Социальное партнерство – одно из условий развития деятельности в современных условиях

Разделы: Администрирование школы


Последнее десятилетие ХХ и начало ХХI веков для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Новый экономический уклад, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных и образовательных ресурсов в корне меняют современные отношения в обществе. В этих условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между школами и предприятиями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости, управлением образованием, студентами и их родителями, т.е. с теми, кто становится не просто потребителем «продукции» образовательного учреждения, но и должен быть источником его финансового благополучия.

Социальное партнерство в широком смысле – это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные результаты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. Прежде всего, это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему.

Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:

  • партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
  • партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общества;
  • партнерство, которое предлагает система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

Можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители двух (или нескольких) организаций начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой из них и обществу в целом.

Оно строится на четко определенных правилах:

  • на заинтересованности каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем;
  • на объединении усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации;
  • на конструктивном сотрудничестве между сторонами в разрешении спорных вопросов;
  • на стремлении к поиску реалистичных решений социальных задач;
  • на взаимоприемлемом контроле и учете интересов каждого из партнеров;
  • на правовой обоснованности «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.

Основания для партнерства

  • Финансовые вливания
  • Совместные исследования
  • Работа над грантами
  • Обмен технологиями
  • Взаимообмен кадрами
  • Создание общей материально-технической базы.

Сегодня одним из важных субъектов образовательного процесса является музей, который обладает стабилизирующей функцией в обществе и является основой формирования исторически конкретного индивидуального сознания. Являясь транслятором традиций, музей способствует поддержанию определенного равновесия и сбалансированности систем ценностей различных поколений, а также является одним из возможных социальных партнеров.

Для реализации идеи социального партнерства в музейной деятельности применяются такие понятия как менеджмент и маркетинг.

Понятие менеджмент (англ. management от to manage – управлять) обозначает совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, а также интеллектуальными, финансовыми и другими ресурсами.

Одним из инструментов музейного менеджмента является создание перспективного плана – в процессе разработки которого, четко формулируются желаемые цели и намечаются пути их достижения.

В процессе планирования следует учитывать три ключевых момента:

  • четко представлять себе, в расчете на кого создается план, то есть выявить аудиторию;
  • достигнуть полного и ясного понимания того, к чему стремится музей, то есть выстроить иерархию целей и задач;
  • проанализировать факторы, ограничивающие воплощение проекта.

Необходимо, чтобы в разработке участвовали сотрудники музея, другие заинтересованные группы и лица, имеющие отношение к музею, ведь именно они могут оказать музею поддержку в тяжелые времена: местные власти, центральное правительство, вышестоящие руководящие органы, посетители, исследователи, спонсоры, друзья музея. Успеха музей добивается в том случае, когда ему удается учитывать и сочетать эти разнонаправленные интересы, не отдавая предпочтение ни одной из групп.

Разработка перспективного плана состоит из следующих стадий:

1. Формулирование или переосмысление миссии музея, то есть цели, проясняющей природу и сферу деятельности музея (сведения о проделанной ранее работе и достигнутых успехах, «мозговая атака»)

2. Анализ существующего положения дел.

При этом особое внимание уделяется выявлению сильных и слабых сторон музея, а также открывающихся возможностей и предстоящих трудностей для развития музея в будущем. Для того чтобы оценить положение дел в музее, специалисты предлагают использовать ПЭСТ и СВОД анализы.

ПЭСТрасшифровывается как Политическая, Экономическая, Социальная и Технологическая среда. Цель этого анализа состоит в оценке возможностей дальнейшего развития музея в контексте внешней по отношению к нему ситуации, степень контроля над которой хотя и мала, но учитывать ее необходимо. Внешними факторами, способными повлиять на решение наиболее важных для музея проблем, могут быть:

а) политические факторы – возможные изменения в правительстве или проводимой им политике, существующем законодательстве, организационной структуре музеев;

б) экономические факторы – изменения в местной или национальной экономике, оказывающие воздействие на количество или категории потенциальных посетителей, на уровень дохода потенциального посетителя, на качество предоставляемых музеем услуг;

в) социальные факторы – демографические изменения, оказывающие влияние на музейную аудиторию; усиление конкурентной борьбы за финансовые ресурсы и посетителя; новые возможности рынка, связанные с ростом туризма, обменом выставками; усиление роли музеев в решении социальных проблем;

г) технологические факторы – рост требований и ожиданий со стороны посетителей по мере усовершенствования стандартов подачи музейных коллекций и средств коммуникации; широкое распространение компьютеризированных систем, предоставляющих постоянный круглосуточный доступ к информации.

В ходе СВОД анализа рассматриваются Слабые стороны, Возможности, Опасности и Достоинства музея, то есть сопоставляются внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на развитие музея. Внутренние факторы – число посетителей, коллекции, выставочная деятельность, обслуживание посетителей, финансирование, генерирование дохода – могут быть как слабыми сторонами, так и достоинствами музея. Внешние факторы – политические, экономические, социальные и технологические – могут, как создавать благоприятные возможности, так и таить опасности для развития музея.

СВОД анализ позволяет понять степень эффективности прошлой работы музея, выявить имеющиеся проблемы и наметить пути их решения.

3. Определение общего направления развития.

Формулируемые цели, согласно «золотому правилу», должны быть:

  • актуальными;
  • приемлемыми, то есть отражающими интересы широкого круга заинтересованных лиц.
  • реальными, то есть осуществимыми на основании всех имеющихся ресурсов.

И здесь большую помощь окажет маркетинг (англ. marketing – акт покупки и продажи на рынке от market – рынок) – система мер, направленных на максимально выгодный (прибыльный) сбыт продукции, а также инфраструктура по рекламе товара, изучению и формированию спроса.

Сначала задайте себе вопрос: «Зачем ученики приходят в музей?» По мнению учащихся нашей школы, они приходят в музей для того, чтобы:

  • узнать что-то новое – 5%
  • попробовать себя в роли экскурсовода – 15%
  • участие в мероприятиях музея как источник пополнения портфолио – 23%
  • увидеть интересующую коллекцию или выставку – 33%
  • общение с интересными людьми – 24%

Затем подумайте о том, почему учащиеся не ходят в музей?

  • Не хватает времени – 9%
  • Не знают, где находится музей – 3%
  • Отсутствие знаний о культуре поведения в музее – 18%
  • Не знакомы с программой музея – 26%
  • Экспозиции музея не являются значимыми и необходимыми – 44%

Для того чтобы люди чувствовали себя в музее спокойно и уверенно, они должны получить предварительную дифференцированную информацию, развеивающую их предубеждения.

Поэтому краеугольным камнем любого маркетинга является анализ реальной и потенциальной аудитории музея, умение стать на позицию посетителя и его глазами взглянуть на музей. «Нельзя угодить всем сразу», - таким принципом должен руководствоваться музей, определяя свою миссию и создавая свой продукт. Существует несколько категорий посетителей в работе с которыми использует разные приемы и методы: это могут быть местные школьники, семьи, туристы, представители различных культур.

Согласно базовой схеме классификации спроса, потребители обычно делятся на четыре основные группы:

  • тех, кто не знает о предлагаемых товарах и услугах, поэтому их не потребляет;
  • тех, кто знает, но не потребляет;
  • тех, кто знает и потребляет;
  • тех, кто знает, но потребляет конкурентные товары и услуги.

По наблюдениям экспертов, в России очень велика доля тех, кто не знает о предлагаемом музейном продукте и по этой причине не становится его потребителем. Поэтому в музейном маркетинге особая роль должна отводиться так называемым «завоевательным» маркетинговым стратегиям, которые направлены на информирование потенциальной аудитории и рекламу музейного предложения.

Если музей свою приоритетную задачу видит в увеличении посещаемости, то, с точки зрения маркетинга, наименее затратным способом ее решения будет концентрация усилий на тех людях, которые уже являются музейными посетителями. Но если музей предполагает расширить или сменить аудиторию, ему необходим анализ различных видов статистики, например, местных или общенациональных отчетов о структуре населения и ее изменениях, современных тенденциях в области развития туризма.

Таким образом, в настоящее время, по мнению одного из ведущих специалистов по музейному маркетингу Т.В. Абанкиной, эффективная маркетинговая стратегия состоит в формировании корпоративного предложения: межмузейное сотрудничество, совместные программы с другими организациями и учреждениями культуры, партнерские проекты. При этом основу предлагаемого продукта составляют взаимодополняющие товары и услуги, которые провоцируют их комплексное потребление в определенных пропорциях. Такой продукт может создаваться совместными усилиями музея и туристических организаций, музея и образовательных учреждений, музея и индустрии развлечений и т.д.

Одним из важнейших направлений деловой активности учреждений культуры стало освоение технологий отношений с общественностью. Во второй половине 1980-х гг. в Россию пришло понятие Public Relations (англ. public – общественный + relations – отношения, связи), которое до сих пор не получило однозначного истолкования в русском языке. Одним из наиболее универсальных считается определение PR как управленческой деятельности, направленной на установление взаимовыгодных гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации.

PR включает текущие мероприятия и PR-кампании, цель которых – достижение вполне конкретных результатов, способных сформировать или изменить отношение целевых групп к музею, его программам и проектам.

PR может осуществляться прежде всего через средства массовой информации: так, например, музеи рассылают теле- и радиокомпаниям и ведущим журналистам:

  • пресс-релизы – сообщения, содержащие важную новость или полезную информацию для широкой аудитории, например, о предстоящем вернисаже, выставке;
  • пресс-справки – информация о текущих мероприятиях, не являющихся сенсацией (например, о ходе реставрации);
  • пресс-пакеты – подборка материалов с приложениями и фотографиями.

Также с этой целью проводятся брифинги, пресс-конференции, «круглые столы», публичные дискуссии, презентации; организуются просмотры выставок. В целях формирования общественного мнения представители музея выступают в различных клубах и обществах, устраивают приемы для местного сообщества и политических лидеров, проводят специальные экскурсии для VIP-персон.

Музей может влиять на аудиторию как непосредственно в своих стенах, так и через рекламу и паблисити (скрытую рекламу-информацию). Наряду с традиционными выносными щитами с информацией о работе музея, в качестве носителя рекламы используются различная сувенирная продукция, упаковочные средства с символикой и названием музея, плакаты, размещаемые в общественном транспорте, вкладыши и листовки, прилагаемые к почтовым отправлениям или газетам, объявления в газетах и журналах, на радио и телевидении.

Паблисити (англ. publicity – публичность, гласность) формируют отзывы партнеров и клиентов, деятельность самой организации, а также средства PR – пресс-релизы, статьи, репортажи, пресс-конференции. Эти средства имеют ряд преимуществ перед рекламой: они пользуются большим доверием, поскольку воспринимаются как объективные новости, а их подготовка и размещение обходится дешевле.

Огромные возможности для информирования аудитории дает Интернет. В наши дни очень многие музеи имеют во Всемирной паутине свою индивидуальную страницу – сайт (от англ. site – место, участок), с помощью которой они знакомят своих компьютерных пользователей с перспективными и текущими направлениями деятельности, анонсируют предстоящие мероприятия, рекламируют услуги. Интернет позволяет организовывать интерактивное общение любых профессиональных групп и аудиторий, открывает безграничные возможности для представления музейного продукта, прежде всего за счет различных видов современных «электронных» публикаций и интерактивных продаж в виртуальных магазинах, ярмарках и выставках.

4. Разработка стратегии, отвечающей поставленным целям (включая четко прописанные конкретные задачи, решение которых позволит добиться желаемых результатов).

5. Обеспечение финансовой базы (бюджета).

Для того чтобы готовить разнообразные программы, претворять в жизнь задуманные проекты и просто решать свои насущные проблемы, связанные с хранением коллекций, научно-исследовательской и культурно-образовательной деятельностью, музею необходимо расширять источники финансирования.

В 1970-е гг. в зарубежной музейной сфере появилось, а десятилетие спустя уже прочно укоренилось понятие фандрейзинг(англ. fund – денежные средства, raise – добывать), обозначающее комплекс работ по привлечению финансовых средств для реализации некоммерческих проектов.

В российском законодательстве уже закреплены такие основополагающие принципы налогообложения, которые создают экономические стимулы для участия коммерческого сектора в формировании бюджета культурных проектов; государство постепенно начинает включаться и в процесс внебюджетной поддержки музеев: специальные правительственные, региональные и муниципальные программы, конкурсы на гранты Президента и Министерства; существует система организаций – фондов, которые разрабатывают специальные благотворительные программы в области культуры, финансируемые различными структурами, и оказывают помощь в виде грантов – безвозмездной финансовой и материальной поддержки.

В отличие от благотворительности спонсорство это коммерческая «сделка» между бизнесом и учреждением культуры. Спонсорство, прежде всего, является частью рекламной компании любой коммерческой структурой, а также инструмент для создания положительного имиджа и репутации компании.

Спонсорская поддержка может заключаться не только в финансовых вливаниях. Она может осуществляться, например, в виде предоставления оборудования, транспорта для перевозки детей из школы в музей, а также профессиональных услуг в тех областях, в которых музеи не имеют достаточно квалифицированных штатных работников – для выполнения инженерных и архитектурных работ, решения юридических вопросов.

Умение музея выявить интересы потенциального спонсора и использовать их в своих целях составляет ключевой момент в любой кампании по фандрейзингу.

Фандрейзинг в музее начинается с создания информационной базы данных о потенциальных спонсорах отдельных людях и компаниях. В нее включаются сведения о предмете их деятельности, сфере интересов, традициях спонсорства, его потенциале, данные об администрации, ее ценностных ориентирах. В процессе создания информационной базы данных о потенциальных спонсорах особое внимание следует уделять бизнесу, имеющему точки соприкосновения с музейной действительностью.

После подготовки информационного обеспечения фандрейзинговой программы наступает этап ее осуществления, то есть обращения к спонсору. Исходной посылкой этого обращения должно быть ясное понимание того, что спонсорство – это двусторонний процесс, взаимовыгодная сделка, от которой пользу должна получить каждая из сторон. Согласно рекомендациям специалистов, хорошо продуманное деловое предложение составляется в письменной форме и обычно включает в себя следующее:

  • краткая аннотация предложения, дающая общее представление о проекте;
  • информация о музее, его миссии, достижениях и поставленных задачах (они должны быть созвучны политике спонсора);
  • описание проекта и обоснование целей, которые предполагается достигнуть в ходе его реализации;
  • детальное описание заранее просчитанного резонанса, который получит проект;
  • бюджетные расчеты, показывающие, как и на что будут использоваться денежные ресурсы и помощь в виде товаров или услуг;
  • описание конкретной выгоды для спонсора: что получит потенциальный партнер музея в обмен на оказанную поддержку;
  • заключение, в котором еще раз оговариваются преимущества и польза данного проекта.

Опытные специалисты по фандрейзингу настоятельно рекомендуют музеям устанавливать личные контакты и связи с потенциальными спонсорами.

Для спонсоров поддержка музейных проектов имеет немало привлекательных сторон

  • Это могут быть дополнительные возможности для рекламы своей деятельности, товаров и услуг.
  • Участие в социально значимых проектах и программах не только демонстрирует прочное экономическое положение спонсоров, но и создает им привлекательный имидж.

Доступ к музейному собранию, условия для самообразования и общения, творчества и проведения досуга, предоставление информации, помощь в образовательной и просветительной деятельности, реклама и формирование имиджа – вот далеко не полный перечень тех услуг, которые предлагает музей.

Что еще может предложить музей своим потребителям в качестве «товара»? Это экспозиции и выставки, различные формы культурно-образовательной деятельности. Книги, каталоги, буклеты и другая полиграфическая продукция, связанная непосредственно с тематикой музея или близкая к ней, а также видеофильмы, слайды и другие издания, использующие современные информационные технологии, также могут стать одной из статей доходной части музея. Но для того, чтобы издаваемые тиражи оказались коммерчески целесообразными, необходима финансовая поддержка спонсоров.

Вместе с тем было бы неверным полагать, что музей может работать по принципу самоокупаемости.

6. Разработка механизма мониторинга и оценки эффективности работы.

Показатели успешности социального партнерства:

  1. оценка качества партнерства;
  2. наличие общей организационной структуры (Ассоциации, Советы и т.п.);
  3. степень экономической независимости;
  4. высокий уровень удовлетворенности партнеров взаимодополняемостью.

В современном образовательном пространстве школьный музей играет важную роль в организации работы с учащимися и их родителями, является центром дополнительного образования учащихся в направлении гражданско-патриотического и культурно-нравственного воспитания. Современный школьный музей это не только школьный кабинет, где хранятся экспонаты, связанные с историей школы и историей города, края, страны, это место, где учащиеся могут реализовать свои возможности и способности, расширить кругозор, получить возможность проявить свои лучшие человеческие качества.

В динамично меняющемся обществе выигрывает тот, кто быстрее адаптируется. А с позиции экономической адаптивности огромное значение приобретает профессиональная мобильность, поэтому чрезвычайно важно формировать те навыки, которые повысят адаптивность сегодняшних школьников в будущем. Так как самая высокая конкурентоспособность на рынке труда будет у тех, кто умеет экономически мыслить, самостоятельно находить и качественно осваивать новую информацию.

В идеале нашему выпускнику нельзя будет, например, «запудрить мозги» с помощью даже самой изощренной предвыборной технологии, ибо он способен сделать самостоятельный осознанный выбор (и голосовать он будет и сердцем, и умом). А разве вырастить таких выпускников – это не Великая Мечта?

Необходимо, на наш взгляд, сделать все возможное для того, чтобы школьные музеи развивались и процветали, и одним из возможных путей является создание системы отношений социального партнерства.

Приложение