Авторская программа по технологии в начальных классах "Текстильные материалы"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Содержание курса “Текстильные материалы. Обработка шерсти. Получение пряжи. Вязка” направлено на овладение младшими школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной обработки шерсти, получение пряжи, вязки, знакомство наиболее распространенных в быту и хорошо известных текстильных материалов.
Программа содержит примерный перечень практических работ, наблюдений. Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиции, возможностей школы вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень изделий и практических работ. При этом нельзя забывать о доступности и посильности для младших школьников.
Приобретение навыков культуры труда учащихся – одно из основных требований программы трудового обучения в начальных классах: как ученик готовит рабочее место, соблюдается ли порядок до конца урока, правильно ли использует инструменты, рационально ли расходует материал и время при изготовлении изделия.
Учитель сам решает, какие приемы и методы применить на уроке, какую выбрать форму обучения для успешного развития трудовой активности и самостоятельности учащихся.
Использование технологических карт увеличивает время практических работ, позволяет самостоятельно решать практическую часть урока.

Цель.

Подготовка учащихся к самостоятельной жизни.

Задачи:

  1. Передача опыта взрослых детям, усвоение детьми определенных знаний об обработки шерсти и волокнистых материалов с использованием простейших инструментов ручного труда, дальнейшее совершенствование умений работать по технологической карте.
  2. Формирование у детей обще трудовые умения, культуру труда, активного творческого отношения к труду, самостоятельность в труде, трудовую дисциплину, планировать и организовать свою работу, работу товарищей, осуществляет самооценку и самоконтроль в труде.
  3. Воспитание трудолюбия, коллективизма.

Содержание программы

4–й класс

Бытовой труд (10 часов)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с шерстью, прялкой спицами.

Технико–технологические сведения.

Текстиль. Текстильные материалы.

Текстильные волокна. Природные волокна – Хлопок волокна хлопка. Лен. Пенька. Кенаф. Кендырь. Джут. Шерсть. Шелк натуральный – 1 час.

Химические волокна – Искусственные волокна. Стеклянное волокно. Синтетические волокна – 1 час.

Вата.
Прядение. История прядения. Пряжа. Прядение – 1 час.

Получение шерсти. Стрижка. Очистка. Прядение – 1 час. Получение пряжи. Скручивание. Обмотка. Стирка. Сматывание в клубок – 1 час. Вязание. Набор петель – 1 час. Лицевая петля – 1 час. Изнаночная петля – 2 часа.

Тема для бесед: “Из чего делается пряжа?”. “Натуральные и химические волокна”.

Опыты и наблюдения. “Моя бабушка прядильщица”. “Шерсть это тепло и здоровье”.

Практические работы. Дома участвовать при стрижки овец (осенью, весной). Очистка шерсти. Получение из двух ниток шерсти пряжу. Скручивание. Обмотка. Стирка. Сматывание в клубок. Набор петель. Лицевая петля. Изнаночная петля. Разные узоры.

Примерный перечень изделий: варежки, носочки. Одежда для моей куклы:
накидка для кровати, одеяло и т.д.

Перспективное тематическое планирование по технологии

№ п/п Кл. Кол–во ч. Тема Знания Умения и навыки Упражнения, технологические задания Техника безопасности
1 2 3 4 5 6 7 8
1 1 Работа с текстильными материалами
Текстиль, текстильные материалы. Текстильные волокна. Природные волокна. Химические волокна.
Понятие о текстиле. Волокна и их разновидности: текстильные, природные, химические. Получение и назначение, свойства волокон. Различать и выбирать волокна. Запомнить их разновидность составление ряда композиции из волокон (аппликация) Изготовление аппликационной работы из материала текстиль 1. Подготовка рабочего места.
2. Держи рабочее место в порядке.
3. Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.
4. Главное правило “Работать надо дружно!”.
2 1 Вата (волокна хлопка, шерсть животных, искусственные и синтетические волокна). Прядение (краткая историческая справка). Пряжа (натуральная, искусственная – по материалу) по выработке, по способу отделки. Прядение. Получение пряжи. Скручивание. Использование и применение ваты. История о прядении. Получение пряжи. Прядение (Прядильщица, прядильные машины, прялка, пряжа) Очистка шерсти (практическая работа, прядение (наблюдение за работой), получение пряжи, скручивание (практическая работа) Участие при очистки шерсти. Наблюдение за прядением. Получение готовой пряжи. (из 2–х ниток получение одной нитки – пряжу) скручивание. 1. Одежда для очистки: рукавички и фартуки.
2. Самостоятельное соблюдение правил гигиены и безопасности в рабочем месте с острыми вещами.
3 1 Вязальные нитки Шерсть. Скручивание. Обмотка. Отглаживание. Шерстяные, полушерстяные, шелковые нитки, искусственные и синтетические волокна. Скручивание шерсти. Обмотка. Стирка. Выполнение скручивания шерсти и обмотка. Стирка шерсти t° + 40°, +30° не допускается отглаживанию или допускается слабо нагретым утюгом. 1. Безопасность работы с острыми вещами.
2. “Работать надо
дружно!”
4 1 Сматывание шерсти клубок. Вязание. Сматывание. Понятие петля. Материал и инструменты для вязания. По технологической карте выполнение набора петель 1. Начало вязки, состояние нитки в руке. (схема).
2. Состояние спицы при снятии первой петли (схема)
3. Набор других петель (схема)
1.. Расстояние между руками и глазом 35–40 см.
2. Клубочки с правой стороны в ведерке.
3. Спина прямая.
4. Осторожная работа со спица ми те же, что в др.
5 1 Вязание Лицевые петли Обыкновенная платочная вязка (схема) Получение платочной вязки:
1-й ряд – набор петель
2-й ряд – все остальные лицевые петли
Те же.
6 1 Вязание Изнаночные петли Обыкновенная чулочная вязка 1-й ряд – набор петель
2-й ряд – вязание лицевых петель до конца ряда
3-й ряд – вязание изнаночных петель до конца ряда
4-й ряд как 2-й ряд
5-й ряд как 3-й ряд
Те же
7. 8. 2 Вязание Лицевые и изнаночные петли Выполнение изученных петель
9. 10. 2 Обобщающий урок Технология обработки натуральной шерсти в домашних условиях Получение пряжи: очистка шерсти, прядение, получение пряжи, скручивание, обмотка, стирка.

Вязание: набор петель, лицевые и изнаночные петли

Составление технологической карты получение пряжи вязки Осторожная работа со спицами те же что и др.

Схема классификации волокон, идущих на изготовление пряжи и ткани.

Из этого следует, что значительная часть волокон относится к натуральным.

Литература

  1. Программа. Начальные классы 1–4. Просвещение, 1999 год.
  2. А.М. Гукасова. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах.
  3. Н.Е. Цейтлин, А.П. Демидова. Справочник по трудовому обучению.
  4. В.И. Романина. Дидактический материал по трудовому обучению.
  5. В.Г. Машинистов. Дидактический материал по трудовому обучению.