"Семья. Как это просто и вечно"

Разделы: Социальная педагогика


2008 год Указом президента в Российской Федерации объявлен Годом Семьи. На самом деле, какие простое слово “семья” (как хлеб). Какое знакомое слово “семья” (как воздух). И какое вечное!

Обращение к таким понятиям как нравственность, ценность, семья в старших классах просто необходимо, особенно в наше время.

На уроках в 11-м классе решили провести небольшие исследования с целью выявления, как освещался вопрос семьи в произведениях русской литературы.

Ученики вспомнили, что в детстве им читали сказки, в основу которых были положены семейные отношения (“Жили– были…, “В одной семье..), отметим также, что события, которые совершались в семье, были связаны с детьми. Далее отметили, что в большинстве сказок и народных и литературных детей было не менее трех (“В одной семье было три сына…”, “Три девицы под окном пряли поздно вечерком…”).

Перелистывая букварь первоклассника, на первых страницах видим иллюстрацию: мама ставит обед на стол, папа что-то мастерит, дедушка читает книгу внукам, бабушка вяжет носки. Семья!

Открываем математику за третий класс и читаем “Мама купила в магазине…”, “Папа привез на элеватор зерно…”.

Отмечаем, что наши учебники тоже построены на воспитании у учащихся добрых традиций, уважения к семье.

Обращаясь к страницам первой летописи на Руси “Слово о полку Игореве”, определяем сюжет: неудачный половецкий поход Игоря Святославовича 1185года. На фоне общей трагедии (ведь открыты ворота для половцев!) мы замечаем семейную трагедию. Работая по тексту, отмечаем, почему речь Святослава, обращенная к русским князьям, называется “Золотым словом”. (В “Золотом слове” Святослава звучит страстный призыв извлечь из истории поучительные уроки, забыть об обидах и распрях, “встать за землю Русскую, за раны Игоревы”.

Параллельно отмечаем, что в другом городе, Путивле, на городской стене причитает Ярославна, жена князя Игоря. Она не размышляет, не выносит суровых оценок, как Святослав, она печалится, горюет, что не может, как птица, полететь к своему князю и исцелить его кровавые раны. Обращаясь к стихиям природы: ветру, Днепру, солнцу, она упрекает их в том, что они жестоки к ее милому ладе, заклинает о помощи. Мы слышим в плаче Ярославны голоса всех русских женщин, их печаль и нежность. Под тихую, печальную музыку ученица читает наизусть плач Ярославны. И настолько это было проникновенно, словно мы оказываемся в том далеком времени вместе с Ярославной:

Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?

Исследуя житие XVI века “Повесть о Петре и Февронии”, написанное Ермолаем-Еразмом, ученики сразу определили большую значимость этого произведения для воспитания в себе верности, семейного благочестия, преданности. В народе их считали святыми. Особо останавливаемся на конце жизни Петра и Февронии. Завещали они после смерти положить их тела вместе. Скончались они в один день. Согласно преданию, горожане положили их в разных местах, но чудным образом святые оказались в одном гробу – так их и похоронили.

Поработав с историческими источниками, выяснили, что Петр и Феврония умерли 8 июля. А на Руси в этот день начали отмечать праздник влюбленных. Ученики не ошиблись в выборе этого произведения. Именно в этом году 8 июля в городе Муроме, где по преданию и жили Петр и Феврония, широко отмечался праздник, посвященный семье.

Далее ведем разговор о своих родственниках. Когда говорят, что нынешняя молодежь ничего не хочет знать, что она никудышная, это неправда! Ребята рассказывают о своих умерших родственниках, знают, какие заветы были даны, ухаживают за могилами и помогают престарелым, оставшимся в одиночестве. А просьба родственников быть с кем-то похороненным в одной могиле берет начало, по всей видимости, из жития о Петре и Февронии.

Рассматривая тему семьи в русской литературе, мы не могли не заметить романа-эпопеи XIX века Л.Н.Толстого “Война и мир”. В романе отмечаем несколько типов семей. Однозначны были даны учащимися оценки семьям А.П.Шерер (“это вовсе не семья, детей нет – этим все сказано”), В.Курагина (“лживы и фальшивы все члены этого семейства; Элен – это прекрасное животное”). Вызвали симпатию у учащихся семьи графа Ростова и князя Болконского. Семья графа Ростова. Двенадцать детей воспитывается в этой доброй, простой семье. Открытость души, радушие – ее главное свойство. Отмечаем способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять душу, умение переживать.

В семье князя Болконского учащиеся выделяют особую талантливость, незаурядность, одухотворенность.

Особо стоит семья Пьера Безухова и Натальи Ростовой. Неоднозначно отношение учащихся к Наташе. Ее связь с Анатолем Курагиным, “измена” князю Андрею вызвали со стороны юношей неодобрение. И на вопрос: “А вы простили бы Наташу?”. Положительно ответили не все. И вот здесь и начинаем рассуждать, почему сначала и князь Андрей не простил Наташу (Он по характеру человек жесткий, постоянный в своих принципах. Он не смог принять Наташу слабой, ошибающейся, мечущийся). “А почему Пьер простил ее?” (Он добрее). В эпилоге находим, что Наташа – мать четырех детей, всех выкормила грудью (что не принято было в дворянских семьях). Для нее дети – счастье, смысл жизни. Отмечаем момент в романе, где Наташа с любовью вглядывается в родные черты младшего сына, находя его похожим на Пьера. Любовь возрождает души Пьера и Наташи. Она, многого не понимая в деятельности мужа, поддерживает его. Эта семья – пример для Толстого. Кстати, у Л.Н.Толстого было тринадцать детей.

Так, вспомнив произведения XII-XIX веков, учащиеся делают вывод, что семья показана как единое целое: жена поддерживает мужа, воспитывает детей. Муж – кормилец, защитник семьи и защитник Отечества.

Работая над произведениями XX века, отмечаем большие перемены. И это не случайно. Учащиеся вспоминают историю России начала XX века. А она ознаменована тремя революциями, Гражданской войной. Мир в России разделился как бы надвое. Рушится вера в Бога, а ведь раньше семья благословлялась Богом: перестает действовать двойной закон самосохранения, когда семья хранила веру, а вера защищала единство семьи.

Учениками только что прочитан роман М.А.Шолохова “Тихий Дон”, поэтому эпизоды свежи в памяти. Останавливаемся лишь на отдельных моментах. На вопрос: “Почему писатель изменил название романа?” Ответ однозначен: “Шолохов хотел роман начать с описания мятежа генерала Корнилова, но вскоре почувствовал, что не получается. Начав роман с описания семьи Мелеховых, писатель подчеркнул значимость семьи не только для себя, но и для всех живущих на Земле”.

Отмечаем, как автор неторопливо ведет разговор о быте, истоках, традициях, национальном духе казачества. На вопрос: “Как решаются все важные вопросы?” Учащиеся находят ответ в самом романе (Собирается семейный совет. Таких советов в семье Мелеховых было четыре. Вот один из них: жизнь Григория и Натальи не заладилась. На семейном совете выступают все, даже Дуняша).

Обращаю внимание на три разговора (тайны в семье Мелехов). Все тайны касаются семьи: на реке Григорий – отец, который ругает сына за связь с замужней соседкой; на огороде Наталья – Дарья, признавшаяся в том, что заболела венерической болезнью, на степной дороге Ильинична – Наталья, которая сообщает: “Буду ли я жить с Гришкой али нет… но детей от него больше рожать не желаю”. Ученики делают вывод: все эти разговоры ведутся вне дома. Герои романы как бы боятся осквернить самое святое – дом, семью.

Далее работаем над эпизодом, где к Аксиньи приходит Наталья, жалкая, убитая горем. Аксинья ведет себя смело, отвечая “Не отдам Гришку. Он у меня один!” И тихо добавляет: “У тебя хоть дети есть!”

Учащиеся точно определяют, что Наталья счастливее Аксиньи. Ее цель – спасение семейного гнезда. Именно она является хранительницей семейного очага.

Зачитываем последние страницы романа. Они о том, как Григорий бросает в реку оружие, идет к родному дому и поднимает на руки сына. Делаем вывод: писатель такой концовкой романа подчеркивает, что самое главное в жизни человека не революция, не война, а только родной дом, семья.

В то же время учащиеся отмечают что, семейная жизнь непроста, что нужно не только любить человека, но и понимать его. Как говорится, жизнь прожить – не поле перейти.

Рассказ А.П.Платонова “Третий сын” (1936 год) читаем в классе. Сначала работаем над названием (назван так, потому что “Бог любит Троицу”, в сказках всегда третий сын оказывается самым умным, добрым; тремя перстами крестятся). От прочитанного ученики шокированы. Тема определяется сразу: семья. И сюжет прост: умерла старуха, мать шестерых сыновей, и отец ждет их. Это трагическая ситуация, через которую, рано или поздно, проходит любая семья, каждая семья переживает по-своему.

Работая по тексту, отмечаем, что автор подробно описывает сыновей (“громадные мужчины – в возрасте от двадцати до сорока лет”, “двое из них были моряками – командирами кораблей, один– московским артистом, один, у которого была дочка, – физиком, коммунистом, самый младший учился на агронома, а старший сын работал начальником цеха аэропланного завода и имел орден на груди за свое рабочее достоинство”). Особо отмечаем, что внучке старика 6 лет, а он ни разу не видел ее. Значит, сыновья уже давно не собирались вместе, не навещали своих старых родителей. На вопрос: “Почему сыновья сейчас чувствуют одиноко и страшно?”

Учащиеся находят ответ в самом тексте (“как будто где-то в темном поле горела лампа на подоконнике старого дома, она освещала ночь, – весь детский мир, старый дом, оставленный теми, кто в нем родился; в том доме никогда не были затворены двери, чтобы в него могли вернуться те, кто из него вышел, но никто не возвратился назад. И теперь точно сразу погас свет в ночном окне”).

Далее наблюдаем за поведением сыновей ночью. Они перешли в другую комнату, где собирались отдыхать. Писатель подробно рассказывает, о чем шел разговор: старший сын с восторгом говорил о металлических пропеллерах, братья – моряки рассказывали случаи в иностранных портах. Затем один моряк схватился с артистом, и они начали возиться по полу как в детстве. Потом старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь. Они радовались своему свиданию и так громко смеялись, что было слышно в соседней комнате, где остались старик с внучкой да мертвая мать. Не было слышно только голоса третьего сына.

Обращаем внимание на то, что именно третий сын заставляет братьев замолчать. Он, упав в обморок, как бы отрезвил братьев, напомнил им об общей утрате, помог пережить горе достойно, всем вместе. На протяжении всего рассказа писатель говорит: “Их было шесть, седьмым был отец; отец с радостью поглядывал на дюжину сыновей; шестеро сыновей и старик”. Автор рассказа подводит нас к тому, что шесть плюс один – семь. И каждый из этих людей представляет “Я”. А вместе они – СЕМЬЯ. Вот почему старик “доволен и горд, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже”.

Далее работа идет по повести В.Г.Распутина “Последний срок” (1974 год). Это была предварительная домашняя подготовка: а) почему “Последний срок”? б) как дети (уже взрослые!) относятся к матери? в) какой урок можно извлечь из этого произведения?

В “последний срок” старухи Анны собираются ее непутевые дети под общей отцовской крышей. Непутевый –, по словарю С.И.Ожегова, – беспутный, разгульный. Наблюдаем по тексту, как относятся дети к умирающей матери. Они не окружили ее заботой, лаской, а каждый думал о своем (дочь – какое платье надеть в день похорон, чтобы выглядеть прилично; сыновья – как будут справлять поминки, хватит ли водки; а самая младшая, Татьяна, которую все любили, которая всегда всех собирала вместе, совсем не приехала). И смерть как бы отступает от матери… Разъехались дети, и мать одна тихо умирает.

Отмечаем, если в рассказе А.Платонова “Третий сын” смерть матери (большой ценой) возродила вновь семью, то В.Распутин в своей повести показывает, что люди к концу XX века очерствели настолько, что проходят мимо чуда воскрешения родной матери. Это произведение помогает каждому оглядеться, вспомнив о родстве, учит любить людей, свою семью.

Учащиеся подмечают, что повесть настолько правдива, что кое-что они наблюдали и в семьях своих родственников. И продолжаем разговор уже на житейские темы: конечно, в смерти изменить мало что можно, что, может быть, ласковое слово, добрый взгляд, приезд больше нужны не для умирающего, а для тех, кто остается жить, для очищения своей совести и долга.

Работаем еще над одним рассказом конца XX века. В 2008 году писателю Б.Екимову присуждена премия А.И.Солженицина. У учащихся вызвал большой интерес рассказ “Ночь исцеления”, написанный в 1986 году. Так как рассказ прочитан дома, прост его сюжет (Гриша приезжает к бабушке в деревню. Ее мучают кошмары, связанные с войной. Ночью она во сне кричит, мешая спать. Мать по телефону дала очень простой совет Грише (так она делала сама, когда приезжала в деревню): “подойди к бабушке и крикни: “Молчать!”, то работаем по вопросам.

*С кем живет бабушка? (одна, она испытывает чувство одиночества, ненужности).

*Что пережила она во время войны? (Потеря хлебных карточек грозила голодом и смертью. Нужно было спасать от голода троих детей и себя. Во время войны она решила добраться к мужу в госпиталь.)

*Выполнил ли Гриша совет матери? (Нет. Он начинает разговаривать с бабушкой о том, что слышал от нее во сне. Ему “стало думаться” о бабушке. Она показалась ему слабой и одинокой. Гриша нашел путь к исцелению бабушки: “ забыв обдуманное он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково…”)

*О чьем исцеление рассказывает писатель? (Наступило исцеление не только бабушки, но и внука. Его внимательность, чуткость, забота сделали то, что не смогли сделать врачи. Гриша исцелился от собственного равнодушия. Он возрождает семью.)

Подводим итог: писатель заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом, кому нужна помощь, понимание, поддержка. А это, чаще всего, дорогие нам люди.

Делаем вывод по всему прочитанному. Из века в век тема семьи была основной в произведениях писателей. Наступил XXI век. Каким он будет? В наше быстротечное время, время компьютеров и скоростей, все же нужно нам оглянуться и увидеть тех, кому нужна наша помощь, понимание и поддержка. Обязательно нужно знать свою родословную, а знание родословной будет способствовать укреплению родственных связей всех членов рода, возможности получать помощь и поддержку в трудных жизненных ситуациях, даст возможность оставить свой след в истории рода.

Как продолжение урока были предложены темы для творческих работ:

  • Моя славная родословная.
  • Наши семейные традиции.
  • О чем рассказали семейные фотографии.
  • Гражданский брак. Это – семья.

Примечания:

  1. Предложенный материал лучше использовать на двух уроках.
  2. Использовать иллюстрации к произведениям.

Приложение 1