Конспект урока русского языка. 3-й класс. "Разграничение слов на -ия, -ие, -ий"

Разделы: Русский язык

Класс: 3


Цели:

  • Совершенствовать обнаружение нефонемных написаний в падежных окончаниях.
  • Отработка порядка действий при проверке орфограмм в этих окончаниях.
  • Презентация полученных знаний в §4 задания № 1 (Презентацию можно взять у автора)

Оборудование:

  • Таблицы к §3.
  • Таблицы к §4.
  • Детские презентации.
  • Индивидуальные карточки.
  • Карточки со словами из упражнений 166.
  • Тренировочные упражнения для домашнего задания.
  • Карточки со словами к стихотворению В.Левина.
  • Карточки со словами для закрепления.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы проведем презентацию ваших знаний по изученному уже материалу § 4.

  1. Повторение пройденного.

Учитель: Для начала вспомним, на какой вопрос отвечали, выполняя задания и упражнения §3. (Дети проговаривают хором название параграфа. На доску вывешивается плакат с названием параграфа)

§3. Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма.

Учитель: В чем заключается закон русского письма? (Ответы детей иллюстрируются схемами)

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

Учитель:  Мы ответили на заданный вопрос? (Да, на доске схема ответа)

Учитель: Как надо проверять падежные окончания. Расскажите порядок проверки.

Проверка падежных окончаний
  1. Определить или
  2. Выбрать проверочное слово: стена, окно, слон, рожь, пустой, какой
  3. Вставить его в высказывание.
  4. Определить фонему.
  5. Выбрать букву.

Учитель: Как выбираем проверочные слова. (По набору падежных окончаний)

          

Учитель: С какими орфограммами еще познакомились в § 3.

   

  1. Презентация.
  1. Учитель: Сегодня мы проводим презентацию знаний по первому заданию четвёртого параграфа. Каждая группа приготовила плакаты и выступления по упражнения и заданиям первой части 4 параграфа.

Готовясь к презентации, наверное, узнали больше, чем написано в учебнике. Слушаем выступления групп.

  1. Выступление групп.

  1. Выводы.

Учитель:  Есть ли нарушения в падежных окончаниях? Когда происходят эти нарушения?

   

Учитель:  Почему в словах с основой на [ий] происходят эти нарушения?

Слова из других языков

Учитель:  В каких падежах наблюдаются нарушения?

П. п. – ср. р.

Учитель:  В каких словах с основой на [ий] нет нарушения? Почему?

Нет нарушения в исконно в русских словах: иней, улей, музей, аллея, лотерея

  1. Закрепление.
  1. Учитель:  Проверим наши знания на практике.

Стихотворение В.Левина “Поучительная история о мудром решении и об упрямом Исключении” прочитает Орлова Регина, а вы следите по тексту стихотворения и ищете слова с буквами нарушителями.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Сошлись слова-названья
На общее собрание.
(Одно лишь Исключение
Не ведало о том)
…Шумит, гудит собрание -
Что всех ребят в отчаянье
Приводят окончания
И что иные школьники
Выносят их с трудом. …
Сказали Окончания:
- За эти замечания
Благодарим весьма.
Хоть маленькие части мы,
Но будем очень счастливы
Принять, коль вы позволите,
Простой Закон письма.
Слова (без Исключения!),
Обдумав предложение,
Все (кроме Исключения!!)
Одобрили его.
А что же Исключение?
Не зная о решении
(Поскольку, как вы знаете,
Решали без него),
Придя к концу собрания
Стояло в отдалении…
Вдруг крики возмущения
И гул со всех сторон:
- Смотрите: в Исключении
(Какое огорчение!)
Нахально Окончание
Нарушило закон!
…Конечно, Исключение
Не знало о решении.
Но – глупое, упрямое –
Кричит, других виня:
- Ишь, выдумали истины
Не мне законы писаны!
Не видите: особая
Основа у меня!
Какой конец истории?
Поспорили, поспорили,
Но только Исключение
Стояло на своём…
Осталось Исключение
Досадным исключением…
И всем вам с огорчанием
Поведал я о том.

Учитель: Какую версию слов нарушителей придумал для вас поэт В.Левин?

  1. Учитель: Назовите слова – нарушители, кроме слова исключения (карточки со словами вывешиваются на доску)
История   Названия   В исключении
 
Собрание Отчаянье Замечания
     
Предложения О решении В отдалении
     
Огорчение От возмущения Окончание

Учитель: Выберите слова, которые стоят в именительном падеже единственного числа. (история, собрание, огорчение, окончание)

  1. Учитель:  Приготовьте карточки с окончаниями-нарушителями.

Учитель: Все ли слова имеют окончания нарушители? (Отчаянье - нет). Покажите, как будут заканчиваться остальные слова, если их поставим в начальную форму, то есть в И. п.? И какие будут при этом нарушения в Д.п. или П.п.

(Работа с индивидуальными карточками)

  1. Учитель:  Какое окончание надо писать в следующих словах и почему, покажите мне на своих карточках.
думал о хими... подъезжали к Дани... син...... шарф
были в Болгари... задачи по геометри... писали об уле...
гуляли по алле.. стихи о Наталь... вспомнил о Натали...

  1. Итог.

Учитель:  И так на какой вопрос отвечаем в 4 параграфе?

  • Что мы уже узнали?
  • Кто хорошо усвоил, то что мы изучили?
  1. Домашнее задание.

Учитель: Для домашнего задания я приготовила вам несколько упражнений на выбор. Делать будете только одно упражнение. Они расположены в порядке возрастания трудностей. Вы выбираете себе то упражнение, которое покажется вам по силам. А завтра мы увидим, как вы усвоили первое задание 4 параграфа.

Тренировочные упражнения к заданию № 1 §4

  1. Проверьте, соответствуют ли закону письма буквы в падежных окончаниях слов, называющих предметы. Запиши их по образцу:

Побывать в (окне) здании

у древней мумии, в главной артерии, разговор о бедствии, надежда на снабжение, в тени акации, в тёплом оперении, путешествовали по Индии

  1. Спишите словосочетания, правильно вставив пропущенные окончания. Докажите правильность написания их.

Зимовка на Каспи..., мечтать об изобили..., в дряхлом облачени..., выиграл в лотаре.., путешествовали по Боливи.., были в музе..., в созвезди... Рака, увидели в отдалени..., в отдалень... сада.

  1. Проверьте пропущенные орфограммы и запишите текст.

У нас ещё зима, но весенн...... наступлени... уже началась. На Кавказ... уже цветут фиалки, прорастают в Средн...й Ази... семена февральских посевов. Миндаль зацветает в Туркмени... Птичьи стаи заволновались на зимовках в Иран..., Египт.., на Каспи... Уже берут курс на север грачи.

  1. Придумайте несколько высказываний со следующими словами, поставив их в Д.п. или П.п.:

естествознание, Бразилия, гоготание, растение, настроение, Грузия, черчение, обливание, окрашивание, операция, милиция, оледенение, окучивание

  1. Исправь ошибки.

В щибетание птиц было что-то р...дное. На ягадной плантацие роботали школники. В моей фамилие есть звучьные звуки. О правилном ришение задачи расказал учитиль. В маей колекцие марок есть очинь реткие экзимпляры. По алее сада шла група рибят. В гирбарие не хвотало цвитов серени и яблани.

Учитель: Просмотрите упражнения. Всё ли вам понятно?

  1. Концовка урока.

Учитель: На десерт урока вы прочитаете стихи собственного сочинения, посвящённые русскому языку.

В русском языке
Есть правило одно.
Если хочешь ты учиться,
Помни ты его всегда!
Если что с тобой случится
Оно поможет тебе. Да!

Новый параграф,
Новое правило.
Надо учить, чтоб
Отличником стать.
А если не выучишь,
А если не выучишь,
То двойки будешь получать.

Презентация у нас
Будем мы работать.
Алину взяли мы в отряд,
И Кристину тоже!

Русский, русский ты язык!
Ты, наверно, к нам привык?
Мы к тебе привыкли тоже
И другим всегда поможем.

СПАСИБО ЗА УРОК

Приложение