Развитие навыков оптимального чтения у учащихся 1—4-х классов

Разделы: Начальная школа


Овладение детьми навыком оптимального чтения – это залог успеха дальнейшего обучения. Всем известно, что чтение – это труд и труд тяжелый, что чтение без мышления – это не чтение. Наши ученики должны чувствовать удовлетворение от чтения, осознавать, что чтение это «приятное действие». Поэтому основная задача современного учителя – сделать чтение более производительным, продуктивным, кроме того, воспитать талантливого читателя, а не просто научить читать с высокой скоростью.

Практика показывает, что число хорошистов в начальных классах составляет 60-70%, в среднем же звене это число резко снижается до 30-40%. На методическом объединении по преемственности наши коллеги пришли к выводу, что существенное влияние на успеваемость оказывает техника чтения.

Часто приходится задумываться над такими вопросами: почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста? Почему читают медленно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие задачи, грамматическое правило, а некоторые даже после неоднократного чтения с трудом вычленяют главное? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

Из целого ряда причин на первое место следует поставить несовершенство обучения чтению, отсутствие системы работы по формированию читательской деятельности школьников на начальном этапе обучения.

Большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками, и более 3-4 учеников – флегматиками и меланхоликами, которые могут читать в темпе своей разговорной речи. Отсюда можно сделать вывод, что большинству наших ребят вполне доступна высокая техника чтения. Но как достичь высоких результатов и как помочь детям?

С этой целью мною изучен ряд известных работ педагогов-новаторов. Эти работы помогли мне выделить основные причины, которые мешают учащимся овладеть приемами оптимального чтения и выявить основные резервы, которые нужно использовать при обучении чтению. А именно:

а) неправильное дыхание при чтении;
б) плохая артикуляция звуков (неправильные позиции языка, губ, зубов при произнесении звуков);
в) плохая память;
г) малое поле зрения;
д) неразвитая антиципация (догадка);
е) неустойчивое внимание;
ж) невысокий интеллект;
з) отсутствие культуры чтения в семье.

Для решения этой задачи я веду работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами, сведение к минимуму ошибок при чтении, осознанность и выразительность чтения.

Для реализации поставленных целей была разработана система тренировочных упражнений, которые проводятся как обязательный этап каждого урока, и включает в себя пять последовательно выполняемых упражнений в течение 10-15 минут: дыхательная гимнастика и подготовка голоса, чтение блоков, отработка дикции, развитие оперативной памяти и поля зрения, интонационная разминка.

А теперь хотелось остановиться на содержании каждого из этапов тренировочных упражнений.

В книге М. Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставится «умение ровно и глубоко дышать, владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

Для формирования навыка владения дыханием и голосом я предлагаю следующие упражнения (приведу лишь некоторые из них).

Задуй свечку. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Сделайте глубокий вдох и на выдох задуйте порциями три свечки. Задуйте все свечки на именинном пироге, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Побрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в цветочный магазин и почувствовали восхитительный аромат цветов. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

В лифте. Представьте, что едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

После длительного чтения предлагаю упражнения для снятия напряжения голосовых связок. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу.

Если голос устал. Шумный выдох. Внутренний зевок. Великан (изобразите, что вы проглотили 7 домов, слонов и пр.).

Чтение блоков

Данный этап направлен на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими же сочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объем материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2-5 букв). Первая группа блоков формирует навык слитного прочтения двух рядом стоящих букв (таблица №1).

БА БЫ БЕ-Е-Е! ВО! ВЫ-Ы? ГА ДА-А-А! ЖЕ

НА НЫ НО-О-О! МА-МА-А-А! ПА –ПА-А-А!

ЛЮ ЛЯ МИ МУ-У-У! МЫ МЭ-Э-Э! БЭ-Э-Э!

ТА ТЕ ТУ ТР-Р-Р! БР-Р-Р! ТСС… КШШ…ОХ!

ОЙ-ОЙ-ОЙ! ВО-ВО! ГА-ГА-ГА! ДА-ДА-ДА-А!

ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ! ХА-ХА-ХА! АЙ-АЙ-АЙ! ФУ-ФУ!

БУ-БУ-БУ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! МЫ? КО-КО-КО! Я?

С помощью второй группы блоков отрабатывается чтение трехбуквенных сочетаний и слов (таблица №2).

АР – МАР – РАМ - МАК – РАК – КАК – ТАК - СЯК

УЖ – МУЖ – КОЖ - ЛУЖ – ЛЫЖ – ПЫЖ – ПАЖ

УМ - КУМ – КОМ – КОЛ – КАР – КАМ - КАС - КИС

УС – РУС – СУР – СЫР – СЕР – СЕТ – СОТ – СЫТ

ИР – РИМ – РАМ – МИР – МЭР – МУР – МОР - АР

Это материал логопедического характера. В процессе чтения этих блоков вырабатываются и закрепляются не только навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата (таблица №3).

ХЕ – УХЕ – УХО – ХОР – ХОД – ВОД

ХА – УХА – ХАМ – РАМ – РИМ – РОМ

ЦА – ЦАП – ЦОП – ЦОК – ЦЫП – ЦЫЦ

ЧЕ – ЧЕК – КЭЧ – КОЖ – ЖЭК – ЖУК

ЧУ – ЧУБ – ЧУР – ЧУК – ЧИК – ЧИН

Следующую группу блоков составляют буквосочетания нескольких согласных в начале и в конце слова (таблица №4).

БРАК – ВРАГ – ВРЕД – БРЕД – БРОД

ГЛУП – ГРАФ – ГРАЧ – ГРЕК – ГРАД

ГЕРБ – ГОРБ – ГОРН – ГОРД - ГУРТ

КОРТ – КРОТ – КРАБ – КАРП – КАРЛ

КЛИЧ – КЛУБ – КЛЮВ – КЛЮЧ – КЛОП

Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные в начале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему.

В выпускном четвёртом классе больше использую блоки буквосочетаний со стечением нескольких согласных и наиболее трудных однослоговых слов (таблица №5).

ВЗМАХ – ВЗНОС – ВЗМЫЛ – ВКЛАД

СПОРТ – СТОЛБ – СТРАЖ – СТРАХ

ТРАКТ – ДНЕПР – ДНЕСТР – МОНСТР

ХОЛМС – ШТАМП – ШТУРМ – ШТОРМ

Методика работы над таблицей следующая: первичное чтение самостоятельное «про себя», объяснение значения отдельных слов, затем отрабатывается хором всем классом, по рядам или индивидуально.

Наиболее эффективной является работа над чтением слов «лесенкой» с постепенным наращиванием букв до 15-20.

БОБ – БОРЩ – БУЛКА – БУБЛИК

БУХАНКА – БАРАНКА – БУРЕНКА

БЕГЛЯНКА – ДУБЛЕНКА – ДИКОВИНКА

ДЕСЯТИДНЕВКА – ДЕВЯТИКЛАССНИЦА

Отработка дикции

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками следующая: от медленного, отчетливого проговаривания до максимально быстрого, четкого.

Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки четкого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. Такое чтение называю «с разбега». И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), в хорошем темпе и без ошибок переходят на новую строку. Несколько скороговорок объединяю по смыслу в один логически законченный «рассказ».

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа
шли три попа, три Прокопия попа, Прокопьевича – шли
шли, вдруг перед ними река широка, как Ока, да не Ока.
А на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе,
копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы,
рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы.
У страха глаза велики – пуганая ворона куста боится.

Такой пословицей, делая вывод, завершает учитель. Приведу пример еще одной «разбежки».

Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили
про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили,
что у осы не усы, не усищи, а усики, что
из- под Костромы, из-под Костромищи вез Сенька
Саньку с Сонькой на санках.
О пустяках спорить – дело упустить.

Параллельно с отработкой дикции идет работа над формированием умения читать выразительно. С этой целью учу ребят различать и придавать своему голосу разные интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьезные, насмешливые и одобрительные; учу выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный размеренный) и ставить логическое ударение в предложении.

Для отработки этих умений я использовала выборочно такие предложения из текста, которые ясны по композиции и сюжету, просты по форме изложения, имеют ярко выраженную направленность. Они содержат много повторов, элементов способствующих отработке правильного произношения, выработке ритма речи, закрепляют чувства и эмоции, доступные детям не только для восприятия, но и воспроизведения. Вот список произведений, которые использовались для формирования у детей основных умений выразительного чтения в 3-м классе.


п/п
Авто и название произведения Интонация
1. М.М. Зощенко. «Елка». Вопросительная, восклицательная, гневная
2. В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». восклицательная
3. Е.Я. Шкварц. «Сказка о потерянном времени». Веселая, шутливая ироничная
4. В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка». Перечислительная
5. В.В. Голявкин. «Николай я горчицы не ел». Ироничная, осуждающая

Развитие оперативной памяти и поля зрения

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работу над ее развитием веду с помощью зрительных диктантов по текстам И. Т. Федоренко. Работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений хором или индивидуально: коллективное уточнение и исправление сказанного, на уроке русского языка повторная демонстрация набора и запись текста. Такая методика обеспечивает максимальную грамотность при записи и формирует на уроке «ситуацию успеха».

В ходе эксперимента по текстам И. Т. Федоренко во 2-ом классе 1 семестра прибавка скорости чтения за два месяца составила у некоторых детей до 20-25 слов в минуту.

Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое поле зрения. Цифровые таблицы Шульте значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении. При систематических тренировках скорость нахождения чисел возрастает постепенно благодаря развитию угла зрения. Считается, что читатели с хорошими параметрами внимания и с широким полем зрения затрачивают на поиск не более 25 секунд. На данное время большинство учеников затрачивает на одну таблицу 25-30 секунд, а в начале эта цифра составляла до 40-45.

Очень эффективным методом в наращивании скорости является ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения. Учениками за 1 семестр жужжащим чтением прочитано 5 учебников – хрестоматий в 250–300 страниц в среднем каждый.

Без стимулирования невозможна любая деятельность. В данной технологии стимулирование достигается с помощью ежедневных самозамеров скорости чтения, записи результатов в дневнике и проверки чтения учителем каждые две недели.

Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения. Лишь при непрерывных и регулярных занятиях, при полноте и систематичности выполнения всех видов упражнений можно добиться желаемых результатов.