Портфолио учителя (универсальная модель)

Разделы: Русский язык, Администрирование школы, Классное руководство


Каждый человек — это целый том, если только вы знаете, как читать его.

У.Ченнинг

Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству.

Уильям Джеймс

В начале XXI века наше государство переживает важный этап своего развития. Приоритетным становятся рыночные отношения. И как следствие этого – кадровая конкуренция на предприятиях. Умение представить себя и свою деятельность,  оценить и проанализировать собственные достижения и недостатки становится необходимым для каждого человека. Т.о. конкуренция является хорошим стимулом к самоанализу, самосовершенствованию и самореализации. Конкурентоспособные отношения становятся важными и в педагогической деятельности учителя.

В Законе об образовании говорится о необходимости воспитания личности, способной к самоорганизации и самореализации, личности, умеющей выстроить собственную деятельность, оценить её эффективность и результат. Новые, быстро изменяющиеся условия жизни, повлёкшие за собой модернизацию образования, заставляют по-новому взглянуть не только на способы оценивания достижений школьников, но и диктуют необходимость поиска эффективных форм оценивания педагогической и научно-методической деятельности учителя.

Особо популярной в этом смысле в последнее время стала идея создания портфолио учителя как средства педагогической диагностики, как метода оценки профессионализма педагогов, позволяющего продемонстрировать все достижения учителя, смещая акцент с оценки на самооценку. Таким образом, портфолио – самопрезентация, папка личных достижений, наглядно демонстрирующая то, что учитель знает и умеет делать достаточно хорошо. Это и форма рефлексии, позволяющая проанализировать собственную педагогическую деятельность, произвести  качественную оценку результата и выстроить план дальнейшей работы, повысить её эффективность, это и инструмент обеспечения мониторинга профессионального роста педагога.

Уже накоплен опыт различных моделей портфолио.

Предлагаемая модель позволяет разносторонне представить деятельность и достижения учителя, не требует больших затрат труда и времени для пополнения материалов, может существовать как на бумажных, так и на электронных носителях, может быть использована как отчётный документ при подготовке к аттестации, к участию в творческих конкурсах, конкурсах педагогического мастерства, соискании грандов. Но прежде всего это форма диагностики собственной деятельности.
Материалы в любом портфолио строго датируются. Данная модель предполагает включение материалов, накопленных за время, прошедшее с момента прошлой аттестации   (за 5 лет). Затем материал следует обновлять.

Структура  портфолио

Представленная модель портфолио состоит из 8 разделов: 1) Визитная карточка; 2) Курсовая подготовка; 3) Дидактические разработки; 4) Методическая работа; 5) Внеурочная деятельность; 6) Результативность обученности по предмету; 7) Результативность участия педагога в профессиональных конкурсах; 8) Достижения и награды.

I раздел. Визитная карточка

Содержит следующую информацию:

  • Фамилия, имя, отчество учителя
  • Фотография
  • Преподаваемый предмет
  • Стаж работы
  • Категория, разряд
  • Педагогическое кредо
  • Название учебного заведения
  • Система или технология, в которой работает педагог

II раздел. Образование

В данном разделе содержится информация об образовании педагога и о курсах повышения квалификации:

  • Название учебного заведения, год его окончания, специальность
  • Название курса, год прохождения курсовой подготовки, учреждение
  • Свидетельства, сертификаты и дипломы, подтверждающие прохождение курсовой подготовки
  Название курса Год прохождения Учреждение № свидетельства
1.        
2.        
3.        

III раздел. Дидактические разработки

В данный раздел могут быть помещены материалы по следующим направлениям:

  • Авторские программы:
    • по предмету
    • факультативов и кружков
    • элективных курсов
  • Элементы педагогических технологий
  • Конспекты открытых уроков
  • Упражнения и задания, разработанные педагогом и получившие общественное признание

IV раздел. Методическая работа

В данном разделе отражается работа педагога в методических объединениях, советах, комиссиях, проблемных творческих группах, сотрудничество с методическим центром, институтами повышения квалификации, ВУЗами и пр.

  Тема работы Форма сотрудничества Вид и уровень методической службы Результат Краткий вывод об эффективности участия
1.          
2.          

В последней колонке рекомендуется зафиксировать некий педагогический продукт: тезисы, отзывы, программы, конспекты выступлений и т.п.

V раздел. Внеурочная деятельность

В данном разделе найдёт отражение работа учителя по подготовке учащихся к различным конкурсам, олимпиадам, фестивалям, а также организация экскурсий, культпоходов и иных мероприятий, повышающих интерес учащихся к предмету.

Таблица 1

  Название конкурса, предмет олимпиады Уровень

Количество заявленных участников

Результат
1.        
2.        

Таблица 2

  Название мероприятия Цель мероприятия Количество участников Отзыв
1.        
2.        

VI раздел. Результативность обученности  по предмету

 

Количество учащихся

% учащихся

% учащихся, подтвердивших хорошие и отличные отметки при переходе в следующий класс

Средний балл по предмету

Результат независимой экспертизы

5 класс          
6 класс          
7 класс          
8 класс          
9 класс          
10 класс          
11 класс          

VII раздел. Результативность участия педагога в профессиональных конкурсах

       Уровень       

       Название       

       Результат       

     
     

VIII раздел. Награды и достижения педагога