Повторительно-обобщающий урок по теме "Электростатика. Закон Кулона".10-й класс

Разделы: Физика


Цели урока

Образовательная: повторение, обобщение материала темы “Электростатика”, осознание изученного материала, формирование умений и навыков практического применения.

Развивающая: развитие познавательного интереса, мыслительной деятельности и творческих способностей обучающихся.

Воспитательная: воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости, активности, инициативы обучающихся.

Вид урока: физическая игра.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Ход урока

План:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Проведение игры.
  3. Закреплеие.
  4. Выводы.

Каждому из нас знакомы стихотворные строки:

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…

Удивительно точно подметил А.С. Пушкин характер научной деятельности. Любому открытию сопутствует

опыт, талант открывателя и даже случай. Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чём-либо, то это и есть его открытие. Вот что по этому поводу говорит Б.Л. Пастернак:

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время, охватывая нить,
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытия.

Для того чтобы человек открыл что-то новое для человечества, да просто для самого себя необходимы знания. Каков же багаж ваших знаний, полученных при изучении темы “Электростатика” мы сегодня и узнаем:

Вы весёлые ребята
И не любите скучать,
С удовольствием сегодня,
Я думаю, вы будете играть.
Отвечать должны вы дружно,
И здесь сомнений не должно быть.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только ваши знания!

I ТУР “актуализация знаний”

  1. Что значит наэлектризовать данное тело?
  2. Виды электризации.
  3. Примеры.
  4. Частица, обладающая минимальным зарядом? Чему равен её заряд?
  5. Что такое проводники?
  6. Расскажите опорный конспект закона Кулона- взаимодеиствия электрических зарядов

Опорный конспект

Закон Кулона (1785)

Раздел электродинамики, изучающий неподвижные электрические заряды, называется электростатикой.

– формула закона Кулона.

Где - коэффициент пропорциональности.

- модули зарядов (Кл).

r – Расстояние между телами.

= = 9 * 109 - коэффициент пропорциональности.

Где E – диэлектрическая проницаемость среды.

= 8,85 * 10 - электрическая постоянная.

Единица заряда 1 Кл =1А*1с.

1 Кулон – это заряд, приходящий через проводник за 1 с при силе тока 1 А.

Кл – заряд электрона.

кг – масса электрона.

На экране проектора сменяются рисунки, которые ученики должны объяснить и ответить на вопросы. Весь материал для лучшего запоминания и закрепления написан в следующем виде.

Есть ученые на свете
Имена их знать должны
Люди взрослые и дети
Из любой, любой страны.

Знать должны и Пети, Ани,
Что открыл для них Гальвани
И что сделал для людей
Большой ученый Фарадей.

Что Кулон , Ампер и Вольта
Нам раскрыли жизни суть,
Опираясь на законы
Можно мир перевернуть.

Александр Попов и Максвелл,
Георг Ом и Ганс Эрстед-
Вот кто положил начало.
Нас избавили от бед.

Можно позвонить куда-то
Посмотреть кино, балет,
Благодарны им все люди,
Хоть прошло уж много лет!

Электризация тел. Два рода зарядов

Отключили свет опять?
Я решила чуть поспать,
Потянула покрывало –
Темноты на миг не стало,

Заискрилось все вокруг.
Что случилось здесь, мой друг?
Кошка прыгнула тихонько,
Гладила я ее легонько.

Замурлыкала вдруг Мурка
Заискрилась даже шкурка.
Майку стал свою снимать,
Удивилась я опять:

Что-то очень затрещало,
А такого не бывало!
Искры брызнули вокруг,
Что случилось с майкой вдруг?

Потер стеклышко тряпицей,
Пришлось очень удивиться:
Притянулись к палочке мелкие бумажки-
На столе они лежали,
И запрыгали, бедняжки.

Два рода есть зарядов в мире
Запомни: два, а не четыре!

Притянулись вдруг заряды
Такой дружбе мы все рады.
А вот эти все сражались
И , конечно, разбежались.

Распорядилась так природа:
Дала им знаки разные.
Хоть с минусом, хоть с плюсом
Частички те прекрасны.

Человек открыл закон,
Это был Шарль Кулон.
Он сказал: все очень рады,
Что вокруг нас есть заряды,

И сказал, что их движенье
Результат их притяженья.

Как такой закон прочесть?
Расстояние учесть!

Дискретность заряда . Строение атома

Можно ли делить заряд?
Я делил бы все подряд!
Знать должны, что есть предел!
Уж такой его удел.

Есть такая вот частица,
Что не может разделиться,
Электрон – частица та,
Запомни это навсегда!

Вот перед вами эта лента:

37Li

49 Be

5 11R

6 12 C

714 N

816O

919F

1020Na

Кто назовет мне номер элемента?
Что значит, что стоит тут 25?
Кто мне ответит - тот получит “5”!
Зачем стоит еще число
И что все это значит?
Поройся в книжке
И поймешь! Лови свою удачу!
Кто вспомнит про волшебное число,
Тому конечно очень повезло!
Есть нейтроны, есть протоны
И, конечно, электроны.
Но в природе есть частицы
Под названием Ионы.
Если потеряет атом электрон,

Превратится атом в частицу Ион
Электронов скало меньше на один,
С плюсом получился Ион-господин!
Один потеряет, другой приобретет

И тогда получится знак наоборот.
Заряды полем окружаются
Чем дальше – поле уменьшается
Слабеет поле с расстояньем,

Но стало общим достояньем.
Нарисованы заряды,
Этой встрече мы все рады,
А что за линии вокруг?

Скажите мне: где враг, где друг?
Кто оттолкнется от соседа,
А кто притянется к нему?
Кто объяснит задачу эту,
А сам я просто не пойму.

Электрон делить нельзя!
Это помнить все должны.
Ведь живете на Земле,
Не свалились вы с Луны!

Живут частички в домике,
Дом-атом называется
Живут частички дружно,
Друг другу улыбаются.

Вот электрончик маленький
Все бегает вокруг.
Протон большой и старенький
Сидит в ядре, мой друг.

Сидит протончик в ядрышке,
Сидит, как Прометей,
А электрончик маленький работает! Антей!
Он бегает, старается, везде перемещается.

А в результате бега
Ток ведь получается!
В нормальном состоянии
Все атомы нейтральны!

Ответ найдете сами!
Не будьте так банальны!
А вот у тела есть заряд
Он с нами, здесь, и очень рад!

Он состоит из множества
Частичек электронов,
А может быть, конечно,
Даже и протонов.

Подумай тут подольше!
Поймешь, кого здесь больше.
Сидят в ядре протоны,
А рядом и нейтроны.

Без знака здесь частицы эти
Бог их обидел, так вот дети!
Но масса им была дана,
В число волшебное вошла она!

Удивление на лицах:
Зачем нам эта таблица?
Чтоб законы понимать,
Таблицу эту надо знать!
Порядковый номер здесь
Я прошу вас всех учесть,

Что равен он числу протонов
И, конечно, электронов!
Уж так решила здесь природа,
Что единице равен номер водорода.

закон Кулона в СИ для вакуума.

Диэлектрическая постоянная среды ()

Диэлектрическая постоянная E характеризует электрические свойства среды. Для любой среды E 1 и зависит от самой среды; показывает, во сколько раз сила взаимодействия точечных зарядов в вакууме больше их силы взаимодействия в среде:

  =.

Закон Кулона для среды в Си :

Границы применимости закона:

  1. Заряженные тела должны быть точечными: размеры тел много меньше расстояний между ними. Если же размеры и расстояние соизмеримы, то закон Кулона неприменим. В этом случае необходимо мысленно “разбить” тело на такие малые объемы, чтобы каждый из них отвечал условию точечности. Суммирование сил, действующих между элементарными объемами заряженных тел, дает возможность определить электрическую силу.
  2. Заряженные тела должны быть неподвижными, т.к. при движении заряженных тел проявляется действие магнитного поля, возникающего в результате этого движения.

Закрепление знаний, умений, навыков

  1. Упр.16.
  2. На каком расстоянии нужно расположить два заряда: = 5 * Кл и = 6 * Кл, чтобы они отталкивались друг от друга с силой
  3. 12* Н? ( ?4,74 * м.)

  4. Два одинаковых положительных заряда находятся на расстоянии 10мм друг от друга. Они взаимодействуют с силой 7,2 * Н. Как велик заряд каждого шарика? ( 2,8* Кл.)

Выводы

  1. Электрическая Кулоновская сила может вызвать движение тел, изменение их скорости.
  2. Птицы слетают с проводов высокого напряжения, когда включают ток, на перьях их возникает статический заряд и они топорщатся - это пугает птицу.
  3. Проводники для опытов по электростатике делают полыми, потому что статические заряды располагаются лишь на внешней поверхности проводника.
  4. При промышленном изготовлении пороха его частицы обволакивают порошком графита: графит проводник и порох заземлен – это предохранение от взрыва.

Домашнее задание:

Параграф 89-90. Упр. 16.