Методическая разработка занятия по информатике

Разделы: Информатика


Раздел программы: Формализация и моделирование.

Тема занятия: Технология решения задач с помощью компьютера.

Тип занятия: урок усвоения новых знаний.

Вид занятия: деловая игра.

Цели занятия:

  • Изучить новые понятия (формализация, эксперимент, математическая модель, постановка задачи).
  • Сформировать умения переноса знания в новую ситуацию.
  • Расширить известные знания (алгоритм, программа).
  • Развить познавательный интерес и умение работы в коллективе.

Форма работы: групповая.

Методы:

  • информационный (словесный);
  • наглядный;
  • иллюстративный;
  • репродуктивный.

Межпредметные связи: иностранный язык, математика.

Материально-дидактическое оснащение урока:

  • Персональные компьютеры, процессор Pentium-IV.
  • Операционная система Windows XP, программы Microsoft Excel, Access, Word, Visual Basic.
  • Приложение 1. Задания теста «Модель. Моделирование».
  • Приложение 2. Презентация «Технология решения задач с помощью компьютера»
  • Приложение 3. Практическое задание «Создание БД Социальный паспорт»
  • Приложение 4. Практическое задание «Расчёт биоритмов человека»
  • Приложение 5. Практическое задание «Паспорт увлечений»
  • Н.Угринович «Практикум по информатике и информационным технологиям» учебное пособие

Дозировка времени. (Длительность занятия 120 мин)

1. Организационный момент ……………………………………….….3 мин.
2. Актуализация знаний……………………………………………..…..10 мин.
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала………………..8 мин.
3. Усвоение новых знаний…. …..…………………………………..…..24 мин.
4. Закрепление нового материала ……………………………………....5 мин.
5. Деловая игра………………………………………………………..….36 мин.
6. Домашнее задание…………………………………………………..…1 мин.
7. Подведение итогов занятия ………………………………………....3 мин.

Содержание и ход занятия.

1. Организационный момент.

– Приветствие.
– Цель и план урока.

2. Актуализация знаний. Тест по теме «Модель, моделирование» (Приложение 1)

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Беседа по вопросам:

– Что такое модель?
– В чем заключается процесс моделирования?
– Может ли объект иметь несколько моделей?
– Какие бывают модели? Приведите примеры материальных информационных моделей.
– Что такое формализация? Приведите примеры материальных и информационных моделей.
– В чём разница между статическими и динамическими информационными моделями?
– Приведите примеры статических и динамических информационных моделей?
– Что такое алгоритм?
– Что такое программа?

4. Усвоение новых знаний. Работа с материалом презентации «Технология решения задач с помощью компьютера» (Приложение 2)

5. Деловая игра

В наше сыскное агентство ООО «ЧУ – Р» («Что увижу – расскажу») поступил заказ: провести расследование и составить наиболее подробный портрет учащихся группы 11б класса школы №2, которых отобрали для участия в социологическом эксперименте. Методы расследования, сбора информации и составления отчёта – по выбору. Предлагаю разделиться на группы и распределить задания:

Группа 1: Создать модель процесса нахождения среднего балла по предметам математика, физикаи информатика в среде VB.
Группа 2: Создать модель биоритмов человека в приложении MS Excel.
Группа 3: Создать модель «Социальный паспорт» в приложении MS Access.
Группа 4: Создать модель «Паспорт увлечений» в приложении MS Word.

Выбрав задания, учащиеся приступают к их выполнению.

6. Закрепление нового материала

Выполнив задания учащиеся отчитываются по схеме: Вид модели – Исследуемые свойства объекта – Этапы: Сбор информации – Информационная модель – Метод – Математическая модель – Алгоритм – Программа – Эксперимент – Результат.

7. Домашнее задание:прочитать §5.5 учебника Н. Угриновича и выполнить задания после параграфа.

8. Подведение итогов. Объявление отметок за урок. Разговор о том, что нового узнали ребятана уроке.

Используемые источники информации:

  1. Информатика. 9 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб: Питер Ком, 1999
  2. Слайд презентации К.Ю. Полякова, 2007
  3. Информатика в схемах и таблицах/авт.–сост. И.Ю.Гусева – СПб.Тригон,2006