Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Задачи: сформировать знания о строении и жизнедеятельности лишайников в связи с условиями среды, их значении в природе и жизни человека, развивать понятие “симбиоз”, вырабатывать навыки самостоятельной работы с учебником, находить в тексте сведения для заполнения схем, расширять кругозор, развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблица “Лишайники”, коллекция лишайников, гербарий, плакат “Типы лишайников”, мультимедийный проектор (демонстрация видов лишайников).

Ход урока

Тема нашего урока “Лишайники”. Цель нашего урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности лишайников в связи с условиями среды, их значение в природе и жизни человека.

Актуализация знаний

Но, прежде, давайте вспомним:

  1. Какие царства органического мира вам известны?
  2. Какие царства мы с вами изучили на уроках биологии?
  3. На какие 2 группы можно разделить живые организмы по способу питания?
  4. Что такое автотрофы?
  5. Что такое гетеротрофы?
  6. Что такое симбиоз? Приведите пример.

Изучение нового материала

Вы держите в руках лишайники. Лишайники – это особая группа организмов. Учёный Тимирязев назвал лишайники “растение – сфинкс”. Почему? Это мы с вами должны будем выяснить на нашем уроке.

Лишайники – это симбиотическая группа организмов, состоящих из гриба и водоросли. Их тело – слоевище или таллом. Грибные гифы наружного слоя таллома переплетены очень плотно, составляют защитный слой. Под ним слой водоросли, затем рыхлый слой грибных гиф. Снизу также защитный слой.

Найдите в учебнике в тексте параграфа особенности питания лишайников. Выясните роль водоросли в данном симбиозе, роль гриба. Ответ учащегося. А может ли водоросль существовать отдельно? А гриб?

3 типа лишайников:

  • накипные
  • листовые
  • кустистые.

На экране рассматривание разных видов лишайников (использование мультимедийного проектора)

Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Где можно встретить лишайники? (на камнях, деревьях, на почве, заборах, крыше). Они очень неприхотливы.

Сообщение учащегося о приспособленности лишайников.

Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. Появляясь на голых скалах, лишайники готовят субстрат для более прихотливых растений. Но лишайники совершенно не выносят загазованности воздуха. Поэтому они являются индикаторами (показателями) чистоты воздуха.

А как вы думаете, в нашем селе воздух чистый?

Размножение лишайников:

  1. кусочками слоевища
  2. спорами, вегетативно.

Охрана лишайников

В последнее время встаёт вопрос об охране лишайников в связи с тем, что они очень медленно растут (1 – 3 мм. в год), а роль их велика, особенно в питании животных (олени, улитки, слизни, насекомые). Многие лишайники занесены в Красную Книгу (примеры).

Значение лишайников велико.

Сообщение учащегося о съедобных лишайниках.

Выполните задание: заполните таблицу “Значение лишайников”.

Значение лишайников в природе Значение лишайников в жизни человека
   

Анализ таблицы.

Закрепление

  1. На какие группы по внешнему строению делят лишайники?
  2. Из каких организмов состоит лишайник?
  3. Как питаются лишайники?
  4. Как размножаются лишайники?
  5. Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?
  6. Каково значение лишайников в природе и жизни человека?

Часто на скалах можно видеть сухие, как бы безжизненные лишайники. Однако после дождя все они “оживают”. Объясните это явление природы.

Среди множества видов лишайников наиболее известен ягель. Почему? Как его ещё называют?

Лишайники растут очень медленно: 2 – 3 мм. в год. В то же время в тундре они – основной корм для оленей. Почему проезд тяжелого транспорта по тундре, чрезмерный выпас домашних северных оленей может вызвать исчезновение лишайников?

Теперь вы знаете особенности строения лишайников. Так почему же Тимирязев назвал лишайники “растение – сфинкс”?

Обобщение

Итак, мы с вами познакомились со строением и процессами жизнедеятельности лишайников, выяснили, что лишайники – особая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли, находящихся в симбиозе. Лишайники очень приспособлены к жизни в разнообразных условиях. Но совершенно не выносят загазованности воздуха. Велико их значение в природе и жизни человека.

Домашнее задание

Учебник, параграф 55.

Использованная литература

  1. Учебник “Биология” 6 класс И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. (1999г)
  2. Научно-методический журнал “Биология в школе” (1998г)
  3. “Книга для чтения по ботанике”. Составитель Д.И. Трайтак.
  4. “Биология”. Приложение к газете “Первое сентября”.(2000г)