Урок технологии в начальной школе по теме «Выполнение изделия в технике "Изонить"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающая:

  • Познакомить с новым видом художественной деятельности – "изонить".
  • Научить детей уверенно пользоваться иглой, используя технику "изонить".

Развивающая:

  • Развивать воображение, абстрактное мышление, творческие возможности каждого ребенка;
  • Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга; привить умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности;
  • Развивать активный и пассивный словарь детей;
  • Развивать интерес к предмету;
  • Развивать у учащихся навыки и умения работы с иглой

Воспитывающая:

  • Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, усидчивость и аккуратность.

Здоровьесберегающая:

  • Осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных здоровьесберегающих технологий (смена поз, физкультминутки, цветотерапия, тренажеры, гимнастика для глаз)

Коррекционная: развивать мелкую моторику.

Методическое оснащение урока:

Оборудование: для учащихся –

  • картон, бархат, бумага;
  • нитки: мулине, ирис;
  • игольницы с иглами;
  • книжка-игольница с интсруктажем ТБ.

Для учителя –

  • демонстрационный материал;
  • инструменты для работы в технике "изонить";
  • на листах картона, на которых предстоит работать детям, начерчен угол, круг, размечены точки для вышивания (каждая точка пронумерована);
  • инструкционные карты № 1, № 2;
  • образцы;
  • нитки;
  • иглы;
  • таблицы по ТБ (при работе с иглой, ножницами);
  • магнитофон, кассета.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • самостоятельная;
  • дифференцированная.

Методы обучения:

  • Рассказ.
  • Демонстрация готовых работ.
  • Беседа с объяснением нового материала.
  • Инструктаж по инструкционным картам № 1, № 2.
  • Индивидуальная работа с мотивированными учащимися, помощь слабыми.

Словарная работа:

  • Изонить.

Тип урока: Изучение нового материала, урок – творчества.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
уч-ся
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

 

 

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. “Открытие”

нового знания и

формулирование темы

урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Самостоятельная работа (звучит спокойная музыка)

 

6. Рефлексия деятельности (итог урока)

Психологический настрой уч-ся.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о настроении. Каким может быть настроение?

– Внимательно посмотрите, друг на друга и попробуйте определить, у кого самое хорошее настроение.

Дети определяют, называя имя ребенка (например, Саша)

– Саша, я попрошу тебя, чтобы ты подала руку своему соседу Диме, а Дима – Вике. И так, сомкнулся круг. А теперь, постарайтесь почувствовать тепло рук ваших друзей. Чувствуете?! Это Саша передала нам свое настроение.

– Повернитесь к гостям, улыбнитесь, пожелайте им здоровья.

– Займите свои места.

– Каждый из вас любит рисовать. Вы рисуете карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, можно научиться рисовать и нитью. Это еще один вид декоративно-прикладного искусства, который выполняется на плотной основе. Как она называется, мы узнаем, разгадав кроссворд

– Ответ на 1–3 вопрос:

1–3. У тети Моти
Всегда в почете –
Штучка-одноручка,
Носочек стальной,
А хвостик льняной. (Нитка, иголка.)

2. Зимой Дед Мороз на окна нанес причудливой формы заросли роз. (Узор.)

4. Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет. (Ножницы.)

5. Стежок аккуратно
в узор соберу,
И вышью в любые цвета.
Я ниточка яркая
В косу вплелась
И в ней нахожусь я всегда. (Мулине.)

6. Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг.)

7. А я – хранительница
Иголочек и булавочек. (Игольница.)

Проверка (Эталон)

– Итак, мы выяснили, что новый вид вышивки – это “ИЗОНИТЬ”, – так называется этот вид деятельности.

Что такое ИЗОНИТЬ, здесь представлены работы, которые можно сделать с помощью способа нитяной графики. Приложение 1.
– Что такое Изонить? (Нитяная графика, ниточный дизайн.)

Достоинство его в том, что рисунок нитью выполняется быстро и аккуратно с первого раза. Да и фантазии есть где "разгуляться". В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, декоративное панно и даже оформить элементы одежды.

Дорогостоящие материалы на занятиях не нужны. В ход идут любые старые коробки, куски обоев. Для работы можно использовать самые разные нитки – швейные, мулине, ирис, шерстяные и так далее. Все это всегда есть в любой семье.

– Но прежде, чем приступим к вышивке, повторим правила ТБ (памятки на доске и в книжках-игольницах).

– Истоки этого творчества пошли от мастеров Англии. Они работали так: в плоскую деревянную доску забивали гвозди, на которые потом они натягивали нити. В наше время чаще используется бархатная бумага – у нее готовый цветовой фон.

Рисунок на картине можно дополнить вышивкой бисером или аппликацией из ткани. Но начинать рекомендуется все-таки с ниток. Техника ниточного дизайна достаточно проста. В этом вы легко убедитесь сами. Если же захотите придумать и сделать “свою” картину, которая была бы по – настоящему интересной и по замыслу и по технике исполнения, запаситесь терпением и не огорчайтесь при первых неудачах.

Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:

заполнения угла;

заполнение окружности.

Заполнение угла

  • Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
  • Разделить каждую сторону угла на 12 равных частей.
  • Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины.
  • Сделать иглой проколы во всех точках, кроме вершины.
  • Вдеть нить в иглу.
  • Закрепить нить на изнаночной стороне заполнить угол по предложенной схеме.

– Для работы в помощь вам инструкционные карты № 1, № 2. Приложение 2.

Заполнение окружности

  • Начертить окружность.
  • Разделить окружность на 12 равных частей.
  • Сделать иглой или шилом проколы во всех точках.
  • Вдеть нить в иглу.
  • Закрепить нить на изнаночной стороне заполнить окружность по предложенной схеме.

– А теперь вместе с принцессой Иголочкой и ее подружками Нитками Умелые Ручки научат вас рисовать нитью. Но сначала откроем секреты, которые обязательно нужно знать, прежде чем приступать к работе в технике изонити. Приложение 3.

  1. При выполнении угла по лицевой стороне нити протягиваются от одной стороны угла к другой (а), по изнаночной – стежки располагаются строго по сторонам угла в виде пунктирных линий (б).
  2. При заполнении окружности по лицевой стороне получается рисунок в виде звезды (а), а по изнаночной нить повторяет линию окружности (б).

– Посмотрите на ваши картонки. На них начерчен угол. На сторонах угла вы видите проколотые дырочки-точки. Около каждой точки стоит цифра. Обратите внимание, в каком порядке пронумерованы точки.

(Показываю на демонстрационном материале порядок нумерации точек.) Возьмите, пожалуйста, иголку с ниткой, и приступим к работе. Воткнем иголку в точку под № 1 на одной стороне угла (показ). Теперь находим точку № 1 на другой стороне угла, воткнем иглу в эту точку с лицевой стороны, выводим иголку на изнаночную сторону картонки. Теперь находим точку № 2 рядом с той точкой, откуда вытянули нить. Воткнем иглу в эту точку. Далее проводим иголку в точку № 2 на другой стороне угла - с лицевой стороны на изнаночную. Теперь находим точку № 3 рядом с той точкой, откуда вытянули нить. Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

Физкультминутка.

Вышиваем, вышиваем
А потом все дружно встали
Ручками похлопали 1, 2, 3
Ножками потопали 1, 2, 3
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнем
И работать все начнем.

  • Проверка организации рабочих мест учащихся;
  • проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно-технологической картой;
  • оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

Вышивка уголков, кругов.

Физкультминутка – игра

Дети встают в круг. Проходит игра “Назови цвет”. Ребята по очереди называют цвета (красный, синий, желтый, зеленый и т.д.), тот кто не назвал – выходит из игры.

Подведение итога урока. Выставка работ.

– Понравился урок?

– Что нового узнали на уроке?

– На следующем уроке добавим к вашему узору еще уголки, круги и завершим работу.

Дети отвечают (хорошее, бодрое, плохое, чудесное, веселое и т.д.).

 

 

 

 

 

 

Разгадывают кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение