Урок окружающего мира "Глобус и карта". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • познакомить с понятиями: карта полушарий, параллели, меридианы, экватор;
  • развивать умение высказывать предположение, находить доказательства, делать выводы, работать с учебником;
  • развивать коммуникативные навыки через работу в группах, развивать кругозор учащихся.

Оборудование:

  • Глобус;
  • Слайдовая презентация;
  • Фрагмент м/ф “Приключения Мюнхаузена”;
  • Учебник по окружающему миру “Наша планета Земля”, часть 1
  • Конверты с заданиями;
  • Апельсины (кожура должна быть надрезана по “меридианам”);
  • Эталоны решения кроссворда;
  • Круги трех цветов(красного, зеленого и желтого).

Ход урока

Дети разбиты на 5 групп. У каждой группы на столах конверты с заданиями, апельсины.

На доске закрыты слова:

1. Организационный момент.

Физминутка

Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал,
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!

2. Актуализация знаний.

Загадка.

Ночью на небе один
Золотится апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. (Месяц.)

– О чем будем говорить? (О звездном небе, о планетах, о солнечной системе.)

– У вас на партах лежат письма, необходимо прочитать их и определить, кем они были отправлены.

1 письмо

Я – светящийся раскаленный газовый шар, в центре температура достигает 15–20 миллионов градусов, самая близкая к Земле звезда, хотя расстояние до нее 150 миллионов километров. (Солнце.)

2 письмо

Я – третья планета от Солнца. У меня есть один спутник. Я единственная планета Солнечной системы на которой есть жизнь. Еще меня называют Зеленой планетой. (Земля.)

3 письмо

Я – спутник планеты. Вечером вы можете меня увидеть на небе. Я вращаюсь вокруг своей планеты, поэтому вы видите меня то полностью, то только краешек, в виде месяца. (Луна.)

4 письмо

Я – седьмая планета от Солнца. Моим именем римляне называли бога неба, женой которого была богиня земли – Гея. Я имею 15 спутников. (Уран)

5 письмо

Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до 450 градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме я являлась богиней любви. У меня нет спутников. (Венера.)

На доске:

(Слайд. Приложение)

Солнце Земля Луна Уран Венера

– Что общего у этих слов?

(Эти слова обозначают названия небесных тел.)

– Какое слово лишнее и почему?

(Солнце – звезда, Луна – спутник)

– Какие планеты вы еще знаете?

– Хочу открыть название нашей планеты, но рассыпались буквы. Помогите собрать слова.

(Каждой команде выдается конверт с набором букв.)

лнпаета мЗлея (планета Земля)

– Почему слово Земля написано с большой буквы?

(Название планеты.)

Открыть слово:

– Что вы знаете о нашей планете?

(Шарообразная форма, вращается вокруг своей оси,…)

– Есть ли в классе предметы похожие на нашу Землю? (Глобус.)

– Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли) (Слайд.)

– Глобус – латинское слово, оно означает шар. Но это необычный шар. Чем глобус отличается от других шаров?

(На глобус нанесена карта.)

– Молодцы! Вы столько всего вспомнили. Подведем небольшой итог:

Мы вспомнили, что Земля – планета Солнечной … (системы), имеет форму … (шара), макетом нашей планеты является … (глобус.)

Вокруг Солнца парад планет,
Но такой, как Земля, больше нет.
Во Вселенной вместе со мной
Путешествует Шар Земной.

Включение в новую тему.

(Включается песня Мюнхаузена)

– Кем был Мюнхаузен? (Путешественник.)

– Кто такие путешественники?

(Путешественники – это люди, которые путешествуют.)

– Где можно путешествовать?

(Можно путешествовать по разным странам, по своему краю…)

– Все путешественники в дороге встречают различные препятствия и трудности. Как вы думаете, что им помогает преодолевать эти трудности?

(Смелость, дружба, песня, добрые слова.)

– А вы любите путешествовать? Где бы вы хотели побывать?

– Что нужно путешественникам, чтобы не заблудиться, чтобы найти правильный путь? (Карта.)

– Но у нас есть карта на глобусе.

Отправившись путешествовать, мы возьмем с собой глобус? (Нет.) А почему? А как же тогда быть? (Нужна карта удобная.)

– Но у нас такой карты нет.

– Не сразу у людей появились карты. Как вы думаете они шли к этому пути? А может и мы тоже попробуем? Давайте сами попытаемся сделать такую карту.

– Какая же тема нашего урока? (Карта.)

– Чему же должны сегодня научиться? (Сделать свою карту.)

Итак, тема урока: “Глобус и карта”

  и

На этом уроке мы попробуем перенести карту с глобуса на плоскость.

Физминутка

4. Постановка проблемы.

Нет ли у вас предмета, похожего на глобус? (Апельсин.)

Эксперимент

Давайте проведем эксперимент. Представьте, что апельсин – это глобус, а кожура – это карта, которая нанесена на глобусе. Попробуйте в командах перенести эту “карту” на листок. А я буду слушать ваши предположения.

Для удобства, я сделала надрезы на кожуре, чтобы вам удобнее было очищать наш “глобус” от карты.

Задание – очистить кожуру и попробовать сложить ее в виде карты.

(Обсуждение всех получившихся результатов с показом карт).

Вариант (Слайд. Приложение)

Полюса – карта мира по Птолемею XIII век

(Объяснить недостатки видов карт)

(Видны только полюса, остальных материков не видно)

Вариант (Слайд).

 Сигменты глобуса немецкого путешественника и географа Мартина Бехайма XVI век

– Удобна ли карта?

(Прийти к данному виду:

3. Вариант (слайд)

– Видно ли всю карту, сушу на ней? Выходит, эта карта удобнее?

– Может эту форму можно положить в основу карты?

– Давайте сделаем вывод: какая форма нам больше подходит для перенесения карты на плоскость? Почему?

Откроем учебник и проверим, верен ли наш вывод.

(Учебник стр. 64)

Посмотреть на карту.

– Да, действительно мы с вами шли по верному пути, так же как и те люди, которые в древности работали над созданием карты. Поздравляю вас с открытием.

Физминутка (для глаз)

– После того, как мы с вами правильно вывели форму для карты, давайте узнаем, как же в дальнейшем ученые из этой формы создали удобную карту для пользования.

– В этом нам поможет статья из учебника на стр. 64–65.

Задание – внимательно прочитать учебник стр. 64–65.

4. Рефлексия.

– Как обычно изображают карту земного шара?

(В виде двух полушарий.)

(Слайд)

– Объяснить как получили карту полушарий.

– Ее так и назвали:

карта полушарий

– А что из статьи узнали такого, о чем еще не говорилось на уроке?

(В учебнике говорилось о параллелях, меридианах, экваторе.)

– Найдите и прочитайте в учебнике, что такое

меридиан
параллель
экватор

Найдите эти линии на глобусе.

– В каком месте на поверхности Земли можно обнаружить расположение меридиана во время путешествия?

(Меридианов на поверхности Земли нет, т.к. это условные линии.)

5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

– Ну, а теперь наступил момент для самостоятельной работы. Она у нас сегодня необычная, в виде кроссвордов. Кто закончит разгадывать кроссворд, для проверки на столе возьмет эталон (учебник стр.66 № 5, дополнительно стр. 66 № 3). (Слайд. Приложение)

6. Итог урока.

– Чему мы должны были научиться на уроке? (Переносить карту с глобуса на плоскость.)

– Получилась у нас карта, которую удобно брать с собой?

– Как называют такую карту? (Карта полушарий.)

– Как вы думаете, какая карта – на глобусе или карта полушарий – более точная? Ответ на этот вопрос вы расскажите мне на следующем уроке.

Для тех, кто захочет научиться определять “адрес” на карте и узнать, как иными словами называют параллели и меридианы, тот дома может прочитать урок “Для любознательных”, который называется “Адрес на карте”.

– Оцените свою работу на уроке. (Дети поднимают круг определенного цвета: зеленый – “Я все понял на уроке и могу рассказать маме”; желтый – “Мне необходимо уточнить кое-что”; красный – “Я ничего не понял на уроке”.)

А мне остается только поблагодарить всех за работу. (Слайд. Приложение)