Урок по курсу "Введение в историю" в 3-м классе на тему "Я и мое имя"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить детей с историей возникновения имен, отчеств, фамилий; объяснить их происхождение; на доступном уровне показать влияние различных культур, веяний отдельных эпох, смены языковых ориентаций; формировать убеждения о важности семьи в жизни каждого человека; укрепить привязанность к членам своей семьи; научить гордиться их достижениями.

Ход урока

I. Организационная часть.

Учитель. Прозвенел звонок. Внимание!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь.

II. Повторение пройденного.

У. Начнем наш урок с историко-хронологического практикума.

Положите перед собой “ленту времени”. Я называю дату, а вы крестиком на “ленте времени” отмечаете к какому веку относится эта дата.

-Начало истории российского государства-862 г. (9в.)

-Начало летописной книжной истории города Москвы-1147 г. (12 в.)

-Крещение Руси-988г. (10 в.)

-Основание Петром 1 города Санкт-Петербург-1703 г. (18 в.)

-Год издания первой азбуки-1574 г. (16 в.)

У. А сейчас объясните мне, как вы понимаете вот эти термины:

генеалогия (наука о родословной человека);

род (родственники, которые имеют общего предка);

предки (родственники, которые жили задолго до нас, основатели рода);

потомки (молодое поколение, родственники, которые будут жить после нас);

семья (родственники, живущие вместе, родители: папа, мама, дедушка, бабушка).

У. Дома вы составляли генеалогическое древо своей семьи. Нужно показать, как вы это сделали, и рассказать по нему свою родословную.

У. А теперь послушаем ребят, которые подготовили сообщения о своих родственниках, предках.

III. Сообщение темы урока.

У. Сегодня тема нашего урока “Я и мое имя”. Мы совершим путешествие в прошлое и узнаем, когда и как появились имена, отчества и фамилии. Вы узнаете, что означают некоторые имена и откуда они пришли. Сможете объяснить возникновение своей фамилии. И все сможете ответить на вопрос, что можно узнать, если известно отчество человека.

IV. Работа с новым материалом.

У. Дети, знаете ли вы, что история начинается с вашего имени. Посмотрите друг на друга, скажите, как мы выделим одного ученика.

Д. По имени.

У. Мы привыкли называть каждого из нас по имени и фамилии. Имя у человека возникло не случайно. Много времени прошло прежде, чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

1) Знакомство с происхождением имен.

У.Итак, отправляемся с вами в путешествие.

(Дети закрывают глаза. После звукового сигнала открывают их.)

У. Мы прибыли с вами в Древнюю Русь. Нас встретили здесь взрослые и малыши с разными именами. Они вам сейчас покажутся смешными, но до принятия Христианства на Руси имена отмечали наиболее характерные признаки или внешние особенности людей. Например: Балагур <Рисунок1>, Чернава <Рисунок2>, Светлана <Рисунок3>.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

У. Как вы думаете, почему их так называли?

Д. Веселого человека звали Балагуром. Девушку со светлыми волосами звали Светлана, а с черными – Чернава.

У. Молодцы, правильно. Были имена, которые отражали порядок появления детей в семье: Первой, Вторуня, Третьяк, Старшой. Некоторые имена характеризовали время рождения ребенка (Вешняк, Зима), явления природы (Метелица), христианские праздник (Постник <Рисунок4>, Мясоед <Рисунок5>).

Рисунок 4

Рисунок 5

У. Другие имена отражали какие-либо особенности новорожденных: Пискун <Рисунок6>, Прыгунок <Рисунок7>, Лобик <Рисунок8>. Наряду с именами были распространены прозвища: Рыболов <Рисунок9>, Грамотей <Рисунок10>, Скоморох <Рисунок11>, Богомол <Рисунок12>.

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

У. Прозвища, которые указывали на национальную принадлежность или на происхождение из определенной местности, звучали так: Татарин, Селянин, Казанец, Муромец. Были прозвища, которые произошли от названия еды: Тюря, Борщ, Сахар, Коврига.

У. Попробуйте объяснить имена (прозвища) известных героев былин: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Они изображены на картине Васнецова “Богатыри”. <Рисунок13>

Рисунок 13

Работа по учебнику.

У. Сейчас мы узнаем, откуда к нам пришли наши имена. Откроем учебник на стр. 52, прочитаем текст.

Работа по тексту.

У. Откуда на Русь попали многие имена?

Д. Из Византии.

У. А от каких имен произошли Византийские имена?

Д. Они произошли от древнегреческих и древнеримских имен.

Беседа о происхождении и значении некоторых имен.

У. Миша, что означает твое имя?

М. Михаил – это дневнееврейское имя и означает оно “равный Богу”.

У. Лена, а что означает твое имя?

Л. Елена – это греческое имя и означает оно “сверкающая”.

У. Валерий, какие физические достоинства подчеркивают твое имя?

В. Валерий – это римское имя и обозначает “здоровый, сильный”.

У. А теперь послушайте стихи о некоторых наших именах.

Александр, ты парень чудный,
Откровенный, честный, мудрый,
Добрый и общительный,
Смелый и решительный.

***

Радость наша, свет Елена,
Гордость и краса Вселенной.
Пусть чуток ты холодна,
Да фигуркою ладна.
Не девица, а царица,
На которую дивится
Весь честной народ.

***

Это гордая, стройная дева
Вероника – победа и вера.
Среди серой толпы королева.

***

Владимир “царь”, “владыка”, “славный”,
Что означает “самый главный”.
Везде и всюду он на месте,
Всегда в почете, славе, чести.

Работа по сказкам Александра Сергеевича Пушкина.

У. Теперь давайте вспомним сказки Александра Сергеевича Пушкина <Рисунок14> и снова встретимся со знакомыми образами и именами. Объясним, почему великий сказочник дал такие имена своим героям.

Рисунок 14

Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана. <Рисунок15>

Рисунок 15

У. Кто же этот царь Салтан? <Рисунок16>

Рисунок 16

У. Оказывается, если мы заглянем в записи сказок, сделанные рукой Пушкина со слов няни Арины Родионовны, то увидим, что Александр Сергеевич пишет:

- Царевич остановил корабельщиков, осмотрел их пропуск и узнав, что они едут к Султану Султановичу, турецкому царю, обратился в муху и полетел вслед за ними.

В слове Султан буква у была заменена на а и стал царь Салтан.

У. А вот дядька Черномор из этой же сказки <Рисунок17>. Как вы думаете, почему он так назван?

Рисунок 17

Д. Потому что он жил в Черном море.

У. Но есть и другой Черномор <Рисунок18>. Злобный и коварный из поэмы “Руслан и Людмила”. Этот Черномор – символ “черной смерти”. Корень мор является родственным словам мор, морить.

Рисунок 18

У. А теперь посмотрите на царевну Лебедь <Рисунок19>. В устной народной речи и фольклоре слово лебедь - ласкательное прозвище молодой пригожей женщины. Александр Сергеевич Пушкин выбрал ей это имя за её дивную красоту.

Рисунок 19

У. Посмотрите, вы узнали кто это, из какой она сказки? <Рисунок20>

Рисунок 20

Д. Это Чернавка из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” Александра Сергеевича Пушкина.

У. Как вы думаете, почему Пушкин дал ей это имя?

Д. Потому что она выполнила черную работу, дала царевне отравленное яблоко.

Физкультминутка.

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Если нравится тебе, то ты скажи: “Хорошо!”

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай все.

2) Знакомство с происхождением отчеств.

У. А сейчас вы закроете глаза и мы продолжим наше путешествие. Мы перелетели с вами и попали в 11 век. Приблизительно в 11 веке появилось слово отчество. Что же обозначает слово отчество?

Словарная работа.

Отчество – наименование по личному имени отца.

У. О том, как появилось слово отчество, нам расскажет Женя (сообщение ученика со стр. 26 учебника).

Работа по пословице “Наши вичи едят калачи”.

У. Как вы понимаете эту пословицу?

Д. На Руси отчество указывало на происхождение человека. Представители высшей аристократии именовались полным отчеством, оканчивающимся на – вич. Это были слои населения, которые жили зажиточно, в достатке. Поэтому в пословице и говорится, что чье отчество заканчивается на – вичи они и ели калачи.

Рассказ учителя о Иване Грозном и купце Строганове.

Слово вич в то время во время правления Ивана Грозного воспринималось на Руси как титул. Иногда Иван Грозный жаловал этим титулом даже иностранцев, уравнивая этим их с князьями и боярами. В 1582 году Иван Грозный пожаловал вичем купца Строганова за серьезную заслугу, когда Строганов вылечил от смертельной болезни царского любимца Бориса Годунова. Настолько дорог и почетен был тогда этот удивительный суффикс.

У. Что можно узнать, если известно отчество человека?

Д. Можно узнать, как зовут его отца. (Несколько человек определяют по отчеству имя отца у некоторых детей.)

3) Знакомство с происхождением фамилии.

У. Мы совершаем перелет в другое время и попадаем в 16 век. Фамилия такое привычное для нас слово, но оно появилось сравнительно недавно. Давайте прочитаем, что же означает слово фамилия.

Словарная работа.

Фамилия – наследственное имя семьи.

У. Теперь Лена нам расскажет, откуда попало в наш язык наше слово. (Сообщение из учебника стр. 27-28.)

Работа над стихотворением.

Чтение стихотворения С. Михалкова.

В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.

(Дети надевают маски, придумывают фамилии от названия животных.)

У. Попробуйте объяснить происхождение своей фамилии.

Обобщение:

У. Давайте закроем глаза и вернемся в наше время. Мы с вами закончили путешествие.

И теперь ответьте мне, что же появилось раньше фамилия, имя или отчество?

Д. Имена пришли к нам во время принятия на Руси христианства, потом в 11 веке появились отчества, и лишь в 16 веке появились фамилии.

У. Можно ли жить без имени, без фамилии, без отчества? Почему?

Д. Без имени, фамилии и отчества жить очень трудно, так как мы не сможем выделять одного человека из большого количества людей.

V. Итог.

У. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вы узнали сегодня нового и чему научились?

У. Вы сегодня очень хорошо работали. Мне было приятно и радостно с вами общаться. Спасибо вам, до новых встреч. Приложение1.