-психологического тренинга.

Оборудование: мультимедиа.

Ход занятия

Сначала учащимся предлагается ряд высказываний о личности человека:

Я сам себе противоречу. Я велик. Во мне соединились бездны.
(У. Уитмен.)

"Я" - море, которое не имеет границ и которое невозможно измерить. Душа, как
цветок лотоса, открывает свои лепестки один за другим, и число их нельзя
сосчитать.
(Джебран)

"Ад и рай - в небесах", - утверждают ханжи,
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай - не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай - это две половинки души.
(О. Хайям.)

То, что лежит позади и впереди нас - это лишь мелочи по сравнению с тем, что
находится внутри нас.
(Мерден)

Every man is a book if you know how to read it.
(Charming.)

Everyone is a moon and has a dark side which he never shows to anybody.
(Twain.)

Они выбирают те, которые наиболее созвучны их собственному восприятию своей лич-ности. Выслушивая мнение друг друга, учащиеся приходят к выводу, что вопрос "Кто я такой?", с одной стороны, сложный философский вопрос, на который люди ищут ответ не одно тысячелетие, а с другой - необычайно интересный, так как касается личности человека.

Чтобы каждый ребенок мог лучше понять себя и окружающих, учащимся предлагается выполнить творческий проект - составить "Карту личности" ("The Map of My Personality"). Перед началом работы необходимо вместе с учащимися определить цель данной работы.

- Для чего я делаю этот проект? Какова практическая ценность моего проекта? - вот вопросы, на которые дети должны ответить. При необходимости можно познакомить учащихся с памятками "Творческий проект - это интересно!", "Мы работаем над проектом", в которых даются советы, как лучше организовать свою проектную деятельность, описывается алгоритм выполнения действий. Работа над проектом начинается на уроке, а заканчивается дома.

Учащиеся работают с гайдом "Мои ценности" ("My Values"), обсуждают их с партнером по общению.

Затем на доске составляется словарная сеть (Word Web), куда выписываются все названные в группе ценности, которые ранжируются, выделяются наиболее часто упоминаемые, объединяющие всех, например, Семья (Family), Здоровье (Health), Любовь

(Love), Дружба (Friendship), Родина (Motherland), Личность Человека (Personality) и т.д.

Далее ребятам предлагается поработать с ФСО (сначала индивидуально, а затем в паре):

I am..., but I am not...

I'd like to be a... person.

The people I like are...

The people I don't like are...

When I have free time I prefer to...

I'd like to learn more about...

If I had a chance, I'd...

(Лексика может варьироваться в зависимости от уровня обученности и подготовленности учащихся.)

Также ребята работают с опросниками, самостоятельно выбрав партнера:

What things are you crazy about?

What things do you hate doing?

What qualities of character do you like?

What people do you respect?

What kind of a person are you?

What do you do when you have free time?

What would you like to learn (visit, read, have...)?

Затем учащиеся составляют список своих хороших и плохих привычек (привычка - вторая натура), сравнивают его со списком товарища, делая акцент на положительном личном опыте.

Прослушав песню в исполнении А. Иващенко и Г. Васильева "Я жил", учащиеся продолжают свой ассоциативный ряд "Я - это..." ("I am...").

Также в качестве аутентичного материала можно предложить известную песню Стинга "Englishman In New-York" и выбрать понравившиеся мысли:

I don't take coffee I take tea my dear
I like my toast done on one side
And you can hear it in my accent when I talk
I'm an Englishman in New York
See me walking down Fifth Avenue
A walking cane here at my side
I take it everywhere I walk
I'm an Englishman in New York
I'm an alien I'm a legal alien
I'm an Englishman in New York
I'm an alien I'm a legal alien
I'm an Englishman in New York
If, Manners maketh man as someone said
Then he's the hero of the day
It takes a man to suffer ignorance and smile
Be yourself no matter what they say
I'm an alien I'm a legal alien
I'm an Englishman in New York
I'm an alien I'm a legal alien
I'm an Englishman in New York
Modesty, propriety can lead to notoriety
You could end up as the only one
Gentleness, sobriety are rare in this society
At night a candle's brighter than the sun
Takes more than combat gear to make a man
Takes more than a license for a gun
Confront your enemies, avoid them when you can
A gentleman will walk but never run
If, Manners maketh man as someone said
Then he's the hero of the day
It takes a man to suffer ignorance and smile
Be yourself no matter what they say
I'm an alien I'm a legal alien
I'm an Englishman in New York
I'm an alien I'm a legal alien
I'm an Englishman in New York

Оставшееся время учащиеся работают самостоятельно, по необходимости прибегая к помощи и консультации учителя, продумывают не только содержание, но и форму своего проекта, используют прием коллажирования, рисунки, фотографии и так далее.

Следующее занятие полностью посвящено защите проектов и рефлексии проектной деятельности. Необходимо дать возможность выступить всем желающим.

Особо следует сказать об оценивании проектной деятельности. Очень часто это оказывается проблематично, поэтому лучше использовать рейтинговую оценку. Во время защиты проектов учащиеся работают по предложенным им схемам, например:

surname The most interesting story The best-illustrated project The best English

Работа над данным проектом дает ощутимый психологический эффект, способствует созданию положительной Я-концепции личности, мотивирует личность учащегося к самопознанию и саморазвитию, воспитывает бережное отношение к своей личности и окружающим людям.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. -М., 2003.
  2. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? - М.: Просвещение, 1993.
  3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения. - М.:Просвещение, 1987.
  4. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  5. Lebedev J. Top Ten Reasons For Studying a Foreign Language. - M.: Менеджер, 2001.
  6. Rixon Sh. Communication Games - Macmillan.1981.
  7. Сутормин А.И. Thoughts That Help Us Live. - M.: Парамедикл, 1992.
  8. Практика английского языка English for Pleasure and Development. Ростов-на-Дону; "Феникс", 2005.
  9. http// www.Native-English.ru/

Приложение.