Утверждение нравственных ценностей в повести А.Алексина "Сигнальщики и горнисты"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • раскрыть нравственную основу повести: утверждение необходимости духовной преемственности поколений, высоких идеалов, таких как любовь к ближнему;
  • милосердие, жертвенность, чувство памяти;
  • показать путь нравственного взросления героя;
  • совершенствовать умение давать характеристику герою, продолжить работу по определению мотива и его роли в произведении.

Словарь урока:

  • Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.
  • Достоинство – сознание своих человеческих прав, моральных ценностей и уважение их в себе.
  • Принцип – убеждение, взгляд на вещи.
  • Кодекс – свод законов; правил, убеждений.

1. Слово учителя.

– Ребята, мы с вами прочитали повесть А. Алексина “Сигнальщики и Горнисты”, и она вам очень понравилась. Вот, что вы о ней пишете:

Макаричева Юля: “Когда мы читали повесть, мне казалось, что я сама попала в это произведение и переживала все волнения с героями. Думаю, что у Пети есть самые хорошие человеческие качества: доброта, милосердие, любовь, сочувствие”.

Федорчукова Саша: “Повесть мне понравилась тем, что она актуальна. Во всех хороших произведениях мы находим какие-нибудь добрые мысли. В этой повести важны ключевые слова “Ненавижу войну!”

Игнатьев Георгий: “Эту повесть можно поместить в раздел “Эхо войны”, потому что война давно прошла, а эхо ее еще звучит. Мирные люди все еще испытывают ее последствия и страдают при этом, как герои Анатолия Алексина”.

2. Беседа на восприятие текста и постановка задачи.

– Как читалась повесть? Что показалось вам особенно интересным?

– Современна ли она, по-вашему?

– Какие из проблем вам хотелось бы обсудить?

Мы сегодня будем говорить о нравственных проблемах повести, которые поднимает автор.

3. Аналитичекая работа по тексту. Беседа по содержанию.

– Вспомним сюжет повести.

– Главный герой повести – Сигнальщик. Почему его так назвали?

– Как вы думаете, нужно ли давать прозвища людям? Не обидно ли это?

– Кто оказал влияние на формирование характера Петра?

– Какие качества характера сформировались у подростка?

– Какие трудности преодолевал он в достижении своих целей?

– Что, по словам А.В. Солонского, великого ученого и философа нашего времени, определяет судьбу человека?

(По мнению ученого, “судьбу человека определяют его мысли, желания и поступки. Желание , земных вещей приковывает душу к земле (приземляет человека), высокие желания влекут ее к небесам, поэтому у людей разные судьбы и жизненные дороги. Только от человека зависит, как он пройде т свой путь”).

– Какую же жизненную дорогу выбрал Сигнальщик Петя?

4. Работа в группах. Рассказ о нравственный выборе Пети Перова (со схематичным изображением формирования жизненного пути главного героя) – 1 группа.

Мотивные линии в повести и их роль – 2, 3 группы.

Рассказ о нравственный выборе Андрея Добровольского, Тани Ткачук (со схематичным изображением формирования жизненного пути). – 4 группа.

5. Итоги работы 1, 2 и 3 групп.

Слайд “Нравственный выбор Сигнальщика Пети”. <Приложение>

– Случайно ли выбрал свой жизненный путь Петя Перов или это закономерность? Докажите свой ответ, назвав мотивные линии повести.

(Ключевые слова “Ненавижу войну!” подсказывают, что в повести есть мотив сердца, он помогает раскрыть характеры главного героя и всех Сигнальщиков. Важную роль в создании образа Гнедкова-отца играет мотив спора. Он звучит на протяжении всей повести, и в этом споре каждый из героев находит свою истину, свою правду).

6. Чтение эпизода “Петя у Надежды Емельяновны”.

– Какие добрые дела совершал Петя? Почему об их квартире говорили “бюро добрых услуг”?

7. Беседа по содержанию повести.

– Как складывались отношения героя с Валькой Гнедковым?

– Виноват ли Валька в своих ошибках?

– Виноват ли его отец?

– Согласны ли вы с тем, что надо уметь иногда говорить “нет!”

– Можете ли вы согласиться с мнением, что “ненавидеть необходимо, иначе мы поставим знак равенства между добротою и беспринципностью”?

8. Чтение эпизода “Поколение мальчишек военных лет”, работа над характеристикой героев.

– Назовите лучшие черты характера мальчишек военного поколения?

(Честность, принципиальность, милосердие, доброта, нравственная чистота, любовь к Родине).

– Каковы были их идеалы?

– Что схожего в их жизненном пути?

– Чье дело продолжает Горнист и Сигнальщик Петя?

– Чему он научился у Андрюши Добровольского, своего дяди, погибшего на войне?

9. Итоги работы 4 группы. Нравственный выбор Андрея Добровольского, Тани Ткачук (со схематичным изображением формирования жизненного пути).

Слайд Нравственный выбор Андрея Добровольского, Тани Ткачук”. <Приложение>

– Чем схожи судьбы дяди и племянника?

– Почему оба героя выбрали для себя дорогу чести?

Словарная работа: честь, достоинство, принцип.

– Как вы думаете, трудна ли эта дорога? Был ли у них выбор?

– Назовите Сигнальщиков в повести.

– Какие жизненные ценности являются для них главными?

10. Актуализация знаний, полученных при выполнении домашнего задания.

Группа 1. Домашнее задание “Кодекс чести в повести А.Алексина “Сигнальщики и Горнисты”.

(На основе афоризмов). Комментарий к кодексу.

Словарная работа: кодекс, принципиальный, беспринципный.

Слайд “Кодекс чести”. <Приложение>

Кодекс чести

Плохие не могут любить хороших. Но, к сожалению, хорошие иногда любят плохих.
Мама Сигнальщика.

Врач не только профессия, но образ жизни.
Мама Сигнальщика

Одиночество, как притаившаяся инфекция, подтачивает организм изнутри.
Мама Сигнальщика

Хорошо должно быть не всем подряд – хорошо должно быть хорошим!
Андрей Добровольский

Оберегать – значит готовить к неожиданностям и возможным конфликтам. А не держать в неведенье.
Учительница Екатерина Ильинична

Ненавидеть необходимо… Иначе мы… поставим знак равенства между добротою и беспринципностью.
Учительница Екатерина Ильинична

Доброта иногда делает человека беззащитным, а отчаянность – безрассудным.
Мать Тани Ткачук, Надежда Емельяновна

– Со всеми ли мыслями вы согласны? Может быть, с чем-то поспорите?

– Какие же нравственные ценности утверждает автор? Чему он говорит “ДА!”?

“ДА!”
Миру
Жизни
Гуманизму
 Чести
Достоинству
Вере
Надежде
Любви

– А каков кодекс бесчестия по А. Алексину?

Группа 2. Домашнее задание “Кодекс бесчестия в повести А.Алексина “Сигнальщики и Горнисты”. (составляется на основе афоризмов). Комментарий к кодексу.

Слайд “Кодекс бесчестия”. <Приложение>

Кодекс бесчестия

Изменить человечество – это не в наших силах.
Отец Гнедков

Отыскивать слабое у сильных, мелкое у крупных – утешительно для себя…Так вроде и сближаешься с ними.
Мама Сигнальщика

Стучатся в дверь, когда есть нужда!
Отец Гнедков

Трусы могут любить… Но прежде всего себя!.. Страх умерщвляет в них любые другие чувства.
Учительница Екатерина Ильинична

Болото всегда ненавидит гору, и чем выше гора, тем больше это раздражает болото.
Учительница Екатерина Ильинична

– Чему же говорит “НЕТ!” А. Алексин?

“НЕТ!”
Войне
Подлости
Предательству
Трусости
Эгоизму
Зависти

Беспринципности

Индивидуальное домашнее задание.

Рассказ по картине Б.М. Неменского “Дыхание весны”.

Материал из учебника Е. И. Никитиной “Русская речь”, 9 класс, § 77, 78.

Вывод: Всей своей повестью Анатолий Георгиевич Алексин утверждает необходимость прочной, непрерывной духовной связи поколений, сохранение высоких нравственных идеалов наших отцов и дедов, приумножение главных жизненных ценностей.

– Решение каких проблем помогло автору прийти к такому выводу?

Группа 3. Домашнее задание. Какие проблемы поднимает автор повести?

Проблематика

  • Последствия войны для мирных жителей;
  • Проблема памяти павших;
  • Проблема нравственного взросления личности;
  • Проблема долга, нравственного выбора;
  • Проблема гуманного отношения к людям;
  • Проблема ответственности за свои поступки;
  • Проблема одиночества.

Одна из главных проблем повести “Сигнальщики и Горнисты” – вопрос о самоопределении человека в жизни. По убеждению писателя, выбор начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Это центральный нерв повести, с ним переплетаются многие проблемы, в том числе

проблема последствий войны для мирных жителей. Мирные люди, уязвимые и беззащитные, в ситуации вооруженного конфликта могут страдать на протяжении многих лет после войны. Ведь она причиняет не только физический и материальный ущерб, но калечит души.

Важная роль в решении этих проблем и в создании образов главного героя, других Сигнальщиков и Горнистов отводится мотивным линиям сердца – спора.

Мотив сердца символизирует душевную боль, страдания героев. Это мотив ненависти к войне (“Ненавижу войну!”), которая разрушает жизнь. Она отобрала ее у Андрюши Добровольского, убила Таню Ткачук и многих ее одноклассников, преждевременно отдала в руки смерти отца Пети, он “воевал… вернулся домой… вернулся, чтобы проститься”; война продолжается и много лет спустя; она терзает души мирных людей: Надежды Емельяновны, мамы Пети, учительницы Екатерины Ильиничны; она не дает покоя, острыми иглами боли вонзается в сердце Пети.

Мотив спора, который постоянно звучит в душе учительницы и мамы Сигнальщика – это разное представление людей о жизни, о ее смысле, о месте человека в ней, о его долге и ответственности за собственные поступки.

Человек, не определившийся в свое м жизненном пути, не нашедший своей дороги, как война, способен погубить других людей, причинить им физические и душевные страдания.

11. Особенности композиции повести.

– Как построена повесть? Не заметили ли вы в ней что-нибудь необычное?

(По своему строению она напоминает рассказ в рассказе).

– Почему, по-вашему, избрана такая форма произведения?

– Почему все же это не рассказ, а повесть?

– Чем отличается это произведение о войне от других?

– Стоит ли перечитывать такие произведения о войне?

– Важно ли сегодня говорить об этом?

Сегодня говорить об этом особенно важно и нужно, так как мы все чаще сталкиваемся в обществе с бездуховностью, ориентацией на западные идеалы, желанием отказаться от наших духовных ценностей, стремлением переписать отечественную историю. Историю, которая создавалась на основе духовной преемственности поколений. Через год мы будем отмечать 65-летний юбилей Великой Победы. Много людей погибло в Великую Отечественную войну. Они защитили мир. Они надеялись, что он будет вечным. Но история повторяется. К сожалению, в мире и сегодня идут войны, в которых гибнут люди, уничтожаются ценности.

И снова приказы:
Ни шагу назад!
И люди в “горячие точки” спешат.

12. Исполнение песни под гитару.

Ко мне во сне приходит друг.
Он был замучен под Кабулом.
Он был уверен перед дулом,
Что это не сойдет им с рук.
Поселок был наутро взят,
Пустыню смерть перепахала,
Но друга моего не стало,
Лишь с фотографий добрый взгляд.

Войны как будто бы и нет,
Но друга нет и как-то странно,
Что есть седые ветераны,
Которым лишь по 20 лет.
Дождь гонит горожан под клен.
У нас в кино на шесть билет.
Какое пасмурное небо,
И с нами кто-то, но не он.

И я, как прежде, мог бы жить:
Сорить беспечно месяцами,
Играть влюбленными сердцами
Да и в работе не спешить.
Но стоит только лишь вздремнуть,
Я ясно вспоминаю вдруг:
Ко мне во сне приходит друг,
Он был замучен под Кабулом.

13. Домашнее задание. К следующему уроку внеклассного чтения прочитать “Завтра была война” Б.Васильева. Определить проблемы, которые хотели бы обсудить. Написать отзыв.