Урок обучения грамоте по теме "Гласные и–ы после ц"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • создать условия для формирования начальных представлений об орфографическом действии;
  • способствовать формированию коммуникативных способностей;
  • развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и творческих способностей.
Этапы урока Действия учителя Действия ученика
I. Мобилизующий этап.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный момент урока.

– Прозвенел второй звонок
Начинается урок.
Будем буквы изучать
И секреты открывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Назовите слова с буквой Ц

а) в начале…,
б) в конце…,
в) в середине…

Сообщение темы урока:

– Продолжим знакомство с буквой ц и работой гласных, которую они выполняют в слове.

Чтение детьми выученных наизусть строк стихотворения.

1. Букв немало мы узнали
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц в начале,
Где – в средине, где – в конце.

2. Цепь, цветок и цифра тут
Ц – в начале все прочтут.

3. А в словах боец, отец,
Ц мы пишем под конец.

4. Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы.

5. В цех явились на работу молодые кузнецы.

6. В каждой строчке буква Ц Словно камушек в кольце.

(На доске открываются слова, названные детьми).

а) цепь, цветок, цех, цапля;
б) боец, отец, конец;
в) птенцы, борцы, кузнецы, кольцо

II. Актуализация знаний

Создание ситуации успеха, (сильный помогает слабому, слабый учится у сильно).

– Кто поможет букве Ц
Найти место во дворце.
Буквы дружно там живут
Свое место стерегут.

Задание № 1: раскрасьте клетки таблицы, которые характеризуют звук Ц. Каждому разрешается сделать только один ход.

(На доске заготовка ленты букв)

Гласные Согласные
  парные непарные
  звонкие глухие
  всегда твердые твердые мягкие всегда мягкие

Итог работы:

  1. Буква Ц обозначает звук <ц>;
  2. Он согласный;
  3. Глухой
  4. Непарный;
  5. Всегда твердый.
Групповая работа.

У каждой группы на столе лист с заданием № 1.

 

 

 

 

 

 

Итог выполненной работы озвучивает одна из групп, остальные оценивают сказанное.

Приложение 1

III. Создание проблемной ситуации Задание № 2. (Сообщает учитель)

– Запишите звуковой записью слова ЦИРК, ЦЫП-ЦЫП, КУПЦЫ.

На доске 3 ученика делают записи

<цырк> , <цып-цып>, <купцы>

Проверка выполнения.

Обсуждение возникших разногласий в ходе работе.

Цирк ? цырк
цып-цып ? цип-цип
купцы ? купци

– Как правильно написать слова? Кто прав?

Работа с орфографическим словарем.

ЦИРК, ЦЫП-ЦЫП, КУПЦЫ

– Сделайте вывод, как обозначается звукосочетание <цы> на письме?

– Как же узнать, когда после Ц принято писать Ы, а когда И?

Зафиксировать проблему в схеме:

<ЦЫ>

ЦЫ        ?       ЦИ

Самостоятельная работа учащихся

 

 

 

 

 

Поступают предложения:

  1. спросить у взрослого;
  2. посмотреть в орфографический словарь;
  3. действовать по правилу.

Вывод: одно и то же звукосочетание обозначается на письме по-разному: ЦИ и ЦЫ.

IV. Этап получения (открытия) новых знаний

 

Организация наблюдения над словами

 

 

Фиксация наблюдений на доске:

 

 

 

 

 

Объединение 1 и 2 столбцов

 

 

 

 

 

 

Физминутка (хоровое чтение с доски или наизусть)

 

 

 

 

 

Уточнение схемы 1 столбика

Секрет обозначения звукосочетания <цы> в разных словах сможет тот, кто внимательно прочитает слова каждого столбика и подумает над обозначением цы буквами.

Задание № 3 (букварь стр. 36)

I
мотоцикл
цирк
цинк

II
цыпочки
цып-цып
цыц
III
цинга
цыган
цена

– Что объединяет слова каждого столбика?

– Во всех ли словах есть звукосочетание <цы>?

– Какой буквой обозначен гласный звук после ц?

– Гласный после ц ударный или безударный?

– Где находится орфограмма <цы> (в середине или конце слова)?

– Какие столбцы можно объединить?

1 2
     <цы>


ци…          цы…

   <цы>


цы…це…  ци…

Подведем итог: что же объединяет слова каждого столбика?

 

Цынцы-брынцы балалайка,
Цынцы-брынцы заиграйка
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу!
Цынцы-брынцы куда едешь?
Цынцы-брынцы в городок.
Цынцы-брынцы чего купишь?
Цынцы-брынцы молоток.

Задание № 4

– Что обозначает слово купцы – предмет, действие или признак?

– Что скажете о позиции <цы> в слове купцы?

– В какой столбик надо написать слово купцы?

Дополнить схему 1 столбика:

     <цы>


цы…це…  ци…

Вывод: на конце слов, обозначающих названия предметов после ц всегда пишется ы.

– Что узнали нового?

– Смогли ли вы найти ответ на вопрос, какую букву писать после Ц : Ы или И?

Итог работы подводит учитель:

– Сочетание <цы> в слабой позиции будем изучать позже, советую в словах при письме после Ц пропускать гласную.

– Осталось раскрыть секрет обозначения буквами <цы> с ударным гласным звуком в середине слова.

Творческое задание: составить предложение со словами: цыган, цыпленок, цыц, цыпочки, цыкнул. Приложение 2

– Выбираем наиболее удачное, запоминающееся, веселое предложение.

Например:

  1. Цыган на цыпочках к цыпленку подошел и грозно цыкнул: “Цыц!”
  2. Цыган цыпленку цыкнул “Цыц!”

– Выучив это предложение или стихотворение, вы уже не забудете, в каких словах после Ц пишется буква ы.

 

 

 

Работают в группах, парах (по выбору)

 

 

 

Итог работы групп фиксируется в таблице на доске

    I

<цы>
  
 ЦЫ…

  II

<цы>
 
ЦИ…

  III

<цы>
 
ЦИ..
ЦЫ…
ЦЕ…

 

 

 

Выводы по каждому столбику.

  1. В 1 – звукосочетание <цы> с ударной гласной в середине слова может обозначаться буквами ЦЫ и ЦИ.
  2. Звукосочетание <цы> может быть в безударной позиции, и тогда гласный звук может обозначаться различными буквами И, Ы, Е.

 

 

 

 

КУПЦЫ

  • Название предмета
  • ЦЫ в конце слова с ударной гласной

 

 

 

 

На конце слов, обозначающих названия предметов после Ц в ударной позиции всегда пишется Ы.

Осталось узнать когда надо писать Ы, а когда И после Ц в середине слова.

 

 

Работают в группах, парах или индивидуально (по выбору)

Зачитывают свои предложения.

V. Рефлексия. – Кто хотел бы составить памятку по написанию слов с ЦИ и ЦЫ? На следующем уроке мы рассмотрим ваши памятки и выберем самую лучшую.

– Что нового узнали на уроке? Чему научились? Что понравилось? С чем еще предстоит поработать?

 

Литература

  1. Т.В.Некрасова. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе (букварный период). Томск “Пеленг”, 1994 г.
  2. В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, В.А.Левин. Букварь. “Вита-Пресс” АО “Московские учебники”. М., 2001.