Урок по математике в 3-м классе в форме деловой игры "Капитал"

Разделы: Начальная школа


Тема: Закрепление таблицы умножения и деления.

Цель: повторить пройденный материал, знания таблицы умножения и деления.

Задачи:

  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать мышление, память, внимание, познавательные интересы и способности учащихся;
  • воспитывать организованность, самостоятельность, выдержку, умение соблюдать правила игры.

Оборудование: ОНИК – очень надежная и конвертируемая (валюта) монетки, индивидуальные звезды – ячейки, карточки с названием городов России, карточки для дифференцированной и индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сообщение цели и темы урока учителем:

– У каждого человека должна быть цель жизни. Для достижения этой цели нужны знания. Вам на этом уроке тоже пригодятся знания. Тема урока – закрепление таблицы умножения и деления. Сегодня свои знания вы будете сдавать в Банк Знаний. Банк – это предприятие, производящее операции со вкладами.
Итак, цель нашего урока – повторить таблицу умножения и деления и вложить в Банк Знаний как можно больше своих знаний. За каждый вид работы вы будете получать ОНИК – валюту. Сколько оников вы получите, столько и вложите в Банк Знаний. Я буду в качестве президента, а вы все клиенты. Одно правильно выполненное задание соответствует вложению одного или нескольких оников. Я согласна работать только с надежными клиентами. Для этого вы должны пройти вступительные экзамены.

2. Повторение пройденного материала

1) Устная разминка.

– Даю пары чисел с заданием:

18 и 6: Найдите сумму чисел, разность чисел. Уменьшите 18 в 2 раза. Во сколько раз 18 больше, чем 6. Увеличьте 6 в 5 раз, 9, 8 раз.
9 и 54: Сравните два числа. Что вы можете сказать? Увеличьте 9 в 6, 7, 9 раз. Уменьши 54 на 10, 13, 12.
27 и 24: Увеличьте каждое из чисел на 15, 21, 28. Во сколько раз 9 меньше, чем 21? Уменьши 24 в 3 раза, 4, 6 раз.

Этот вид работы идет в коллективной форме с учителем, а в это время на доске три ученика выполняют индивидуальную работу с заданием:

1 ученик.  Реши примеры: 8 · 5     6 · 4      28 : 7     32 : 4
2 ученик.  Реши примеры: 5 · 5     16 : 2    63 : 7     81 : 9
3 ученик.  Реши примеры: 7 · 7     8 · 5      42 : 6     54 : 9

После выполнения учитель оценивает детей и выдает валюту –1 ОНИК.

2) Брейн-ринг

Учитель читает текст задачи, а дети в тетрадях записывают выражения с решениями.

– Мама разложила 64 ватрушки на 8 тарелок поровну. По сколько ватрушек лежит в каждой тарелке?
– В волейбол играло 18 человек. В каждой команде по 9 человек. Сколько команд?
– В одном пенале 28 карандашей, а в другом 7. Во сколько раз больше карандашей в первом пенале, чем во втором?
– У брата 27 фломастеров, а у Пети в 3 раза меньше. Сколько фломастеров у Пети?
– У одного кресла 4 ножки. Сколько ножек у 6 кресел?

После выполнения брей – ринга идет фронтальная проверка с оцениванием.

3) «Кто быстрей»

Учитель показывает карточки с выражением, а дети говорят ответы.
Например: 6 · 7    8 · 5    12 : 3 и т.д.
В результате этой работы возникает проблема:
– Для чего надо знать таблицу умножения и деления?
Решением этой проблемы требует от детей правильного выполнения заданий.

3. Закрепление пройденного

– Со вступительными экзаменами вы справились. Сейчас мы познакомимся с банковской системой, узнаем в каких городах России существуют филиалы нашего Банка Знаний.

1) Самостоятельная работа в парах

Дается выражение с буквами с заданием расшифровать название города и ответы расположить в порядке возрастания. Для каждой пары индивидуальные карточки задания с названием городов России: Ростов, Якутск, Братск, Глазов, Москва, Ижевск.
Дети решают и после выполнения сравнивают с ответами, предложенными учителем – идет самопроверка. Каждая пара со своим названием города выходит и прикрепляет его на доску. Учитель оценивает работу

2) Дифференцированная самостоятельная работа

– У каждого банка есть специалисты. Президент банка объявляет курсы по повышению специалистов широкого профиля, т.е. вы должны научиться выполнять другую работу. За эту учебу вы получаете от 1 до 3 ОНИКОВ.

Слабым ребятам – зеленые карточки – 1 ОНИК
Средним ребятам – синие карточки – 2 ОНИКА
Сильным ребятам – красные карточки – 3 ОНИКА

Вот такие задания для слабых ребят:

– У Люды 36 календариков, а у Ани в 4 раза меньше. Сколько всего календариков у девочек?

для средних:

– У школьников было 42 куста рассады. Они посадили на 2 клумбы по 6 кустов. Сколько кустов рассады осталось посадить?
– Решить уравнения: Х • 5 = 30     24 : Х = 8

для сильных:

– Привезли в первый день 9 машин угля, а во второй в 3 раза больше. Сколько всего машин угля привезли?
– В двух мешках 18кг цемента. В скольких мешках разместится 54 кг цемента?
– Вычислить: 18 – 36 : 6 + 81 : 9 + 7 • 2

4. Подведение итогов

При подведении итогов каждый ученик подсчитывает число ОНИКОВ – идет самооценивание своей работы.
– Учащиеся, вложившие в ходе игры в Банк по 4 ОНИКА – становятся вкладчиками, по 5 ОНИКОВ – агентами банка, по 6 ОНИКОВ – консультанты.

5. Вывод. Рефлексия

– Для чего нужны знания таблицы умножения и деления?
– Что вы сегодня узнали на уроке?
– С каким настроением вы пойдете отдыхать?

Дети высказывают свои мнения.

6. Домашнее задание

Подготовка к контрольной работе.