Статья "Творчество начинается с мечты и радости"(о работе учителя русского языка и литературы национальной школы)

Разделы: Русский язык


“Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах…” Ш.А. Амонашвили

“Учитель- человек, который может делать трудные вещи легкими”. Р. Эмерсон.

  • Каким быть учителю ХХ1 века?
  • Какие качества педагога нужно видеть прежде всего?
  • На что необходимо ориентироваться в первую очередь при анализе работы?
  • Какие наиболее эффективные методы, приёмы и формы работы использовать в обучении русскому языку как неродному?

Эти и другие вопросы ставит перед собой каждый учитель-словесник, который работает в соответствии с данными современными требованиями:

  • современный учитель должен оперативно воспринимать то новое, что становится наиболее актуальным в вопросах образования;
  • современный учитель стремится к тому, чтобы выявлять индивидуальные особенности учащихся, их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально;
  • современный учитель владеет такими технологиями, которые позволяют ему формировать человека ищущего, стремящегося к самосознанию, самоопределению, самореализации.

Я как учитель русского языка и литературы национальной школы являюсь для своих учеников проводником в мире слова двуязычной и бикультурной личности, сопрягающей родную и русскую культуры. Я не просто веду учеников по маршрутам учебных программ, а помогаю ребятам увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием поразительное разнообразие мира русской речи. Считаю, что учитель формирует душу ребёнка, чуткую к доброте и красоте.

Некоторые мои ученики приходят в школу уже со знанием русского языка и на основе этого знания осваивают теорию русского языка- правила правописания, правила словообразования, синтаксис, классификацию частей речи. Это не бытовой язык, а книжный, это научный стиль речи. Я радуюсь, что моим ученикам это доступно.

Есть такие дети, которым надо сначала научиться говорить по - русски, т.е. научиться общаться на языке. Для этого им нужна другая теория языка- для них нужно по-особому классифицировать языковые средства, необходимые для выражения определённой семантики, а затем на уроках им надо показывать, как эти средства функционируют в языке, как их правильно сочетать во фразе. (в этом случае мой главный помощник- родной алтайский язык). Детям нужно долго и упорно тренироваться, чтобы новые для них способы выражения разных смыслов вошли в их сознание, и они заговорили бы по-русски. И только потом они смогут изучать теорию русского языка.

Так как же обучать детей в школе? Я не могу посоветовать один какой- то метод. Методов очень много. В преподавании русского языка в современной школе используется самые разнообразные подходы и методы. У каждого из подходов есть свои преимущества. Любой подход имеет право на существование и своих “адресатов”, как учителей, так и учеников, с определенными психологическими особенностями. Главное для нас – знать и учитывать не только сильные, но и проблемные стороны избранной методической системы, уметь сочетать любую технологию образования с индивидуальным подходом к ученику, с направленностью на развитие его личности. В условиях нашей школы – это обязательное использование элементов этнотехнологии, внедрение национально- регионального компонента. В своей работе я должна учитывать не только уровень подготовки, степень овладения языком, но и национально- психологические особенности учащихся.

Ребёнок- алтаец отличается в основном скованностью, за которым богатый внутренний мир. Свои переживания, мысли, понимания он точно высказать не может, речь бедна, где совершенно отсутствует эмоциональность. Дети очень сдержанны в своих высказываниях. Изучив особенности воспитания алтайской семьи, мировоззрение алтайцев, среду и место проживания, следует сказать, что в основе обучения и воспитания ребёнка лежит природосообразный принцип, то есть учёт этнографических особенностей ребёнка. На генетическом уровне заложено, что алтайцу легче выразить свои мысли, когда ребёнок находится среди природы. Ребёнок думает, мечтает, фантазирует, напрягая все свои силы и возможности, старается реализовать себя, как человека в жизни. Реализованный человек и составляет гармонию в мире.

Необходимость обращения к рассмотрению национально- регионального компонента закреплена в программах по предмету, рекомендованных Министерством образования России и в концепции Национальных школ Республики Алтай, где одним из ведущих принципов выдвинут принцип “приобщения молодого поколения к национальной культуре, обычаям и традициям других народов, к их духовным и нравственным ценностям” и тем самым воспитания общечеловеческих качеств.

Наиболее приемлемым для себя я считаю личностно ориентированный подход в обучении русскому языку.

Тема моей творческой работы, над которой я работаю в течение последних пяти лет “Личностно ориентированная модель обучения как средство повышения грамотности учащихся” (Опыт работы обобщён в начале учебного года во время прохождения очередной аттестации). Какой же круг проблем стоит в центре этой творческой работы? В самых общих чертах он может быть обозначен следующим образом: как ввести ребёнка в такую область действительности как язык? Как построить дальнейшую деятельность учеников для языкового и общеинтеллектуального развития ребёнка? Как правильно решать психологические проблемы учащихся в изучении русского языка?

Мир стоит на пороге нового тысячелетия. Несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по- прежнему стоит человек. Всё в новом веке будет зависеть от него, сейчас ещё ребёнка, но уже человека ХХ1 века. А вследствие этого во многом от моей работы как учителя и воспитателя зависит, кто завтра возглавит республику, кто будет стоять у истоков науки, выведет культуру на её истинное место в обществе. Как воспрепятствовать тому, чтобы поколение детей не стало “потерянным поколением? Можно ли школу сделать островком нравственности, доброты, любви, порядочности в том неспокойном мире, который окружает нас?

Все учителя, болеющие за судьбы детей, постоянно думают об этом. Свой носильный вклад в это дело пыталось внести и я.

Сегодня я прилагаю все свои силы, творчество и стараюсь превратить каждый урок в урок жизни.

А что такое урок?

Для меня – это радостная и волнующая встреча с моими учениками, это возможность дать ребёнку реализовать себя без боязни быть непонятым. Это и сцена, на которой я играю и заново познаю мир вместе с детьми.

Я вхожу в класс с улыбкой, оставляя за дверью груз повседневных забот. И вот они минуты урока и я. Каждый урок должен развивать навыки грамотного письма, навыки владения устной и письменной речью. Деятельностью учащихся и качество усвоения учебного материала должно находиться под постоянным контролем. На уроках должен преобладать хороший психологический климат, все учащиеся должны чувствовать себя и активно включаться в работу. Какой я должна быть на уроке?

Главнейшей особенностью педагога следует признать великодушие. Величие души- это способность бескорыстно жертвовать своими интересами ради дела, которому служишь, в отсутствии злопамятства, в разумной доброте сердца. Александр Довженко сказал: “Не должно быть, чтобы ум получил высшее образование, а сердце не имеет даже и низшего, то есть и в малом и большом Человеком быть, ибо только человек может растить человека”.

Нет окончательной Истины ни в науке, ни в искусстве. Нет человека, всё познавшего и всё сумевшего. Нет и методики, которая позволила бы всех и всему научить.

Но возможна ли жизнь без стремления к совершенству? Без поисков?

P.S. Я желаю всем коллегам творческих находок, побед, открытий в деле воспитания и образования подрастающего населения новой России!