План–конспект урока геометрии в 9-м классе "Длина окружности"

Разделы: Математика


Тема: Длина окружности.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • ввести понятие длины окружности;
    •  рассмотреть её основное свойство и его доказательство;
    • вывести с помощью него формулу для вычисления длины окружности;
    • научиться применять формулу для вычисления длины окружности при решении задач.
  • Развивающие:
    • способствовать формированию качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мысшления, интуиции, логического мысшления;
    • способствовать формированию элементов алгоритмической культуры;
    • способствовать формированию способности к преодолению трудностей.
  • Воспитательные:
    • содействовать воспитанию культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
    • формировать умения работать с информацией, развивать коммуникативныеспособности учащихся.

План урока:

1. Вводно-мотивационная часть урока.

  • Объявление темы и цели урока.
  • Математический диктант.
  • Взаимопроверка диктанта, выставление оценок и комментарии.

2. Основная (операционная) часть урока.

  • Изучение нового.
  • Закрепление изученного, решение задач.

3. Рефлексивно-оценочная часть урока.

  • Итог урока и домашнее задание.

ХОД УРОКА

Вводно-мотивационная часть урока

Слайд

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 слайд урока Объявление темы и цели урока.
Тема урока: «Длина окружности». Вдумайтесь в формулировку темы, сформулируйте и назовите проблемы, которые на ваш взгляд мы должны решить по этой теме.
Кратко записывает их на доске и обещает, что на все вопросы мы постараемся узнать ответы на этом или последующих уроках. Учитель сообщает учащимся, какие ещё проблемы ему удалось выделить.
Записывают в тетрадях число и тему урока.
Учащиеся называют проблемы.
2 слайд урока Создание игровой ситуации. «Мастер подключения презентации к уроку», который запрещает дальнейший просмотр без соответствующих знаний.
Обыгрываем ситуацию: «Соответствующие знания. А они у тебя есть?»
  • «Ничего не знаю и знать не хочу»
  • «Но такого просто не может быть в нашем классе»
  • «Да, но я устал и думать не хочу»
  •  «Но у нас ещё только начало урока, мы не устали и полны энергии».
  • «Да. Могу доказать».

Нажимаем и гиперссылка отсылает нас на презентацию «Математический диктант» к данному уроку.

Участвуют в игровой ситуации
1 слайд диктанта Объявляет о начале диктанта. Объясняет в какой форме он будет проходить. Предупреждает, что слайды будут меняться через определённое время и возврата к ним не будет. Объявляет о количестве вопросов и критерии оценивания. Подписывают выданные листы. Записывают на них номер варианта.
2-5 слайд диктанта Наблюдает за проведением диктанта. Кратко записывают ответы на вопрос своего варианта.
6 слайд диктанта Объявляет об окончании диктанта и говорит, что контроль будет осуществляться с помощью взаимной проверки. Обмениваются листочками, берут в руки карандаши.
7 слайд диктанта Составляет картину о подготовке учащихся к изучению нового материала.
Обсуждает с учащимися задания, вызвавшие затруднения. Возможен возврат к слайду с вопросом, вызвавшим затруднение
Активизирует внимание учеников на изучение нового материала.
Проверяют ответы своего товарища и оценивают его работу.
Разбирают вопросы, в которых сами допустили ошибки.

Основная (операционная) часть урока

Слайд

Деятельность учителя

Деятельность ученика

3 слайд урока Вопрос: «Кто может дать понятие длины окружности?» Вспоминают материал 6-го класса. Отвечают на вопрос учителя.
4-5 слайд урока Демонстрация слайдов с объяснением. По рисунку на слайде учащиеся отвечают на вопрос о понятии длины окружности.
6 слайд урока Учитель просит сравнить учащихся свой ответ о понятии длины окружности с ответом на слайде. Сравнивают свой ответ с ответом на слайде.
8-10 слайд урока Обращает внимание учащихся на анимационный рисунок Число сторон многоугольника постепенно увеличивается.Учащиеся делают вывод о том, что периметр любого вписанного в окружность многоугольника является приближённым значением длины окружности.
11 слайд урока Уточняет , что длина окружности – это  предел, к которому стремиться периметр правильного вписанного многоугольника при неограниченном увеличении числа его сторон. Проговаривают вместе с учителем понятие длины окружности.
12 слайд урока Акцентирует внимание учащихся на свойстве связанном с новым понятием. Записывают в тетрадях, какое свойство будут изучать.
13 слайд урока Формулирует свойство длины окружности. Слушают и читают на экране формулировку свойства длины окружности. Находят его в учебнике и читают вслух.
14 слайд урока Разъясняет, что для доказательства свойства для всех окружностей достаточно доказать его для двух произвольных окружностей. Выделяют условие и заключение теоремы.
Чертят чертёж.
На основании условия и чертежа формулируют запись «Дано».
15-16 слайд урока В фронтальной беседе задаёт вопросы по записи условия и заключения свойства. Записывают «Дано» и сверяют запись на экране.
На основании заключения формулируют запись «Доказать».
17 слайд урока Начало доказательства проводит в виде лекции. Слушают, читают на экране и записывают в тетрадь.
18 слайд урока Использует поэтапное появление записи на экране. Это даёт возможность обсудить с учащимися каждый шаг решения. Выражают сторону правильного п-угольника через радиус описанной окружности.
19 слайд урока Выражают периметр первого правильного п-угольника через радиус описанной окружности.
20 слайд урока Выражают периметр второго правильного п-угольника через радиус описанной окружности.
21 слайд урока Находят отношение периметров.
22 слайд урока Используя связь между длиной окружности и периметром многоугольника, выражают отношение длин окружностей через их разности.
23 слайд урока Используя свойство пропорции, доказывают заключение теоремы.
24 слайд урока Опрос значения числа ?, с наибольшим числом знаков после запятой. Отвечают на вопрос.
25 слайд урока Рассказывает. Слушают, читают запись на слайде, запоминают.
26 слайд урока Даёт задание, выразить длину окружности из полученной формулы. Выводят формулу длины окружности.
27 слайд урока   Записывают формулу длины окружности в тетрадь.
28-35 слайд урока Читает задание.
Использует поэтапное появление записи на экране. Это даёт возможность обсудить с учащимися каждый шаг решения.
Записывают решение, обсуждая каждый шаг. Самостоятельно составляют и решают уравнение
Проверяют правильность решения с записью на экране.
36 слайд урока Читает задачу. Даёт задание выделить условие и заключение. Читают задачу. Выделяют условие и заключение.
37 слайд урока Вопросы:
– Что нужно знать для вычисления длины окружности?
Из какой формулы можно выразить радиус описанной окружности через сторону правильного треугольника?
Отвечают на вопросы.
Выражают радиус описанной окружности через сторону правильного треугольника.
Проверяют правильность решения с записью на экране.
38 слайд урока Использует поэтапное появление записи на экране. Это даёт возможность обсудить с учащимися каждый шаг решения. Подставляют радиус в формулу длины окружности и отвечают на вопрос задачи.
Проверяют правильность решения с записью на экране.
39 слайд урока Читает задачу. Даёт задание выделить условие и заключение. Читают задачу. Выделяют условие и заключение.
40 слайд урока Использует поэтапное появление записи на экране. Это даёт возможность обсудить с учащимися каждый шаг решения. Записывают условие и заключение.
Чертят чертёж.
Проверяют правильность решения с записью на экране.
41 слайд урока Как вы думаете, где находится центр описанной окружности?
Для доказательства, что центр окружности – середина AD, проведите отрезок ОС.
Определите тип четырёхугольника АВСО.
Отвечают на вопросы.
Делают дополнительное построение.
Формулируют дальнейший ход решения задачи.
42 слайд урока Использует поэтапное появление записи на экране. Это даёт возможность обсудить с учащимися каждый шаг решения. Записывают решение и проверяют правильность с записью на экране.

Рефлексивно-оценочная часть урока часть урока.

Слайд

Деятельность учителя

Деятельность ученика

43 слайд урока Поэтапно нажимая клавиши, формулирует вопросы для повторения.
Учитель просит учащихся оценить, как они справились с работой на уроке, что было удачным, а что нет; на все ли поставленные в начале урока вопросы были найдены ответы, а какие ещё предстоит решить.
Высталяет оценки за урок.
Отвечают на поставленные вопросы.
44 слайд урока Делает пояснения по домашнему заданию. Находят задание в учебнике и читают его.
Записывают домашнее задание.
45 слайд урока Выставляет оценки в дневники. Подают дневники, для выставления оценки.

Приложение 1

Приложение 2