Урок изобразительного искусства во 2-м классе "Образ человека и его характер"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока:

Используя художественные средства выразительности (линия, цвет), раскрыть характер, настроение образа сказочного героя

Задачи урока.

1. С помощью линий и цвета передать характер и настроение сказочного персонажа.

2. Развитие чувства цвета и взаимосвязь цвета и настроения. Передача с помощью линий и цвета характера и настроения сказочного персонажа. Развивать умение создавать свой образ сказочного героя. Закрепление умения работать красками.

3. Воспитывать интерес к сказкам и сказочным героям как психологическим образам и возможностям цветовой палитры.

Материалы и принадлежности:

Для учителя: наглядное пособие: “Добрая и злая волшебницы”, таблица со схемами мимики лица человека, пособие “лицо человека и отдельные части лица”, детские работы с изображением сказочного героя.

Для учащихся: гуашь, кисть, заготовки с изображением овала головы на больших листах бумаги. (ФА3)

План урока.

Организационный момент. 1-2

Беседа. Знакомство с темой. 6 - 8

-Сказка о заколдованном городе. 2-3

-Определение доброй и злой волшебниц и их настроения. 2-3

-Как художник может изобразить образ и характер человека. 2-3

Физкультминутка. 1-2

Игра “Собери героя” 5-7

Показ образцов, выполненных сверстниками. 2-3

Самостоятельная работа учащихся. 10 - 15

Подведение итогов. 2 - 3

Ход урока:

I1.Организационный момент.

– Здравствуйте, дети. Посмотрите на меня, друг на друга. Улыбнитесь.

Я уверена, что вы знаете очень много разных сказок и с нашей сегодняшней работой справитесь на “отлично”.

2.Беседа. Я тоже хочу рассказать вам сказку.

В некотором царстве, в волшебном государстве есть город, в котором живут сказочные герои. До недавнего времени все они жили в своей стране счастливо и свободно. Но однажды случилось вот что.

К ним в город прилетела злая, старая колдунья. Она заколдовала всех жителей. Все кто жил в сказочном городе стали совершенно одинаковыми, и не стали узнавали друг друга. В городе воцарился полнейший беспорядок. Все сказки перепутались. Представьте себе: Снежная королева забрала себе вместо Кая – Жар-птицу и чуть не растаяла. А Золушка вместо бала во дворце короля оказалась заточенной в башне у Змея Горыныча.

Добрая волшебница раскрыла секрет злой колдуньи, чары рассеются, если нарисовать образы сказочных героев. Пытаясь помочь, она начала рисовать их, но на всех у нее не хватило краски. Она узнала, что во 2 классе тема урока изобразительного искусства “Образ человека и его характер” и подумала, что может быть дети смогут помочь? Поэтому она и пришла сегодня к нам.

Ой, что же я вижу? Здесь кажется не одна волшебница, а две. Но какая же из них добрая? Лиц то у них не видно. Как же быть. Помогите мне ребята разобраться (фото1).

-Определение доброй и злой волшебницы.

Добрая нарисована светлыми красками, а злая темными. Значит, Снежную Королеву мы стали бы изображать светлыми красками? Она у нас разве добрая? (Нет) Что еще может нам помочь кроме цвета? Линия. У доброй она плавная, а у злой резкая. Давайте посмотрим, правильно ли мы отгадали. (Открываю лица у волшебниц). (Фото2)

Действительно правильно. Вы можете отличить доброго от злого. Но посмотрите, какое настроение этих волшебниц? Добрая – грустная. Злая – веселая. Как вы считаете почему?

Отгадать какая схема с изображением мимики лица подходит к изображению волшебниц. (Мимика лица)

Художнику очень часто приходиться изображать разных людей – добрых, злых, веселых и грустных. В работе художника без отношения к тому, что он изображает, никак нельзя. Вопрос лишь в том, как он это будет делать.

Вот, например, к Злой колдунье как передать свое отношение? Разве что выкрикнуть: “Ах ты, злодейка! Вот я тебе покажу, как обижать жителей сказочного города!”

-Но разве может художника услышать бумага?!

-Тогда как же он будет выражать свое отношение к Злой колдунье или Бабе Яге, а то вдруг кто-то ненароком примет их за девиц красавиц?

(Сделает ее лохматой, волосы раскрасит зеленой краской, нарисует ей огромный нос, изо рта торчат клыки и т. д.)

Значит, черты сделает поуродливей, что то укрупнит или уменьшит, линиями лохматыми и резкими нарисует.

А красавицу, например, Василису Прекрасную какой сделает?

(Красивую, глаза большие, брови дугой, волосы волнистые и длинные и т.д.).

Это и есть отношение художника к добру и красоте.

-Назовите, каких сказочных героев вы знаете:

-добрых (Иван царевич, Елена Премудрая, Снегурочка)

-веселых (Буратино)

-грустных (Пьеро)

-злых (Снежная Королева, Баба Яга, Кикимора)

3.Физкультминутка

А сейчас мы их изобразим, встаньте, пожалуйста. Повторяйте движения за мной, а в конце изобразите характер героя, которого я назову.

Долго, долго мы шагали
и вдруг в сказку мы попали
Ты к герою присмотрись
и в (…грустного….) героя превратись.

(Показываю движения и называю героя, в которого надо превратиться - грустный, злой, добрый.)

4.Игра “Собери героя”.

А теперь давайте составим все вместе портреты, например доброго и злого героя из сказки. (Составление портрета героев из отдельных частей – глаз, бровей, носа, рта, прически). (Фото 3-11) Два человека выполняют задание у доски. Остальные помогают, советуют.

А если немного поиграть и немного поменять. Что получится? (показываю сама, меняя направление бровей, глаз, рта)

5.Показ образцов, выполненных их сверстниками. (Фото 12-15)

Посмотрите, какие портреты сказочных героев нарисовали ваши ровесники.

Какие характеры героев смогли изобразить ребята?

С помощью чего они смогли это сделать? (Цвет, линия, черты лица, выражение лица)

Вы хорошо справились со всеми заданиями, и я уверена, что вы сможете помочь доброй волшебнице, и “расколдуете” всех сказочных героев.

6.Самостоятельная работа учащихся.

Как настоящие художники работать вы сегодня будете рисовать сразу красками. С помощью маленькой кисточки вы можете изобразить на лице нос, глаза, рот, брови, прическу, украшения. Постарайтесь нарисовать не просто сказочного героя, а показать и его характер, настроение.

Выполняя рисунки, будьте осторожны с черной краской, берите ее только в самом конце, когда все краски на вашей работе высохнут.

8. Итог урока. Работы учащихся вывешиваются на доску. (Незаметно изменяю выражение лиц волшебниц) (Фото 16)

Чему вы научились сегодня на уроке?

О чем может художник рассказать другим при помощи линий, цвета?

Я вижу, что вы также справились с этой работой, у вас получились очень красивые образы сказочных героев. Наш город опять ожил. А как же наши волшебницы? Добрая волшебница улыбается! Мне кажется, ей очень понравились ваши работы!

А злая – какой стала? Вы как считаете?

Злая колдунья и добрая волшебница

Злая колдунья и добрая волшебница

Основа для портрета

Основа для портрета

Прически

Части лица

Части лица

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Детские работы

Кащей и Баба-яга

Добрые герои сказок

Водяной

img16.jpg (55034 bytes)

Злая колдунья и добрая волшебница