Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"

Разделы: История и обществознание, Информатика


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: практическое занятие с элементами лабораторной работы.

Цели:

(право)

  • Формирование правосознания и правовой культуры
  • Воспитание активной гражданской позиции
  • Освоение знаний основных правовых норм толерантности.
  • Овладение умениями самостоятельного поиска, анализа и получения правовой информации.

(ИКТ)

  • Формирование информационной компетентности учащихся.
  • Обучение, развитие умений и формирование навыков построения круговых диаграмм в Excel.
  • Развитие умений и навыков поиска информации в сети Интернет.
  • Овладение умениями работы с информационными моделями.

Оборудование:

Этапы урока:

  1. Учебная мотивация
  2. Изучение основной проблемы
  3. Подведение итогов работы и вывод

Ход урока

Учебная мотивация

  1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

У человечества есть общий дом, который называется планета “Земля”. Сегодня в нашем доме живут, работают, встречаются и расстаются более 6 миллиардов человек. Они живут примерно в 225 государствах, говорят почти на 5-ти тысячах языках, относятся к разным национальностям, придерживаются одной из мировых религий или называют себя атеистами. У них непохожий цвет кожи, особенный разрез глаз, неповторимые традиции и обычаи, уходящие корнями в особенности их историй, но всех их связывает главное – все они жители планеты “Земля”. У всех, кто живёт на планете Земля, должна быть одна национальность-Землянин”. Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для современного общества. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни сообща” стало сегодня первоочередной задачей для всех.

  1. Сказка - притча (Приложение 2).

Задание учащимся: в чем состоит мораль этой сказки?

  1. Постановка проблемы.
  • Обсуждение ответов учащихся.
  • Предполагаемые ответы: для того, чтобы люди лучше понимали друг друга и смогли жить вместе необходимы правила и законы.
  • Формулировка тему урока: “Правовые основы правил жизни сообща”. (Слайд 2)

Изучение основной проблемы

  1. Создание схемы “Правила жизни сообща”.

Задание учащимся: проанализируйте текст и постройте схему классификации правил жизни сообща. (Приложение 3)

Предполагаемый результат. (Слайд 3)

Сегодня мы будем говорить в первую очередь о правовых нормах, действующих в современном мире.

  1. Работа с таблицами “Национальный состав стран” и построение двух круговых диаграмм на компьютере. (Слайд 4-12) (Приложение 4)

Информация для учащихся: основные этапы построения и форматирования круговых диаграмм в Excel на основе данных таблиц Excel. Совместное построение одной диаграммы. Самостоятельное построение другой (по выбору учителя).

Задание учащимся. Проанализируйте предложенные данные и сделайте вывод: “Почему необходимость выполнения правил жизни сообща со временем не исчезает, а наоборот становится все более актуальна”? (Слайд 13)

Предполагаемые ответы: многие государства имеют многонациональный состав, что влечет за собой сосуществование людей с разными культурами, поэтому актуальность этой проблемы сохраняется.

  1. Информационный поиск и анализ полученной информации.

Мы вступили в XXI век, который стал началом третьего тысячелетия. Можно подвести некоторые итоги, подумать о перспективах. Человек достиг очень многого на пути совершенствования в разных сферах жизнедеятельности. Человек смог преодолеть земное притяжение, узнал тайну бытия живых существ, открыл генную инженерию, всё население Земли связано прочными нитями коммуникаций, опутано “всемирной паутиной” Интернета. Люди стали ближе друг к другу, начали понимать и принимать своё единство. Мы живём в эпоху, когда горизонты человеческих возможностей фантастически расширились. Но перед нами осталось немало проблем, требующих решения. Сегодня как никогда, земляне почувствовали хрупкость нашего мира, его ценностей, увидели реальные угрозы экологических, техногенных, культурных, гуманитарных катастроф, угрозу международного терроризма. Многое надо решить человечеству для продолжения жизни на планете – “Земля” и прежде всего научиться договариваться на международном уровне.

Задание учащимся: найдите в сети Интернет Декларацию принципов толерантности, утвержденную ЮНЕСКО от 16.11.1995 года. (Слайд 14-15)

Используя текст Декларации ответьте на следующие вопросы: (Приложение 5). Ответы откопируйте и сохраните в документе Word.

А теперь давайте посмотрим, как наши выводы соотносятся с ситуацией в России.

  1. Работа с таблицой “Национальный состав России” и построение круговой диаграммы на компьютере (Приложение 6).

Информация для учащихся: повторение основных этапов построения и форматирования круговых диаграмм в Excel. Самостоятельное построение круговой диаграммы “Национальный состав России”. (Слайд 16-17)

Задание учащимся. Проанализируйте предложенные данные и сделайте вывод: “Существуют ли в России проблема сосуществования людей разных национальностей?”

Предположительный ответ: Россия многонациональное государство, поэтому существует проблема сосуществования людей разных национальностей, которую необходимо решать на государственном уровне.

  1. Информационный поиск и анализ полученной информации.

Россия является частью мирового сообщества. И поэтому правовая система России должна строиться так, чтобы не расходиться с общепризнанными нормами, содействовать их реализации. Потому что общепризнанные принципы и нормы являются основой международного сообщества и необходимым условием членства в сообществе.

Задание учащимся: найдите в сети Интернет текст Конституции РФ (ссылка на официальный сайт http://www.constitution.ru/) (Слайд 18)

Используя текст Конституции РФ Глава 2 статьи 17-23, сделайте вывод: можно ли сказать, что основной закон страны написан в духе толерантности. При ответе используйте ссылки на статьи конституции. Ответы откопируйте и сохраните в документе Word.

Подведение итогов работы и вывод

  1. Закрепление знаний

Работа с компьютерным тестом (Приложение 7).

  1. Выводы из урока.

Учащиеся приходят к пониманию того, что будущее Мира зависит от соблюдения правил жизни сообща, правил толерантности на разных уровнях.

Для всех нас очень важно осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека, является нравственной основой мира, безопасности и диалога между культурами. Мирное будущее зависит от наших усилий и действий.

И в заключении послушайте стихотворение Бориса Заходера, которое можно назвать гимном толерантности.

Я собака - всего лишь собака!
В голове у меня пустота,
Но другую собаку, однако,
Никогда не приму за кота!

Не нужны ни условные знаки,
Ни слова – потому что чутьём
Брата кровного в каждой собаке
Мы и так за версту узнаём!

Ни порода, ни масть, ни размеры,
С толку нас никогда не собьют:
Даже крошечные тойтерьеры
В сенбернарах своих узнают.

Мы вступаем и в драки и в браки,
Неизменную веру храня;
Что бы ни было все мы собаки,
Все мы – братья, все мы родня.

Вы же, умные, вашего брата
Распознать неспособны никак…
Сразу видно – чутьё слабовато,
В этом вам далеко до собак

Если брат ваш – не вашей масти,
Разве в этом он виноват?
Вы же рвёте его на части,
Словно он вам уже не брат.

Так давайте учиться толерантности, а самое главное – постигать её умом и сердцем. (Слайд 20).

Дополнительное задание для сильных учащихся. (Слайд 19)

Синквейн – это стихотворение представляющее собой синтез информации в лаконичной форме. Это стихотворение, состоящее пяти строк:

  • в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное);
  • во второй дается описание предмета (два. прилагательных или причастия)
  • в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета;
  • в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;
  • в пятой строке - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Задание учащимся: создайте синквейн на тему “Толерантность”.

Источники информации:

  1. http://www.constitution.ru/ - конституция РФ
  2. http://www.un.org/ - сайт ООН
  3. http://www.unesco.ru/ - сайт Юнеско в Москве
  4. http://www.tolerance.ru/index.html - сайт, посвященный проблемам толерантности с текстом Декларации о толерантности
  5. Универсальный атлас мира, М., ООО “Издательство Астрель” - 2004
  6. Володина С.И., Полиевктова А.М. “Основы правовых знаний”, М., ОАО “Московские учебники” - 2002
  7. Козленко И.В., Козленко С.И. “Преподавание права в 2008/2009 году”, М., МИОО ОАО “Московские учебники” - 2008