Урок–игра по физике "Силы". 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


“КЛЮЧИ ОТ ФОРТА”

Цели 1. Закрепление знаний по изученным темам

2. Формирование умения применять теоретические знания для объяснения действия сил

3. Развитие навыков работы в группах.

Оборудование. Мультимедийный проектор, раздаточный материал, оборудование для лабораторной работы.( 2 презентации )

Правила игры:

В игре участвуют 3 команды по 7 человек. Перед уроком участникам раздают карточки с номером от 1 до 7,/ одна группа карточек красная, другая синяя и третья зелёная/. Все дети разделились на команды и каждому члену команды присваивается свой номер. В каждом этапе участвует один человек. За правильно выполненные задания этапа, команде вручается “КЛЮЧ”. ( Приложение 1) Победителем становится та команда, которая наберёт наибольшее количество ключей.

1 этап. “А ВАМ СЛАБО?”

Каждому участнику под №1 необходимо ответить на 5 вопросов, назвать силу, действующую на тело или сказать, как направлена сила. Участники всех команд отвечают по порядку: красные – первый вопрос, синие – второй, зелёные – третий и т.д.

Вопросы для этапа “ А вам слабо”

  • 1.Ящик стоит на полке. Со стороны полки на ящик действует …
  • 2.Пресс сильно сжал деталь. По этой причине в ней возникла …
  • 3.На наклонной доске лежит книга. Она не "съезжает", так как ее удерживает …
  • 4.Девочка уронила мяч. Во время падения на него действует …
  • 5.Ведро стоит на табурете. Со стороны табурета на ведро действует …
  • 6.Наши ботинки не скользят по асфальту потому, что на них действует …
  • 7.Две нитки связаны узелком. Он не развязывается, так как его удерживает …  
  • 8.Мальчик бросил камень. Во время полета на камень действует 
  • 9.Гимнаст высоко подпрыгнул. В это время на него действует …
  • 10.Скатившиеся с горы санки останавливаются потому, что на них действует …
  • 11.Под тяжестью груза пружина растянулась. Ее сила упругости  направлена…
  • 12.Маляр ведет по стене кистью снизу вверх. Сила трения кисти о стену направлена…
  • 13.Пружину, укрепленную на стене, оттягивают рукой. Сила упругости направлена…
  • 14.Мяч бросили, чтобы он ударился о стену. Сила тяжести, действующая на мяч направлена …
  • 15.Мяч подбросили вверх. Сила тяжести, действующая на мяч направлена…

2 этап. “РОМАШКА”

Каждому участнику под №2 необходимо ответить на 5 утверждений, верно ли высказывание, т.е. сказать “да” или “нет”

Утверждения для этапа “Да или нет”

1.Сила тяжести увеличивается с увеличением массы тела.

2.Вес является одним из видов силы.

3.Сила тяжести на Луне меньше, чем на Земле.

4. Вес не равен силе тяжести, если тело погружено в жидкость

5.Сила тяжести уменьшается у тел, погруженных в воду.

 1.Сила тяжести измеряется динамометром.

2.Вес измеряется в килограммах.

3.Сила тяжести всегда направлена вниз.

4.Вес часто равен силе тяжести.

5.Сила тяжести по-другому называется весом тела.  

1. Вес всегда направлен вниз.

2.Сила тяжести уменьшается у тел, погруженных в воду.

3.Вес тела по-другому называют массой.

4.Сила тяжести действует на любое тело.

5.Вес действует не на само тело, а на его опору или подвес.  

3 этап. “ПОИСКОВЫЙ”

В этом этапе участвуют члены команды под №3.

График высвечивается на экране и одновременно выдаётся командам.

Необходимо определить значение всех физических величин,(скорость, ускорение, пройденный путь, сила,) которые можно найти в графических задачах (если вспомнят про работу, энергию то можно поощрить дополнительным ключом). Для каждой команды свой номер графика. Для красных график I, для синих - II, для зелёных -III Масса тела 5 кг. Время наблюдения 12 с.

ПРИМЕР. По первому графику записываем условие

ДАНО

M= 5 кг.

v0 = 24м/с

v = 48 м/с

t1 = 6 с

t2 = 12 с

a ? s? F? v1? A?

РЕШЕНИЕ

a=(v-v0)/t

a=(48-24)/6=4(v/c2)

s=v0t+at2/2 s=24*12+4*144/2=576 (м)

F=a*m F=4*5=20(H)

v1=v0+a*t v1=24+4*12=72 (м/с)

( A=F*s A=20*576=11520 (Дж))

4 этап. “ СИМВОЛИЧНЫЙ”

Пока участники под № 3 выполняют задание, пришла очередь для участников №4. Необходимо найти ошибки в формулах, которые высвечены на экране. Какие из этих формул вам пригодятся при решении задач

1F=ma 2 F=mv 3 F=mvt 4 F=A/s
5 F=P 6 F=mv2/r 7 F=ms/t 8 F= mg
9F=N/t 10 F=mvt-v0t 11 F=kx 12 F=
13F=mg 14 F=Nt/s 15 F=А/t 16 F=mxk

5 этап. “НАЙ ДИ ОШИБКИ”.

Работают ученики с № 5 Презентация (Слайд №17 )

На рисунках / для каждой команды свой рисунок/ изображено тело на наклонной плоскости. Обозначены силы, действующие на тело.

F1-сила реакции опоры, F2-сила трения,
F3 -сила тяги, F4 -сила тяжести.

В каждом рисунке есть ошибки. Детям заранее даны сигнальные флажки с обозначением сил. По команде руководителя ученики поднимают флажки с обозначением тех сил, которые обозначены неверно.

6 этап. “ТРУДОВОЙ”

Участники с № 6 выполняют лабораторную работу “ Зависимость силы тяжести от массы”

( оборудование: набор грузов, динамометр, штатив, бумага в клеточку)

Пока ученики выполняют работу идёт “ Историческая справка” (слайд № 20 из Презентации и Приложение № 4) Рассказ о Ньютоне и об Аристотеле. Потом рассказывается случай из жизни учёного, но не называется фамилия этого учёного

7 этап. “ЗНАЙКА”

Участники с № 7 выполняют тест моментального оценивания (Презентация №2)

Оценивается работа каждой команды по количеству ключей. На обратной стороне ключей написаны буквы Т,Е,Р,П,Е,Н,И,Е.. Та команда, которая набрала большее количество КЛЮЧЕЙ, должна из этих букв сложить слово. Если букв мало, то можно сделать

подсказку в виде загадки:

“ Свойство есть у человека,
Оно ценится всегда.
Труд на пару с этим свойством
Перетрут всё сквозь года!”