Урок русского языка по теме "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • формировать умения проверять и правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными,
  • воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи, формировать навыки работы в группах, парах;
  • развивать умение сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными в слабой позиции; формировать орфографическую зоркость

Оборудование:

Интерактивная доска “СМАРТ”, карточки для индивидуальной работы с парными согласными, тетрадь, словарь, таблица “Парные согласные”, картинки сказочных героев Буратино, Незнайки, Мальвины, Красной Шапочки, Вини-Пуха, картина “Зима”, “Гусь под дождем”, словарь   С.И.Ожегова.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок
Предлагаю подружиться
И всем вместе потрудиться.

Слайд 1

2. Чистописание.

– Сегодня, ребята, на уроке мы займёмся разборкой нашей почты. Друзья не забывают нас.

Смотрите, сколько писем прислали!
Первое письмо от Мальвины!
Что же она нам пишет?

Слайд 2

На момент чистописания

Я прислала Вам задание
Вы с закрытыми глазами
Угадайте букву сами.
А потом скорей проверьте,
Ведь они лежат в конверте.

(У учителя в руках большой конверт с портретом Мальвины на обложке.

Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.)

  • Итак, это буквы Д,Т.

Повторим их написание.

СЛАЙД 3

Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

(Ребята прописывают буквы в тетрадях и на интерактивной доске)

– Молодцы! Красиво написали.

– Но почему эти буквы мы сейчас повторяли?

– Что они обозначают?

(Они обозначают парные согласные, которые мы сейчас изучаем). – Ребята, а в конверте ещё что-то есть. (Из конверта достают слова и читают.)

Слайд 4

Что можно составить из этих слов? (предложение )

Ученики передвигают слова на доске

  • Что это? (пословица)
  • Как вы понимаете смысл пословицы? Почему взяли эту пословицу?

(Здесь есть слово труд, в котором на конце пишется парная согласная буква)

Учащиеся записывают пословицу в тетради

Труд (труды) человека кормит, а лень портит

  • Найдите основу, подчеркните и укажите чем выражено.
  • А – какая часть речи? (союз)
  • Какие ещё союзы вы знаете? (и, но)

3. Словарная работа.

Переходим к следующему письму.

Слайд 5

Оно пришло от Незнайки.
Что же он нам написал?
Слова совсем нетрудные
Хотел я записать,
Но в каждом слове нужно мне
Все буквы проверять.
Под удареньем я пишу,
Без сомненья, то, что слышу
Если звук без ударенья,
Вызывает он сомненье!

Слайд 6

  • Но буквы рассыпались, помогите Незнайке составить и прочитать слова.

Ребята читают, подбирают проверочные слова и записывают, объясняя опасные места.

Слайд 7

Что общего в словах? (имя сущ.)

Какое слово лишнее? (медведь – отвечает на вопрос кто? Мягкий согласный на конце, одушевлённый.)

4. Гимнастика для глаз.

5. Повторение пройденного материала.

  • Читаем следующее письмо. Оно пришло к нам от Красной Шапочки.

Вот что она нам пишет:

Слайд 8

Парные согласные на письме опасные

Как похоже их звучанье-
Это просто наказанье!
Чтобы их нам различать,
Надо ум тренировать!

  • Вспомним тему, которую мы изучаем?

(Парные глухие и звонкие согласные на конце слова)

Слайд 9

  • ЧТо же нужно делать, чтобы в этих ошибкоопасных местах не “выросли” ошибки?

(Ребята повторяют правило в стихотворной форме)

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен мой друг,
Парный сразу проверяй-
Слово смело изменяй:
“зуб” на “зубы”, “лёд” на “льды”-
Будешь грамотным и ты.

Слайд 10

Играли звуки в домики
Как маленькие гномики
И перепутали свои домики.

  • А вы поработайте в группах, потом на доске исправьте ошибки.

Какая буква лишняя? (у)
Почему? (гласная)
А остальные? (согласные)
Разделите на две группы (звонкие и глухие)
Молодцы!

Игра “Молчанка”

Слайд 11

Возьмите в руки сигнальные карточки. Красная Шапочка прислала нам несколько слов для распознавания глухих и звонких согласных.

Я буду поочерёдно называть слова с глухими и   звонкими согласными в корне слова (не на конце), а вы подбираете молча проверочное слово и, обсудив с соседом, поднимаете вместе карточку с   соответствующей согласной буквой.

Берёзка – берёзонька,
Шапка – шапочка,
Дорожка – дороженька,
Шубка – шубонька,
Кошка – кошечка,
Причёска – причесаться,

А теперь загадка:

В зимний лес придёт художник
Возьмёт бумагу, карандаш
Ели, сосны нарисует,
Получается…(пейзаж)

Слайд 12

Что такое пейзаж?

(Значение слова узнают из словаря С.И. Ожегова)

6.Физминутка.

Слайд 13

Мелкие шажки – шажочки,
Лёгкие прыжки – прыжочки,
Повороты резко – резко
И наклоны низко – низко.
Три хлопка в ладоши – ладошечки 1, 2, 3,
Покрутись немножко – немножечко 1, 2, 3.
Вот и вся зарядка – зарядочка 1, 2, 3,
Мягкая посадка – посадочка 1, 2, 3

7. Тренировочные упражнения.

  • А теперь мы переходим к следующему письму.

Слайд 14

  • Оно пришло к нам от Буратино.

Что же он нам пишет? Сейчас прочитаем.

Я – весёлый человечек, деревянный мальчуган.
Посылаю шесть словечек и даю заданье вам:
Вы подумайте сначала с большим-большим вниманьем
И подберите проверочные слова без опозданья

Слайд 15

(Ребята читают и подбирают проверочные слова, записывают, а затем проверяют)

– В каком слове количество звуков и букв разное? (ёж)

Слайд 16

8. Проверочная работа.

  • Прочитаем следующее письмо. Его прислал нам Винни – Пух. Вот, что он нам пишет:

Слайд 17

Я пишу не просто так –
Вам даю заданье.
А рисунок мне поможет
Проверить ваши знанья!

Слайд 18

Посмотрите на картину. Давайте мы её рассмотрим.

  • Какое время суток? Почему так решили?

Какая погода? Деревья?

Почему гусь оказался на улице?

Как назовём картину?

Посмотрите на картину и выпишите все слова с парными согласными.

Кто больше напишет слов за 2 минуты?

И ещё одно задание Винни-Пуха надо выполнить.

  • Осадки в виде ледяных шариков.

Лучший приятель.

Стоит Антошка на одной ножке.

Работа.

Орган зрения.

Используя данную модель 3 2 4 3 4,составьте ещё одно слово, взяв по одной букве из каждого слова.

Проверка.

Слайд 19

9. Работа с перфокартами.

На ромашках напишите по 3 слова с парными согласными.

10. Рефлексия

  • Вот и закончилась наша игра

Итоги её подвести нам пора.

Оцените свою работу на уроке. Если вы не ошибались, приклейте красный кружок,

Если у вас 1-2 ошибки, то зелёный кружок.

Если несколько ошибок, то жёлтый.

Слайд 20

Презентация