Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования и его обновление, нормализацию учебной нагрузки учащихся, ее индивидуализацию.

Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свой талант, реализовать свой творческий потенциал, все это задача сегодняшнего дня.

Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно-ориентированного обучения.

Задача учителя в процессе личностно-ориентированного обучения заключается в выявлении предпочтений ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.

Для каждого ученика определяется три основные линии развития:

1. Зона актуального развития (это – знания, умения, содержание собственного опыта, отношение к учению).
2. Зона ближайшего развития (способность к усвоению знаний).
3. Зона самореализации (активность, самостоятельность, самооценка, отношение к учению).

Проект – это значит цель, план, замысел. Следовательно, метод проектов – это педагогическая технология, цель которой ориентировать учащихся на получение знаний (порой и путем самообразования).

Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями и т.д.

В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы.

Самое важное то, что ученик, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

Основные принципы проектной работы

1. Вариативность – предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы на уроке. Что касается текстов, то этот могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы и т.д. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.

2. Решение проблем

Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем И.Я. для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а думая они учатся.
Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, так чтобы каждый ученик смог продвинуться к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.
Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь – умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов, а также анализировать результаты деятельности.

3. Личностный фактор

Посредством проектной работы ученикам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечения и т.д.

4. Адаптация заданий

Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная работа может быть  использована на любом уровне в любом возрасте. Например, проект по теме «Семья» может включать такие задания: сделать подписи под фотографиями членов семьи; нарисовать семейное древо и рассказать о своих родственниках; сравнить свое детство с детством родителей; рассказать, как в семье распределены обязанности по дому и т.д.

Это только несколько примеров возможных тем и видов работы.

Метод проектов возник еще вначале века, когда умы педагогов философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запомнить и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике.

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой разработку проблемы целостно с учетом различных факторов.

Коммуникативная компетенция является одной из основных целей обучения иностранному языку. Язык – элемент культуры. Следовательно, необходимо формировать страноведческую компетенцию.

Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию, необходима активная устная практика для каждого ученика.

Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль.

Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны.

Последовательность работы над проектом

I этап – подготовительный, погружение в проект

Это определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна ученикам, но и доступна. Своей позицией по отношению к проекту учитель дает понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта.

II этап – планирование и организация деятельности

На этом этапе планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, форма отчета, вид презентации и т.д.

III этап – выполнение проекта

На этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Главная задача на этом этапе – сбор информации. Степень самостоятельности учащихся зависит от того, как учитель их подготовит к данной работе. Полученные путем исследования материалы анализируются, формируются выводы.

IV этап – презентация проекта

Формы представления результатов исследования могут быть различными: схемы, буклеты, видеопоказ, устный отчет с демонстрацией материалов на конференции, письменный отчет в тезисах и докладах, журналистский отчет – резюме для публикаций в прессе и т.д. каждая группа сама решает, как приготовить презентацию своего проекта.

Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации.

V этап – контроль

Оценка проектной работы – нелегкое дело. Учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. Необходимо помнить, что проектная работа дает возможности развивать у учащихся творческие способности, навыки исследования, умение выразит себя.

Существуют различные типы проектов: исследовательские, творческие, информационные и т.д.

Рассмотрим каждый из них.

Исследовательские проекты

В таких проектах необходимо хорошо продумывать структуру целей, обосновывать актуальность предмета исследования, обозначит источники информации. Методы и результаты полностью подчинены логике исследования, имеет место научное исследование проблемы (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез, определение путей решения проблем; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего исследования. Конечно все это должно соответствовать уровню языковой подготовки школьников.

Информационные проекты

Проекты такого типа направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; поиск и отбор нужной информации, ознакомление с ней всех участников проекта, ее анализ и обобщение фактов.

Такие проекты, так же как исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности постоянной корректировке в ходе работы над проектом. Схема такого проекта может включать следующее:  цель  проекта, предмет информационного поиска, источники информации (базы данных, справочный материал, СМИ, интервью, анкетирование и т.д.); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление фактов, выводы с необходимой аргументацией); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео презентация и т.д.)

Такие проекты могут являться частью исследовательских проектов.

Творческие проекты

Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. И все-таки выделился данный вид проекта в отдельный, следует учитывать то, что творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, часто, не имеют детально проработанной структуры.

Совместная деятельность участников только намечается и потом развивается в соответствии с логикой участников проекта. Участникам проекта следует договорится о планируемых результатах и форме их представления (видеофильме, газете, сочинении, ролевой игре и т.д.)

Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры: сценарий праздника, план сочинения, статьи, репортажа, альбома и т.д.

Практические проекты

Проекты ориентированные на практические, социальны интересы участников проекта. С самого начала в них четко обозначен результат деятельности. Это может быть документ, созданный на основе результатов исследования какой-либо проблемы. Этот документ включает в себя программу действий и рекомендации направленные на ликвидацию выявленных проблем или недостатков в обществе, природе и т.д. При работе над проектом можно использовать справочный материал, словари, научную литературу и т.д.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и каждый участник должен выполнять определенную функцию и принимать участие в оформление конечного продукта. Работа над проектом должна быть четко организованной, поэтапно продуманной, с аргументированной презентацией результатов и возможных способов их практического внедрения.

Монопроекты

Такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. Обычно выбираются наиболее актуальные или самые сложные разделы или темы программы. Такие как: страноведческие, социальные, литературные, исторические и т.д. данный проект также требует тщательной структуры, четко обозначенных целей и задач проекта.

Необходимо предполагать какие знания и умения ученики должны приобрести в ходе работы по данным темам. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учениками) форму презентации выбирают сами участники проекта.

По количеству участников проекты могут быть: индивидуальные, парные и групповые. Роль педагога-координатора в последнем случае особенно важна.

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными, среднесрочными (один - два месяца) и долгосрочными (до года).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся в рамках нескольких уроков, с решением не очень сложных проблем.

Среднесрочные и долгосрочные проекты обычно рассматривают более сложные проблемы и составляют целостную программу (несколько проектов, решающих одну и туже проблему).

Конечно, чаще всего проекты не имеют такой четкой грани деления на различные типы. На практике обычно сочетаются различные признаки. Каждый тип проекта имеет те или иные сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь ввиду признаки и характерные особенности каждого из них.

Координация проектов

Если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела или темы программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Учитель должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать несколько из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами. Должны быть четко определены учебные задачи для учащихся (что предполагается в ходе проектной деятельности, подобрать необходимый материал или дать рекомендации школьникам, где можно найти его, одним словом оказать помощь ученикам не предлагая готовых решений. Необходимо отслеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом. С этой целью используют само- и взаимоконтроль.

На урок защиты проектов можно пригласить других учителей иностранного языка, которые могут выступить в роли экспертов.

Внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Мониторинг должен быть постоянным, но не навязчивым и тактичным.

Учитель в случае необходимости всегда должен прийти на помощь ученикам.

Таким образом для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения в школе.

Приложение