"Здесь отчий дом, здесь Родина…" Из опыта работы патриотического воспитания в образцовой студии художественного чтения и музыкально–театрализованных представлений "Калейдоскоп"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Сегодня не принято говорить о любви к своей Родине. Гораздо привычнее ее ругать, критиковать, говорить о ее падении. Но если представить государство, народ которого не испытывает чувства любви, гордости к своей земле, своему Отчеству, у такого государства не может быть будущего. Вот почему патриотическое воспитание является важным направлением в работе образцовой студии художественного чтения и музыкально-театрализованных представлений “Калейдоскоп”.

Одним из средств воспитания личности, гражданской активности и патриотизма является использование в работе студии лучших образцов народного творчества: песен, музыки, былин, сказок, потешек, скороговорок и др.

Народное творчество представляет собой ядро художественной культуры и выполняет ряд функций: воспитательную (путем формирования мировоззрения), познавательную (через изучение традиций и обычаев), коммуникативную (посредством передачи от поколения к поколению мыслей и чувств народа, его исторического опыта). Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без познания духовного богатства своего народа, освоения культуры. Это тем более актуально для нас, жителей Калининградской области, оторванной территориально от всей России. Ведь дети нашей области гораздо чаще бывают за границей, чем в городах Большой России.

Народное творчество с ранних лет очаровывает детей. Ребята дошкольного возраста студии “Калейдоскоп” через потешки, попевки, народные игры усваивают обычаи и традиции, язык русского народа.

Составной частью народного искусства являются сказки. Богатство информативного содержания сказки заключается в отражении многообразия деятельности и поведения людей, их отношения к миру. Слушая сказки, ребята получают представления о Добре и Зле, об обычаях и традициях своего народа. Изучение произведений народного творчества, воплощенных в различных видах, формирует отношение ребят к окружающей действительности.

Участие ребят школьного возраста в областных конкурсах “Вечное слово”, “Люблю тебя, мой край родной”, конкурсах на лучшее исполнение патриотической песни, стихотворений, участие в литературно-музыкальных композициях, посвященных Дню Победы, Дню России, развивает и воспитывает в ребятах патриотические чувства: гордость за свою страну, любовь к своей истории, побуждает многих из них высказывать свои мысли и отношение к миру в стихотворной форме.

Восемь старшеклассников студии “Калейдоскоп” в прошедшем учебном году стали победителями и дипломантами областных литературных конкурсов, международного конкурса талантливой молодежи “Золотое кольцо” в Суздале-Владимире, участниками фестиваля “Портфолио”. Даже названия стихов учащихся говорят об их патриотической направленности: “Дети России должны жить в мире”, “Мой город”, “Янтарный край” и др.

Воспитательный процесс, формирующий у подростка чувство патриотизма, гордости за свою страну усиливается, если автором исполняемой композиции является педагог, чье творчество знакомо, любимо и понятно. Вот почему с таким воодушевлением ребята исполняли музыкально-литературную композицию “Моя Земля, моя Россия!”, сопровождающуюся видеорядом, составленную из стихов директора нашего Дома детского творчества Марьясовой Т.В. Как непосредственные участники событий и школьных дел, ребята прониклись чувством гордости за свою Родину, глубже и острее стали чувствовать боль и ответственность за ее судьбу.

Моя земля, моя Россия!

Россия, Русь, страна родная,
Любимая моя земля!
Быть может, лучше есть, не знаю,
И поухоженней поля…

Но шире наших нет просторов,
Щедрее нашей нет души,
И в смуте бренных разговоров
О главном для Руси скажи.

О Вере, о Любви, о Чести
И об Отечестве своем.
Вы в сердце не найдете мести-
Мы бескорыстью гимн поем!
(Музыкальный фон)

Моя земля, моя Россия…
На краешке родной страны…
Нас здесь остаться не просили –
Чужие земли не нужны.

Но эта, политая кровью,
Слезой солдатских матерей,
Взращенная с большой любовью
Зовется родиной моей.
(Песня о Балтийске)

Я – русский, точно вам скажу,
Со мной никто не спорит.
Я – русский, этим и горжусь,
Горжусь своей историей.

Во мне хлеб-соль родной земли,
Ее расцвет и беды,
Все то, что мы создать смогли,
Сраженья и победы…

Свои мы здесь пускаем корни,
Заботясь о судьбе детей,
О тех, кто пал героем помним,
Чтоб больше не было смертей!
(Музыкальный фон)

Чтоб здесь, на берегу России,
На краешке родной земли.
Для жизни черпали мы силы,
И жить с достоинством могли!

Во мне просторов наших ширь,
И тайны всех морей,
Историй и событий быль,
И жизнь семьи моей…

Родное, русское, свое…
Мне не найти дороже,
И о Руси душа поет, не петь она не может!
(“Почему так в России березы шумят”)

Я Русь не брошу никогда,
С Россией не расстанусь!
Я – русский! Это навсегда!
И русским я останусь!
(Музыкальный фон)

Земля Калининградская,
Ты символ янтаря.
Гордимся мы богатствами
Отечества не зря!

Земля Калининградская,
Ты процветай года!
Здесь отчий дом, здесь Родина,
Моя ты – навсегда!

(Композиция по стихотворениям Т. Марьясовой).