Проект урока литературного чтения по теме "Я и мои друзья". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Программа для общеобразовательных школ «Школы России», М.: «Просвещение», 2007 г.

Учебник «Родная речь» под ред. Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, М.: «Просвещение», 2006 г.

Раздел «Я и мои друзья».

Тип урока – построение понятия.

Тема: Е. Благинина «Подарок»

Цели:

  • Сформировать представление о дружбе (понятие). Развитие коммуникативных умений.
  • Формировать умение анализировать поступки героев. Работа с тематической лексикой.
  • Способствовать воспитанию внимательного и бережного отношения к друзьям.

Оборудование: Слова-опоры. «Дерево дружбы» макет. Учебник.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний. Постановка целей.

- Ребята, у вас есть друзья?

- Почему ты считаешь этого человека своим другом? Что в нем особенного?

(ДОСКА.  Учитель закрепляет модель человека-субъект 

Рисунок 1

3. Построение модели «Друг это…»

Дети называют признаки и объясняют свое мнение: отзывчивый, хороший, красивый, помогает в беде, умный, вежливый, ласковый, делиться всем, внимательный, смешной, веселый, смелый, отважный, щедрый, честный, интересный, счастливый, доверять, заботливый…

Если есть ещё варианты, учитель записывает на доску.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Фиксация модели друга.Если он друг, то он должен быть ...

Есть ли ещё пожелание, определения, признаки …?

5. Работа над тематической лексикой.

Задание: стр.111 Е.Благинина «Подарок»

Прочитайте текст стихотворения и выберите слова о дружбе.

6. ПОНИМАНИЕ ЗАДАНИЯ.

Что вы будете делать, просто читать текст или читать и выбирать слова?

Сколько раз вам понадобиться прочитать текст? (3 раза: 1 – прочитать и понять о чем (ком) текст, 2 – читать и выбирать слова, 3 – читать и проверять, как выполнил задание.)

7. Самостоятельная работа.

Дети читают стихотворение и стараются выполнить задание.

8. Предъявление.

Дети называют слова, которые по их мнению относятся к теме дружбы.

Подружка (еще как можно назвать друга? Подруженька, дружок, дружочек, друг.)

Ко мне (какие отношения выстраиваются у друзей? Теплые, ласковые, внимательные (девочка заметила, что подружке нравиться игрушка.)

Играли (Почему люди дружат? У них общие интересы, заботы, взгляды…)

Подружке отдала (Почему отдала? Как приняла решение? Доверяла, доброй, внимательной, хотела сделать приятное, …)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

9. Достраивание модели дружбы.

От чьего лица идет рассказ в стихотворении? (от лица девочки - Я)

Как девочка принимала у себя свою подружку? Какой она была?

(ДОСКА Учитель закрепляет модель человека-субъект. Какой она (я) была?

Необходимо чтобы не только друг был таким по отношению к вам, но и вы тоже должны быть такими же.

Рисунок 2

Вывод: Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы люди поступали с тобой.

Рисунок 3

10. Актуализация знаний в новой ситуации.

Вы уже ученики. А среди одноклассников есть у вас друзья? Как вы дружите?

Ситуации как вы поступите?

Если друг забыл ручку?

Если друг забыл записать задание, а вы смотрите фильм?

Если друг заболел?

Если друг не может решить задачу, а вы уже пошли гулять? (Как надо помочь?)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

11. Обобщение.

С чего начался урок? С какого вопроса?

Закончить урок я хочу тоже этим вопросом?

Есть ли у вас друзья в классе?

Я предлагаю вырастить дерево дружбы. На листочках, розданных в начале урока, напишите имя своего друга (крупно и красочно).

Учитель: Все листочки складываем в волшебный горшочек (Как в сказке «Дюймовочка»).

Затем учитель вынимает листок с именем и громко читает: «Моего друга зовут ….» и прикрепляет на крону древа.

ВНИМАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: на дереве должны оказаться имена всех детей в классе!

Дети внимательно следят за именами и в результате должны убедиться, что в классе все друзья.

А чтобы «дерево Дружбы» было крепким у него должны быть крепкие корни: качества настоящего друга, выделенные на уроке, крепятся на корни. Дети помогают их назвать.

Рисунок 4

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

12. Итог урока:

Чему учились на уроке?

  • читать
  • выбирать слова
  • слушать, слышать, понимать
  • учились дружбе

Домашнее задание:

С. 111  

Выучить стихотворение наизусть.