Некоторые приемы формирования социокультурной компетенции учащихся средствами иностранного языка с использованием ИКТ в процессе обучения устной и письменной речи

Разделы: Иностранные языки


Основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является развитие личности школьника в неразрывной связи с преподаванием культуры страны изучаемого языка, способствуя желанию “участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой деятельности”. Таким образом, мы рассматриваем формирование коммуникативной компетенции как совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих.

Социокультурная компетенция – это умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии со знаниями национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, а также правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения. Формирование социокультурной компетенции предполагает также овладение учащимися:

– определенным объемом лингвострановедческих знаний и умений,

– знаний о природно-климатических, экономических и общественно-политических особенностях страны изучаемого языка, о социальной культуре, структуре, национальной психологии, поведенческих и мотивационно-ценностных особенностях нации – носительницы языка.

Развитие социокультурной компетенции не является самоцелью, а тесно связано со стратегическими задачами языкового образования как целостного изучения языковой культуры. ИЯ как средство общения, важнейший компонент культуры, способ видения и организации жизни народа, является вместе с тем средством проникновения в инокультурный мир, понимания менталитета народов – носителей данного языка. При этом смыслом преподавания ИЯ является введение учащихся в мир иной культуры, иной структуры мышления средствами языка.

Необходимо отметить, что речь идет не об усвоении иной культуры, а об осмысленной попытке понять менталитет народа страны изучаемого языка, о самоопределении учащихся. Все это важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения и культурного развития учащихся.

Обучение становится эффективнее при сопоставительном изучении родного языка и родной культуры и ИЯ и культуры других народов. Это способствует возможности представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного общения.

Как сделать урок иностранного языка интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным?

Успех зависит от множества факторов – от знания учителем своего предмета, от методического мастерства, от общей эрудиции педагога, от способности понимать детей и умения общаться с ними, от способности быть рефлексивным и даже от человеческого обаяния. Другими словами, учитель должен быть образованным, творческим и интересным человеком. Такой учитель в процессе своей деятельности ищет новые формы, способы, методы, приемы преподавания.

Но на современном этапе преподавания иностранного языка этого уже недостаточно. В связи со всеобщей компьютеризацией учителю необходимо мыслить по-новому. Моделируя и проектируя свою педагогическую деятельность, он должен быть гибким, уметь перестраивать свою деятельность, идти в ногу со временем, активно внедрять новые информационные технологии.

НИТ превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся.

У учителя появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик. На уроках немецкого языка с помощью компьютера решается целый ряд дидактических задач:

– изучение лексики (совершенствовать и пополнять словарный запас учащихся);

– отработку произношения;

– обучение диалогической и монологической речи;

– обучение письму (совершенствовать умения письменной речи);

– отработку грамматических явлений.

– формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка.

Устная речь человека преследует множество целей, но определяющим представляется фактор актуальности коммуникации, ведь человек говорит тогда, когда испытывает потребность говорить. Поэтому основными целями коммуникации являются обмен информацией или установление социальных контактов. Естественно, что одним из приемов мотивации является прием индивидуализации обучения, прежде всего личностной. Процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютера это исключено, так как необходимые на уроке наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны – изображения движутся, разговаривают, задают вопросы, дают свою оценку ответам и т.д. Это творческий процесс для учащихся и трудоемкий подготовительный для учителя, так как он делает распечатки подготовленных вопросов, тестов, текстов, упражнений и их перенос на все компьютеры. Учащиеся находят и открывают нужную папку в “Моих документах”, выполняют задания.

Тип урока: обобщающее повторение и применение в процессе развития умений устной речи по теме.

Цели по содержанию:

Образовательная:

  • способствовать развитию умений устной речи учащихся по теме;
  • расширить потенциальный словарь.

Развивающая:

  • способствовать развитию наглядно – образного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • способствовать развитию языковой догадки учащихся, опыта творческой деятельности и познавательной самостоятельности в процессе выполнения заданий;
  • развитие познавательного интереса к литературе нашей страны и изучаемого языка.

Воспитательная:

  • способствовать формированию у учащихся желания читать книги и прессу российских классиков литературы и стран изучаемого языка.

Практические задачи:

  • развивать лексические навыки учащихся;
  • формировать умения диалогической и монологической речи, аудитивные навыки, умения чтения с извлечением заданной информации;
  • учить отбирать информацию из разных источников: компьютерная презентация, лексико – грамматические задания (на столах учащихся), текст диктора (аудиозапись) и др.;
  • совершенствовать навыки работы учащихся с компьютером в режиме „On – line“(Internet).

Формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • парная.

Средства обучения:

  • компьютерный класс (персональные компьютеры);
  • отсканированные фото и рисунки;
  • раздаточный дидактический материал (Приложение 1);
  • презентация (Приложение 2).

План-конспект урока (сдвоенного).

Этап урока Действия учащихся Что задействовано Контроль
1. Начало урока:

П. Guten Tag, liebe Schüler, Gäste! Unser Thema ist „Das Lesen tut den Kindern gut“. Heute wiederholen wir alles zum Thema, was wir gelernt haben. Am Ende der Stunde sagt bitte, was die Aussage „Das Lesen tut den Kindern gut“ bedeutet.

  Проектор:

Слайд 2. Приложение 2

„Das Lesen tut den Kindern gut“.

 
2. Введение в проблематику урока:

П. Das Problem des Bücherlesens ist immer aktuell in unserem Land und in anderen Ländern. Man liest Bücher, Zeitschriften, Zeitungen. Aber man liest verschieden.

     
3. Повторение грамматики:

Um weiter zu gehen, brauchen wir die Grammatik zu wiederholen.

Выполняют задания по карточкам. Слайд 4–8

1. Passiv
Präsens,
Präterit,
Perfekt, Plusquamperfekt,
Futurum

Слайд 11–12

2. „um...zu + Infinitiv“ oder „damit“.

3. Ergänzt die Sätze!

Проверка выполнения (по щелчку мыши).
4. Повторение лексики:
“Wie ist ein Buch?”
Варианты ответов учащихся. Слайд 13 Контроль правильности ответов (по щелчку мыши).
5. Nennt unpassende Wörter!
(Жанры литературы)
Называют слова, которые не соответствуют. Слайд 14 Контроль правильности ответов (по щелчку мыши).
6. Контроль знаний учащихся классиков немецкой литературы и их произведений:
  1. Wer ist das?
  2. Lest die wichtigsten Informationen und prüft euch!
  3. Wessen Werke sind das?
1. По портретам называют изображенных писателей и поэтов. Слайд 15 Контроль правильности ответов (по щелчку мыши)
2. Читают краткие информативные тексты о Гейне, Гете, Шиллере. Слайды 16–20
3. Классифицируют произведения и их авторов. Слайд 22
7. Развитие навыков диалогической речи:

Gestaltet in Partnerarbeit folgende Gespräche
In der Bücherei
Am Zeitungskiosk
Im Buchladen.

Инсценируют диалоги. Слайд 25

Изображением библиотеки, киоска, книжного магазина; реквизит.

 
8. Развитие навыков аудирования:
Hört eine Anekdote zu und macht die Aufgaben!
  1. Прослушивание аудиозаписи “Ich weiche keinem Narren aus!”.
  2. Выполнение заданий на проверку понимания.
Слайды 26–27 Контроль правильности ответов (по щелчку мыши).
(Пересказ по-русски).
9. Выполнение заданий из Internet. Индивидуальные задания за компьютерами в Internet. Персональные компьютеры:

www.hueber.de/
themen-aktuell

Контроль выполненных заданий.
10. Развитие навыков монологической речи:
  1. Wir haben viele Aussagen der berühmten Menschen über die Bücher gelesen. Hier sind noch einige. Lest und sagt anders!
  2. “Das erste Kinderbuch” wurde aufs Befehl des Zaren Peter des 1. geschrieben

– Lest die Regeln für die Adelskinder.

– Seht die Bilder und sagt: Welches Bild passt zu folgenden Regeln?

  1. Aus welchen Märchen sind diese Episoden?
  2. Sagt:warum, wozu, wie und wo lesen wir und unsere Auslandsfreunde.
1. Читают высказывания известных писателей и дают свои истолкования. Слайд 29 Контроль по таблице (по щелчку мыши).
2. Просматривают иллюстрации, читают правила и находят соответствия. Результаты записывают в таблицу. Слайды 30–31
3. Рассматривают иллюстрации и называют сказки (и авторов). Слайд 32
4. Высказывания учащихся.

Чтение и сравнения высказываний зарубежных сверстников.

Слайд 33–34
11. Развитие навыков чтения с извлечением информации.

– Seht die Leinwand an! Hier ist ein Text.

A) Lest den Text!
B) Macht die Aufgaben!

A) Читают текст.
B)Выстраивают логику текста; отвечают на вопросы (по карточкам).
Слайды 35–37 Контроль правильности ответов (по щелчку мыши).
12. Zum Lesen und Lachen!
  1. Чтение текста “Красоты немецкого языка”.
  2. Назвать сложные слова по-немецки.
  3. Выразительное чтение стихотворения
Чтение про себя (осознание содержания).
Называние сложных слов.
Слайды 38–40  
13. Подведение итогов. Выставление оценок. Отвечают на высказывание: Das Lesen tut den Kindern wirklich gut. Слайд 41  
14. Домашнее задание Распечатки текста “Meine Haarschneidemaschine”. Слайд 9–10. Приложение 2 Контроль на следующем уроке.

Список использованной литературы:

  1. Juma 2/2005.
  2. Tipp 2/2005.
  3. Juma 2/2004.
  4. Tipp 2/2004.
  5. Schrumdirum 7/2003.
  6. http://en.wikipedia.org/wik/main_Page.
  7. http://www.hueber.de/themen-aktuel.