Методическая разработка урока по истории России в 10-м классе "Либеральные реформы 1860–1870-х годов XIX века в России"

Разделы: История и обществознание


Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России.

Цели урока:

– раскрыть причины реформ 60–70-х годов XIX века в России; сформировать представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II.
– способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, делать анализ, сравнивать и обобщать, составлять таблицы;.
– организовать активную познавательную деятельность учащихся через разные формы деятельности
– учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Тип урока: урок корректировки, применения и совершенствования знаний.

Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы, технологии критического мышления.

Основные понятия: реформа, капитализм, крепостное право, модернизация, буржуазия, капитализм; консерватизм, либерализм (Приложение 6).

Основные даты:

19 февраля 1861 г.– «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
1 января 1864 г.– «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»
Июнь 1864 г. – «Положение о начальных народных училищах», введение нового устава для университетов
Ноябрь 1864 г. – судебная реформа.
1863–1864 г. – реформа военно-учебных заведений.
1870 г. – городская реформа.
1 января 1874 г. – введение всесословной воинской повинности.

Учебно-методический комплект и оборудование:

1. Исторические настенные карты «Россия в XIX веке», «Россия после реформы 1861 г».
2. Листы с таблицей «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России», схема «Итоги реформ 60–70-х годов XIX века»; инструкции по организации работы в группах; оценочные листы.
3. Рабочие тетради учащихся.
4. Оформленная классная доска с планом урока, основными понятиями, основными датами и домашним заданием.

Предварительная подготовка к уроку (подготовительный этап)

1) Трём учащимся дается опережающее задание: подобрать информацию из учебной и дополнительной литературы о ситуации в России к 1855 г. (к началу правления Александра II) по направления: социально-экономическое, внутриполитическое, внешнеполитическое) и подготовить на её основе сообщения.
2) Класс разбивается на 6 рабочих групп. Каждая группа получает задание по исследованию реформ Александра II.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Учащиеся рассаживаются по группам; каждой группе выдаётся табличка с названием реформы (отмена крепостного права, земская реформа, судебная реформа, военная реформа, реформы в области просвещения, городская реформа).

Вступительное слово учителя: Время правления Александра II является переломной эпохой в истории России. В это время в стране происходили преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества. Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий для развития капитализма.

Далее учитель объявляет тему, её актуальность, цели урока и методы её достижения, систему оценивания результатов деятельности учащихся и указывает на основные качественные характеристики изучаемой темы (запись на доске)

Учащиеся записывают в тетрадь схему №1(Приложение 1).

Учитель: Ребята! В конце урока вам необходимо будет в этой схеме вместо знаков вопроса напротив каждой характеристики реформы проставить знак плюс или минус. Знак «+» – это показатель наличия данной характеристики, а знак «–» – показатель её отсутствия. Эта работа поможет нам ответить на вопрос: Решили ли реформы 60–70-х годов XIX века в России свою главную задачу – создания условий для развития капитализма?

2. Информационно-деятельностный этап

Блок №1. Исторические предпосылки реформ Александра II.

ТДЗ: Рассмотрение процессов, характеризующих все сферы жизни российского общества к 1855 году (проведение анализа исторической ситуации в России к началу правления Александра II)

А) Учащиеся записывают в рабочую тетрадь тему и план занятия.

Б) Трое учащихся выступают с сообщениями по теме «Итоги развития России к 1855 г.» по направлениям: социально-экономическое, внутриполитическое, внешнеполитическое развитие России.

В) Учащиеся класса прослушивают сообщения выступающих одноклассников и записывают себе в тетрадь выводы.

Г) Заключительным этапом работы по этому блоку станет организация и проведения беседы.

Учитель формулирует проблемный вопрос: Ребята, вы прослушали сообщения своих одноклассников о той ситуации, которая сложилась в России к началу правления Александра II. Можем ли мы говорить о том, что реформы 60–70-х годов XIX века стали закономерным этапом в развитии России? Свою точку зрения аргументируйте.

Учащиеся (представители групп) отвечают на вопрос.

Блок №2. Реформы Александра II.

ТДЗ: Формирование представления учащихся о целях, основных направлениях, мероприятиях и итогах либеральных реформ 60–70-х годов XIX века в России.

Учитель: Ребята! Изучив ситуацию в России к началу правления Александра II, мы с вами увидели, что реформы 60–70-х годов XIX века явились закономерным результатом исторического развития нашего государства в предыдущий исторический период. Об этом свидетельствуют те процессы, которые происходили в экономической, социальной, политико-правовой и духовной сферах жизни российского общества.

Учитель: Ребята, сейчас вам предстоит работа в группах. Для этого мы с вами разделились на 6 групп. Каждая группа должна была подготовить информацию про одну из реформ Александра II (отмена крепостного права, земская реформа, судебная реформа, военная реформа, городская реформа, реформа в области просвещения). Сейчас на уроке вам необходимо подобранную вами информацию структурировать, т.е. рассмотреть реформы по тем пунктам, которые записаны в таблице. Каждому из вас предложен лист с сеткой таблицы, вы должны её переписать в свою рабочую тетрадь.

А) Участники групп записывают таблицу себе в тетрадь (Приложение 2).

Учитель: Результатом вашей работы станет презентация. Презентация будет состоять из выступлений представителей от каждой группы строго по пунктам таблицы.

Для повышения эффективности и оптимизации групповой работы учитель заранее готовит инструкцию по организации работы, оценочный лист (Приложение 3, Приложение 4).
Участники групп знакомятся с инструкцией по организации работы в группе, с оценочным листом.

Б) Участники групп заполняют таблицы по той реформе, которую они рассматривают.

В) Учитель обходит класс, следит за работой в группах, помогает учащимся при затруднениях, напоминает о регламенте. На заключительном этапе работы проводится презентация в виде выступлений представителей от каждой группы строго по пунктам таблицы.

Д) Учитель на этом этапе слушает, корректирует ответы, оценивает работу групп учащихся. Предлагает заполнять по ходу прослушивания таблицу.

Е) Учащиеся класса заполняют в своих тетрадях таблицу «Реформы Александра II».

Блок №3. Итоги и значение реформ Александра II

ТДЗ. Анализ итогов реформ 60–70-х годов XIX века и определение их значения в истории России

Участникам групп раздаются листы со схемами «Итоги реформ 60–70-х годов XIX века» (Приложение 5).
Учитель предлагает ребятам внимательно ознакомиться со схемой №2.
Участники групп внимательно изучают схему, обсуждают её содержание внутри групп.

Учитель: Ребята! Вы познакомились со схемой. Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы составить по этой схеме проблемные вопросы. Запишите свой вопрос на листке и передайте участникам своей группы для ответа на вопрос. Вам нужно оценить ответы участников своей группы на вопрос.

Участники групп записывают свои проблемные вопросы на листок, передают участникам своей группы. Участники групп по очереди отвечают на вопросы. Оценивают ответы участников своей группы.

3. Заключительный этап (закрепление)

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Реформы Александра II», схему №2 и организует беседу:

Список примерных вопросов:

  1. В чём, на ваш взгляд, проявилась непоследовательность и незавершённость реформ 60–70-х годов XIX века? Свой ответ аргументируйте.
  2. Определите причины отсутствия широкой социальной поддержки реформ 60–70-х годов XIX века.
  3. Период 60–70-х годов XIX века либеральные деятели назвали эпохой «великих реформ». Выскажите свою точку зрения по этому утверждению.

Учащиеся отвечают на вопросы

Учитель: Ребята! А теперь вернитесь к первой схеме №1 (Приложение 1) и выполните работу в ней. Проставьте плюс или минус напротив характеристик реформ 60–70-х годов XIX века- показатели их наличия или отсутствия.
Учитель предлагает ребятам ответить на вопрос, заданный в начале урока: Решили ли реформы 60–70-х годов XIX века в России свою главную задачу – создания условий для развития капитализма?

Подведение итогов урока, сбор таблиц, листов с проблемными вопросами и ответами на них; оценочных листов, выставление отметок, объявление домашнего задания; рефлексия

Информация о домашнем задании

Учитель информирует о домашнем задании, предлагает выбрать один из вариантов:

1. Составить тестовые вопросы или кроссворд по теме «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России».
2. Сделать компьютерную презентацию про одну из реформ Александра II.

Рефлексия

Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока.

Список учебной литературы:

  1. Боханов А.Н. История России. XIX век.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России XIX века. М., Дрофа, 2002 (параграфы 17,18,19, 21).
  3. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История с древнейших времён до конца XIX века.
  4. Загладин Н.В. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века. М., Русское слово, 2003 (параграфы 49-50).

Список дополнительной литературы к уроку:

  1. Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. М., 1994.
  2. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.
  3. Ляшенко Л.М. Царь Освободитель: Жизнь и деяния Александра II. М., 1994.
  4. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. 1783–1883.М., 1986.
  5. Российские самодержцы (1801–1917).М., 1991.
  6. Соловьёва А.М. Промышленная революция в России в XIX в. М., 1990.
  7. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие под ред. М.Н.Чепурнина.М., 1999.
  8. Три века. Т. 6. XIX век. Вторая половина. М., 1995.
  9. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. М., 1991.