Работа над ученическим социально-значимым проектом

Разделы: Внеклассная работа


В статье мне хочется описать основные этапы работы над ученическим социально-значимым исследовательским проектом и предложить рекомендации по мотивации и организации работы как группы учащихся, так и каждого ее участника, а также рассмотреть основные навыки и умения, которые приобретаются детьми.

Данный материал является отражением опыта работы над проектами по защите окружающей среды, над которыми мои учащиеся работают с 2006 года. Результаты работы над одним из проектов “Музыка и человек” были представлены на международной конференции YouthCaN—2007 в США.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов iearn.org и youthcanworld.org.

Цель работы над социальным проектом: сформировать у подростков следующие компетентности и умения:

  • Определять проблему, решение которой даст определенный результат;
  • Разрабатывать план активных действий для решения проблем;
  • Находить и фиксировать принятые решения с целью вовлечения в работу наибольшего числа людей из разных слоев населения (одноклассников, учителей, родителей, соседей и т.д.);
  • Исследовать и представлять результаты своей работы официальным лицам, от которых зависит принятие решений (школьной администрации, представителям местной власти и т.д.).

Практические навыки и умения, которые учащиеся получают, работая над проектом:

  • Навыки общения: ведение дискуссий, споров, переговоров;
  • Умение составлять отчет;
  • Навыки сбора, фиксирования и обработки данных;
  • Умение пользоваться различными источниками информации;
  • Понимание нужд и интересов определенных групп людей;
  • Понимание возможного конфликта социальных, экономических, экологических и других интересов;
  • Презентация своего видения решения проблем.

Как сделать проект успешным

  • Избегайте сложных в техническом исполнении проектов;
  • Не пытайтесь решать глобальные проблемы, а сосредоточьтесь на решении практических задач;
  • Попытайтесь сделать проект интересным для учащихся и их родителей;
  • Проведите предварительные исследования, чтобы показать актуальность работы над проектом.

Как создавать команду для работы над проектом

Работа группы всегда сопряжена с рядом объективных сложностей. Руководитель проекта должен это понимать и не отмахиваться от проблем, а искать пути их решения. Прежде, чем собирать команду учащихся для работы, заполните предлагаемую ниже таблицу и определите для себя возможные пути решения обозначенных проблем:

Проблема Решение
Создание новой команды требует времени
Участники должны чувствовать себя частью команды
Взрослые не должны давить на детей и навязывать им свое видение проблемы
Команда должна собираться после уроков в удобное для всех время

Поддержка и мотивация группы

После того, как команда сформировалась, учитель должен поддержать интерес каждого участника к работе в группе, найдя ответы на вопросы:

  • Как организовать работу группы как единого целого?
  • Какой вклад в интересах всех может внести каждый?

Поддержка группы

Учитель должен направлять работу группы таким образом, чтобы:

  • Каждый чувствовал себя активным участником процесса;
  • В группе не было конфликтов;
  • Лидеры давали возможность высказываться всем членам группы.

Поддержка каждого

Учитель должен знать и понимать следующее:

  • Цели каждого участника группы;
  • Способности каждого обсуждать проблемы в группе;
  • Как поддержать каждого участника группы.

Формальное признание и оценка работы каждого

Необходимо довести до каждого участника группы ответы на следующие вопросы:

  • Можно ли получить сертификат или иной документ, подтверждающий участие в работе над проектом?
  • Какие существуют способы поощрения?
  • Как оформить полученные материалы для портфолио?

Планирование работы над проектом

После того, как группа выбрала тему проекта, надо определить, какие задачи предстоит решить. Надо понимать, что результат работы над проектом — это достижение конкретных целей. Условно говоря, результаты должны быть:

  • Измеряемыми;
  • Достижимыми.

На первом этапе работы необходимо сформулировать, что мы хотим получить. Результаты можно занести в таблицу:

№ п/п Цели
   
   

Далее нам надо понять, что надо сделать, чтобы достичь цели. Результаты обсуждений также лучше зафиксировать на бумаге:

Цель 1

 

Действия (как достичь цели)

1  
2  
3  

Должны быть четко расписаны действия всех членов группы и определены сроки:

Действие 1

Кто выполняет В какие сроки
   

и т.д.

На следующем этапе целесообразно свести все действия в один план работы над проектом (кто, что делает, когда).

Кого надо привлекать к работе над проектом.

Необходимо решить, надо ли привлекать кого-нибудь к работе над проектом. Могут ли учащиеся самостоятельно получить все необходимые данные и информацию. Помните, что люди не всегда охотно вовлекаются в работу.

Заполните предлагаемую таблицу:

Кто может помочь Почему его стоит привлекать к работе над проектом Что вы можете попросить его сделать
     

Если вы решили попросить у кого-нибудь помощи, то следуйте данным советам:

  • Вежливо и четко объясните, почему вы просите помощи;
  • Убедите собеседника, что вы надеетесь именно на его помощь;
  • Выберите нужный способ общения (личные беседы, письма, телефонные разговоры).

Определение успешности работы над проектом.

Для того, чтобы определить, успешной ли была работа, сведите результаты всех действий и решите, все ли участники группы довольны ими, привели ли полученные результаты к достижению поставленных целей. Это будет видно из таблицы:

Цель 1

 

№ п/п Действие Результат Устраивает ли результат группу
       

Несколько советов руководителю проекта:

  • Будьте вдохновителем группы;
  • Направляйте работу, а не учите, что надо делать;
  • Помните, что учащиеся должны быть уверены в нужности проекта;
  • Не забывайте, что мнения и взгляды ребенка надо принимать с уважением, сделайте так, чтобы ему хотелось высказывать их;
  • Обеспечьте необходимую поддержку и помощь.

Как избежать возможных ошибок:

  • Учитывайте уровень развития участников группы и потенциальной аудитории;
  • Принимайте точку зрения детей, а не навязывайте свою;
  • Тщательно готовьтесь к защите проекта или к презентации результатов работы, чтобы докладчики могли ощутить успех своего выступления, а следовательно, нужность выполненной работы.

Обобщая и дополняя вышесказанное, мне хотелось бы представить таблицу, показывающую, какие компетентности и навыки приобретают и развивают учащиеся, работая над проектами, какими видами деятельности и приемами они овладевают

Компетентности, умения Необходимые навыки Виды деятельности (Приемы)
Определять стремления и ставить цели
  • Постановка конкретной задачи.
  • Постановка задачи для получения конкретного результата.
  • Выбор темы проекта. Создание банка идей. (Мозговой штурм, дискуссия “Совместный поиск”)
  • Оценка актуальности тем. (Диспут)
Понимание необходимости отражения различных точек зрения Определение разброса и учет всех точек зрения и интересов по конкретному вопросу.
  • Подбор аргументов за и против. (Предсказание, дискуссия, классификация)
Признание прав респондентов
  • Определение прав респондентов.
  • Объяснение, как эти права будут защищаться.
  • Демонстрация разумного подхода к нуждам респондентов, участвующих в исследовании.
  • Умение слушать.
  • Работа в группе.
  • Привлечение к работе помощников.
  • Ведение бесед.
  • Интервью.
Умение определять подходящие средства и методы проведения исследования
  • Определение подходящих форм опроса.
  • Понимание как создаются опросные листы.
  • Умение ставить вопросы.
  • Выделение главных вопросов.
  • Понимание разницы между “открытыми” и “закрытыми” вопросами.
Работа с различными источниками информации, изучение существующего опыта.
Умение создавать план работы
  • Разработка плана действий.
  • Составление расписания.
  • Составление плана работы над проектом.
  • Определение сроков работы.