Параллельное соединение проводников

Разделы: Физика


Тип урока: изучение нового материала

Время проведения: 45 мин

Ведущий метод: проблемное изложение

Приемы: эвристическая беседа.

Цели:

  • Образовательная: формирования навыков у учащихся в применении формул параллельного соединения;
  • Развивающие: развитию мыслительных операций: анализ, аналогия, сравнение, обобщения, внимания; монологической и диалогической речи;
  • Воспитательные: формирование активной личности, воспитание навыков аккуратной работы (записи в тетради и на доске), формирование навыка самостоятельной работы.

Задачи:

  • проведение работы по повторению изученного материала;
  • ввести в рассмотрение новый тип соединения;
  • вывести формулы для параллельного соединения
  • продемонстрировать и научить применение формул параллельного соединения;
  • проверить уровень сформированности умения применять формулы и работать с приборами;

Оборудование: мультимедийный проектор, набор приборов на каждый стол (источник тока на 4В, ключ, амперметр, резистор, реостат, вольтметр), раздаточный материал

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний.
  4. Введение нового материала.
  5. Воспроизведение.
  6. Проверка степени усвоения материала.
  7. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Презентация

  1. Проверка домашнего задания.
  • Какое соединение изображено на рисунке (рис.1.)?

(Рисунок 1)

  • Какое соединение называют последовательным?
  • На рисунке представлено последовательное соединение. Сформулируйте, какая взаимосвязь существует между физическими величинами, характеризующие электрический ток.
  • Выполните задания по карточке (рис.2).

(Рисунок 2)

  1. Начертить принципиальную схему электрической цепи и указать знаками (+;-) полярность зажимов измерительных приборов.
  2. Найдите напряжение на реостате R1 и R2
  3. Вычислить фактическое сопротивление каждого реостата.
  4. Вычислите полное сопротивление последовательного соединения реостатов
  1. Актуализация знаний.

Какой прибор на схеме был соединен не последовательно? Как подключается вольтметр?

  1. Введение нового материала.

Посмотрите на следующий рисунок (рис.3).

(Рисунок 3)

При параллельном соединении проводников входы проводников подсоединены к одной точки цепи, а выходы проводников к другой точке.

Резисторы независимо от их величины находятся при одинаковом напряжении U (рис.4.).

(Рисунок 4)

U=U1=U2

I = I1 + I2

В объяснении материала опираюсь на аналогию течения воды по каналу с течение электрического тока по проводнику, где молекулы воды отождествляются с движущимися заряженными частицами.

  1. Воспроизведение.
Решить задачу. R1=4 Ом, R2=6 Ом, соединены параллельно и подключены на напряжение U=24 В (рис.4). Определить I , I 1, I2, и общее сопротивление.
  1. Проверка степени усвоения материала.
  • Собрать электрическую цепь (рис.6.)и подключить к источнику тока.

(Рисунок 5)

  • Снять показания приборов. Записать сопротивление резистора.
  • Определить силу тока на резисторе, на реостате.
  • Вычислить сопротивление реостата.
  • Найти общее сопротивление

Учащимся раздаются материал, который содержит схему цепи электрической и бланк для записи практической задачи.

Практическая работа

Фамилия имя ________________________________

  • Показания приборов:

U = _______; тогда U1 = _______; U2 = _______;

R1 (резистора) = _______.

  • Сила тока на всем участке I = ________.
  • Сила тока на резисторе согласно закону Ома I 2= ___________. Используя формулу связи сил тока для параллельного соединения I1 (реостата) = _____________.

Согласно закону Ома сопротивление лампы R2 (реостата) = _______________.

Общее сопротивление согласно формуле для параллельного соединения R = ______________.

  1. Итог урока. Домашнее задание.
  • §17, вопросы
  • № 72, стр.140