Урок русского языка по теме "Говорящие суффиксы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Развитие речи учащихся.
  • Активизация словообразовательного канала в сознании младших школьников.
  • Продолжение знакомства с разнообразием суффиксов и их значением в русском языке.

Задачи урока:

  • Сформировать способность в нахождении суффикса в слове.
  • Формировать умение узнавать значение суффикса с помощью словообразовательного словаря.
  • Способствовать формированию любознательности в постижении значения слов с суффиксами.
  • Развивать критическое мышление путем наблюдения за речью окружающих и своей речью.

Оборудование: словообразовательный словарь.

Ход урока

1. Самоопределение

«Человек – это звучит гордо» - говорил М. Горький.

- Согласны ли вы с этим изречением?

Подберите к существительному человек однокоренные существительные. (Человечек, человечишко, человечище).

Замените существительное человек в высказывании М. Горького родственными.

- Сохраняется ли смысл сказанного? Почему?

- Что изменило смысл слова и даже смысл предложения? (Суффикс).

Вот какое значение может иметь маленький суффикс. Он  меняет смысл

слова.

2. Актуализация

- Что мы уже знаем о суффиксе?

Мы убедились, что это такая часть слова, которая способна, не придавая корню совсем нового смысла, как бы несколько изменить этот смысл, придать слову дополнительный оттенок.

- Для чего необходим суффикс? (Для строительства новых родственных слов).

Значит можно назвать суффиксы «говорящими»? Попробуем «услышать», что «говорят» нам суффиксы. Для этого каждое сочетание слов замените одним словом с суффиксом. Определите значение этого суффикса.

Детеныш орла (орленок) - енок  означает детеныша.

Музыкант, играющий на трубе (трубач) - ач говорит о деле, которым занимается человек.

Тот, кто пашет землю (пахарь) - арь говорит о действии, которое выполняет человек.

Сельский житель (сельчанин) - анин указывает на место проживания.

Свойство доброго человека (доброта) - от  говорит о свойстве, качестве, которое содержится в данном предмете.

Стебель соломы (соломина) - ин выделяет один предмет из множества похожих, указывает на женский род.

Какие новые суффиксы вы сегодня узнали?

3. Выявление места и причины затруднения. Построение выхода из затруднения

Так где же сосредоточен смысл слова: в корне или суффиксе?

Чтобы окончательно убедиться в этом, применим «способ кажущейся бессмыслицы».

Вот сочетание букв:

РЫР

Что вы можете сказать о нем? Почему не можете понять его? (Нет такого слова или мы не знаем этого слова).

Действительно, среди слов русского языка такого слова нет.

А теперь я добавляю известный нам суффикс - очк и получится:

РЫР-ОЧК-а

Что вы можете сказать теперь? (Ласково про «рыру», с уменьшительно-ласкательным оттенком).

А как вы сможете понять, если добавить суффиксы - к, -оват, -я, -ть.

РЫР-К-а

РЫР-ОВАТ-ый

РЫР - Я -ТЬ

Вывод: суффиксы придают оттеночный смысл слову, но значение слова мы не поняли, значит главный смысл слова скрывает корень.

Лев Владимирович Щерба (был такой лингвист) утверждал: «Если хочешь выучить какой-нибудь язык, прежде, чем начинать зазубривать сотнями  слова, надо знать из каких частей они состоят».

Ребята, вы изучаете английский, татарский языки. Есть ли суффиксы в этих языках? Приведите примеры.

4. Закрепление

Где вы можете получить знания о суффиксах?

Узнать, какие бывают суффиксы, и что они обозначают,  вам поможет «Словарь словообразовательных единиц».

Попробуйте найти существительные с суффиксами в загадках, установите значение этих суффиксов.

С ветки на тропинку,
С травки на травинку
Прыгает пружинка
Зеленая спинка.
(Кузнечик).

Привела я солнце
За свое оконце,
К потолку повесила,
Всем светло и весело!
(Лампочка).

Частый, зубастый
Вцепился в чуб вихрастый.
(Гребешок).

5. Включение в систему знаний

Способны ли суффиксы помочь нам в общении? Где и когда? Дети вспоминают ситуации, в которых они пользовались словами с суффиксами, выражая какие-то свои чувства.

Приветствие.

- Здравствуй, добрый сосед-ушк-а!

Признание в любви.

- Я люблю тебя, мам-очк-а!

Восхищение.

- Какая ты сегодня нарядная, Тан-ечк-а!

Благодарность.

- Спасибо, Саш-еньк-а!

Пренебрежение.

- Не толкайся, Коль-к-а!

Высшая степень чего-то.

- Добр-ейш-ий человек!

6. Рефлексия

Теперь мы будем употреблять как можно больше слов с суффиксами, ведь мы столько про них знаем! (Учитель предлагает провокационное задание, чтобы вызвать у детей чувство разумного и правильного употребления слов с суффиксами).

Прочитайте предложения и скажите, все ли здесь верно. Исправьте ошибки!

За окном льет сильный дождик. (Слова сильный дождик не совместимы, так как суффикс -ик уменьшительный).

Мой брат Петенька такой хитрец! (Если говорящий осуждает хитрость, то скорее всего он употребит пренебрежительный суффикс - к в имени брата).

Миша – самый умнейший ученик в классе.Два слова выражают превосходную степень – это недопустимо. Следует сказать: Миша – самый умный ученик в классе либо Миша – умнейший ученик.

Вывод: умеренность, точное и правильное употребление слов с суффиксами в нашей речи сделает нашу речь грамотной, а значит красивой.

7. Итог

Что нового узнали о суффиксах?

Что еще хотели бы узнать? (Дети задают интересующие их вопросы, которые могут быть рассмотрены на следующих занятиях).

- Есть ли суффиксы, обозначающие профессии?

- Чего больше суффиксов или приставок?

- Если есть нулевые окончания, бывают ли нулевые суффиксы?

- Какие суффиксы есть в других языках? И т. д.

Наше занятие подошло к концу. Предлагается домашнее задание по выбору.

  • Особенно много слов с суффиксами в русских народных сказках, даже в их названиях. Приведи примеры.
  • Прислушайся к речи окружающих тебя людей, какие суффиксы выражают отношение, чувство говорящего.
  • Найди слова с неизвестными тебе суффиксами (когда будешь читать книгу), выпиши эти слова, узнай значение этих суффиксов у учителя или справься в словаре.
  • Подумай, есть ли суффиксы, указывающие на род существительного?

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов! Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть.
Слово тебе сотворит добро.
(С. Островский).

Используемая литература

  1. Д. Э. Розенталь. Русский язык. Справочник-практикум. Москва. «ОНИКС
  2. 21 век» «Мир и образование» 2005.
  3. Л. В. Успенский «По дорогам и тропам языка». Москва.«Детская литература» 1980
  4. М. В. Невежина, Е. В. Шарохина, Е. Б. Михайлова, Е. А. Бойко, Е. Н. Бегаева. Русский язык. Культура речи. Москва. «Юнити». 2005
  5. М. М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Москва. «Айрис-пресс».2006.