Переход имен прилагательных в имена существительные

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с переходными явлениями в русском языке.

Задачи:

  • поддерживать познавательный интерес учащихся, развивать их исследовательские способности;
  • расширить представления учащихся о процессах, которые происходят в русском языке;
  • закрепить умения, которые были сформированы у учащихся ранее: определение части речи, определение главного и зависимого слова в словосочетании;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;
  • развивать речь учащихся, учить их выражать свои мысли лаконично, точно, образно.

Ход урока

I. Обзор. Мотивация.

Над какой темой мы работаем на уроках русского языка?

Мы работаем над темой «Имя прилагательное»

Что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?

С какой частью речи связано имя прилагательное?

Имя прилагательное связано с именем существительным.

Какую роль выполняет имя прилагательное в словосочетании?

Оно поясняет имя существительное.

Каким словом - главным или зависимым в словосочетании является имя прилагательное?

В словосочетании имя прилагательное является зависимым словом.

Определите, к какой части речи относится данное слово. (Приложение 1)
умным

Это слово является именем прилагательным, т.к….

Посмотрите, в предложении выделено это же слово. К какой части речи оно относится?

Имя прилагательное.

Как нам это доказать?

Составить словосочетание и поставить к этому слову вопрос.

Прочитайте предложения.
С умным знаться – ума набираться.
Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти.

 

Выпишите словосочетание с выделенным словом.

Знаться с умным, с умным человеком.

Определите, какой частью речи является слово «умный». (Приложение 2)

Знаться (с кем?) с умным, имя существительное;
 с человеком (каким?) умным, имя прилагательное

Одно слово, но в одном случае вы говорите, что это прилагательное, а в другом – существительное.

 

Какой у вас возникает вопрос?

Почему одно слово может быть и именем прилагательным, и именем существительным?

Меня тоже заинтересовало, почему одно слово относится к разным частям речи.  
Сейчас вы проведете исследование. Одна группа будет теоретиками. Задание у этой группы особое (Приложение 3). Остальные группы будут практиками. (Приложение 4)

 

II. Исследование.

Групповая форма работы по предложенному плану.

III. Обмен информацией.

Знакомство с результатами нашей работы я предлагаю начать с предложений. Вдруг окажется, что слово «умный» единственное в русском языке, которое относится и к имени прилагательному, и к имени существительному. Предоставляем слово практикам. (Учащиеся представляют свои примеры)

 

IV. Связывание информации.

Примеров мы привели достаточно, значит, такое явление в русском языке существует. А вы нашли ответ на вопрос урока (зачитывают ответ из текста). Такое явление перехода имени прилагательного в имя существительное существует.

Теоретики, помогите нам разобраться в причине этого перехода.

Что еще интересного вы узнали из текста?
Русский язык находится в постоянном процессе развития. И явление перехода имени прилагательного в имя существительное служит доказательством этого. Благодаря такому процессу наш язык становится богаче. Мы можем выразить свои мысли более точно, лаконично.

Имя прилагательное переходит в имя существительное

Имя прилагательное переходит в имя существительное, потому что оно получает предметное значение и приобретает признаки имени существительного (одушевленное-неодушевленное, нарицательное-собственное, род).

Помните, в начале урока вы сразу сказали, что слово «умный» является именем прилагательным. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: к какой части речи относится слово «умный»? Что необходимо, чтобы определить, к какой части речи относится это слово? Для таких слов важно, в каком окружении, т.е. каком контексте они находятся. Только контекст позволит безошибочно определить часть речи.

 

Выводы, к которым мы пришли, вы видите на экране.

Зачитывают выводы.

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Переход прилагательных в существительные.

V. Рефлексия. Итог.

Мы познакомились с интересным явлением – переходом имени прилагательного в имя существительное.
Чем вам была интересна данная тема?

 

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

 

Сегодняшний урок показал, что не все тайны имени прилагательного нами раскрыты. Я желаю вам новых открытий.