Урок русского языка в 3-м классе с использованием малых жанров фольклора по теме "Родовые окончания имен прилагательных среднего рода"

Разделы: Начальная школа


Предмет: русский язык.

Тема урока: “Родовые окончания имён прилагательных среднего рода”.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: игра.

Цель урока:

Познакомить учащихся с родовыми окончаниями имён прилагательных среднего рода.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с родовыми окончаниями имён прилагательных среднего рода.
  • Повторить родовые окончания имён прилагательных мужского и женского родов.
  • Познакомить с произведениями детского фольклора о весне и о природе.
  • Развивать орфографические умения.
  • Развивать умение определять состав слов.
  • Развивать умение задавать вопросы к словам.
  • Развивать умение подбирать проверочные слова.
  • Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление.
  • Развивать речь учащихся.
  • Развивать фонетический слух детей.
  • Развивать внимательность, аккуратность в работе.
  • Воспитывать любовь к народному творчеству, к русской песне.
  • Воспитывать бережное отношение к родной природе.
  • Воспитывать интерес к народному фольклору.
  • Воспитывать культуру учебного труда.

Технические средства и методическое обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Прозвенел звонок и смолк,
    Начинается урок.
    Тихо сели, ноги вместе.
    Книги, ручки всё на месте?
    Руки замерли у всех.
    Будем думать, будем слушать
    И учиться лучше всех!

  3. Сообщение темы и целей урока.
  4. Сегодня на уроке мы продолжим работу над именами прилагательными разного рода. А поможет нам в этом детский фольклор.

    На календаре март, а за окном до сих пор зима. Что-то не спешит к нам весна, не хочет пригревать солнышко, не хотят звонко петь птицы. Может, в этом есть и наша вина?

    Заметили ли вы, какая погода была позавчера? Да, зима властвовала вовсю. А ведь именно в этот день, 14 марта, по народному поверью, нужно было кликать, звать весну. Но не все это знают и помнят. Может поэтому и весна запаздывает?

    В народе этот день (14 марта) называется Евдокия-плющиха, весновка. Евдокия-весновка считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно. Во многих деревнях в этот день девушки и дети начинали “кликать весну”, для чего влезали на крыши строений или собирались на пригорках и выкрикивали веснянки:

    Благослови, мати,
    Весну закликати,
    Рано, рано,
    Весну закликати.
    Весну закликати,
    Зиму провожати,
    Рано, рано,
    Зиму провожати,
    Зимочку в возочку,
    Летечко в челночку,
    Рано, рано,
    Летечко в челночку.

    А знаете ли вы веснянки-заклички, т.е. песенки-обращения к явлениям природы?

    Примеры закличек:

    Ау, ау, аукаем,
    Весну приаукиваем,
    Март, март – солнцу рад,
    Апрель, апрель – откроет дверь,
    Май, май – сколько хочешь гуляй!
    Ау, ау, аукаем!
    Солнышко, покажись,
    Красное, снарядись,
    Чтобы год от года
    Давала нам погода
    Тёплое летечко,
    Грибы в берестечко,
    Ягоды в лукошко,
    Зелёного горошка.
    Гром гремучий,
    Тресни тучей,
    Дай дождя
    С небесной кручи!

    Вот и замечательно! Мы позвали весну к себе в гости. А чтобы она пришла к нам раньше, давайте нарисуем для весны картину.

    Помогут нам наши друзья – Волшебник – Существительное (он может создавать разные предметы) и Художник - Прилагательное (он делает предметы красочными)

  5. Орфографическая работа.
  6. Вот и сегодня Волшебник – Существительное создал целую картину:

    Давайте запишем названия тех предметов, которые вы видите на картине. Одновременно подчеркнём буквы-орфограммы.

    Луг, трава, цветы, берёза, листва, солнце, луч, облако, картина, весна.

    Объясните написание данных слов.

  7. Повторение изученного материала.
  8. Глядя на эту картину трудно определить, какое это время года. Почему?

    Картина не раскрашена.

    Как же нам быть? Раскрасить картину.

    А кто нам поможет? Художник – Прилагательное.

    Ну что ж, начнём раскрашивать.

    Луг (какой?) зелёный, широкий, большой, весенний.

    Определите род записанных прилагательных, выделите окончания.

    В народных песнях часто упоминается луг:

    “А я по лугу…”, “На зелёном лугу…”. А ещё луг ласково называют лужок.

    Луг - лужок (разбор по составу)

    Раскрашиваем дальше. Перед нами берёза. Сначала – ствол, потом – листву раскрасим.

    Ствол (какой?) прямой, тонкий, белый.

    Листва (какая?) пышная, зелёная, весенняя.

    Мы раскрасили берёзу. А теперь опишите её.

    Берёза (какая?) зелёная, кудрявая, белая, весёлая, красивая, тонкая.

    А как в народе ласково называют берёзу?

    Берёза – берёзка – берёзонька. (разбор по составу)

    Половину картины мы уже раскрасили. А заодно и вспомнили, что прилагательные изменяются по родам.

    Прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания –ой, -ый,- ий.

    Прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? И имеют окончания -ая, -яя.

    Физкультминутка.

    Мы хорошо потрудились и можем немного отдохнуть. Послушайте отрывок из детской песни “Ай да берёзка!”:

    Мы вокруг берёзки станем в хоровод.

    Радостно и звонко каждый запоёт:

    Ай, да берёзка! Белый ствол.

    Зеленей, зеленей ты листвой!

    А теперь вспомните русскую народную песню “Во поле берёза стояла”. Давайте исполним её вместе.

    Исполнение первого куплета песни в сочетании с танцевальными движениями.

  9. Изучение нового материала.
  10. А теперь мы должны докрасить картину и познакомиться с новым материалом. Внимательно посмотрите на картину, какие предметы мы ещё не раскрасили. Подумайте, какой же будет тема нашего урока?

    Прилагательные какого рода мы ещё не называли? (среднего рода)

    Как определить род прилагательного? (по роду существительного, к которому оно относится)

    Есть ли на картине предметы, названия которых являются существительными среднего рода? Назовите их.

    Солнце, облако, небо.

    А теперь раскрасим их, обращая внимание на вопрос и окончания прилагательных среднего рода.

    Солнце (какое?) яркое, теплое, горячее (лучистое, золотое, красное, ласковое, весеннее).

    Облако (какое?) лёгкое, белое, воздушное.

    Небо (какое?) синее, чистое, весеннее (голубое, прозрачное, светлое)

    Вывод: На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода? (какое?). Какие окончания они имеют? (-ое, -ее).

    Прочитайте правило в учебнике.

    Наша картина готова. Эта картина поможет нам в дальнейшей работе. Но сначала отдохнём.

    Гимнастика для глаз.

    Дети закрывают глаза. На картине вывешиваются поле, озеро и корова. Дети называют, что изменилось в картине.

  11. Упражнения для закрепления.
  12. Наша картина поможет выполнить упражнение в учебнике. Здесь пошутил Художник – Прилагательное. Он описал предметы, но не назвал их. Мы должны догадаться, о чём идёт речь. Все эти предметы есть на нашей картине.

    Устный разбор предложений (о поле, об озере, о масле и о сене: последние два связать с коровой, вспомнить ласковые имена, которые народ давал корове – Бурёнушка, кормилица)

    Задание: по вариантам выпишите предложения-описания:

    1 вариант – о поле, 2 вариант – об озере, 3 вариант – о сене или о масле.

  13. Итог урока.
  14. Итак, что же нового сегодня узнал каждый из вас?

    Сегодня мы с вами познакомились с именами прилагательными среднего рода, узнали, на какой вопрос они отвечают и какие окончания имеют.

    А главное, мы позвали весну, и будем надеяться, что она нас услышала и увидела нашу картину. И это значит, что скоро она к нам придёт.

  15. Выставление оценок.
  16. Домашнее задание.