Словесные информационные модели

Разделы: Информатика


Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Работа с дополнительным материалом
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Творческое задание
  6. Подведение итогов
  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжаем работу над темой “Словесные информационные модели”. Тема интересна тем, что на неё можно посмотреть с разных сторон и граней. Сегодня мы с вами постараемся в ней увидеть не только сухие определения, но и возможность поиска в любой сфере жизни человека.

  1. Активизация знания

Но в начале, необходимо повторить то, что мы уже изучили на прошлом уроке.

  1. Что называется моделью?
  2. Какими свойствами должна обладать качественная модель?
  3. Как вы понимаете словесно-информационную модель?
  4. Естественный язык делает нашу жизнь многогранней и ярче. А каким образом описание модели на естественном языке может помешать при работе человека за компьютером? Приведите примеры.
  1. Работа с дополнительным материалом

Каждый раз, когда внутренние раздоры в классе или в семье мешают общему делу, мы поминаем Лебедя, Рака и Щуку – трех персонажей известной крыловской басни. Когда речь идет о лести в целях мошеннического обмана, на ум приходят Ворона и Лисица, выманившая кусок сыра. Когда непослушный ученик продолжает хулиганить, несмотря на все наши увещевания, мы вздыхаем: “…А Васька слушает, да ест…”. А когда сложная и запутанная задача неожиданно легко разрешается, усмехаемся: “…А ларчик просто открывался!”

Все эти образы пришли к нам из басен замечательного писателя Ивана Андреевича Крылова. Басни Крылова часто позволяют буквально в двух словах полностью охарактеризовать и ситуацию, и наше к ней отношение. Достаточно назвать кого-то “Свиньей под дубом”, как всем становится ясно, что речь идет о неблагодарном человеке, не умеющем ценить поддержку других людей. А лаконичная фраза “зелен виноград” - это намек на ситуацию, когда человек из зависти ругает что-либо, что по тем или иным причинам оказалось ему недоступно.

Если не обращаться к басням мы рискуем так никогда и не понять, почему про задиристого и трусоватого соседского мальчика, исподтишка цепляющегося к старшим и более сильным ребятам, взрослые со смехом говорят: “Ах, Моська, знать она сильна, коль лает на слона…”. И почему легкомысленному ученику, теряющему время даром, в ответ на жалобы на плохие оценки советуют: “Так пойди же, попляши!”.

Вот сегодня мы еще раз попробуем духовно обогатиться миром произведений Ивана Андреевича Крылова применительно к нашей теме. Как вы думаете, ребята – можно ли связать басни и тему нашего урока?

Конечно можно – вы правы. Но в начале давайте немного вспомним кто такой был Иван Андреевич Крылов. (Силами учащихся можно приготовить небольшую презентацию – И.А. Крылов в воспоминаниях современников, афоризмы - необходимый текстовый материал находится в Приложении 1).

  1. Задание на закрепление

Настало время работы. Разбиваемся на группы и приступаем (разбиение на группы зависит от детских предпочтений, количества рассматриваемых вами басен, а так же темпа работы ваших учеников). Каждая группа получает текст басни и читает его в течение нескольких минут. Затем представитель от группы прочитывает басню с выражением, для того, чтобы другие группы могли участвовать в обсуждении (кроме всего прочего заставить прочитать ваших учеников еще раз какой-либо текст – всегда на пользу). На доске тексты басен представлены на слайдах и сопровождаются иллюстрациями (Приложение 2). Следующий представитель от группы рассказывает, какая модель поведения человека была зашифрована автором.

Можно предложить кому-то из детей найти в Интернете иллюстрации, которыми сопровождал басни сам И.А. Крылов (естественно заблаговременно, хотя при хорошем качестве доступа в Интернет это возможно и на самом уроке).

  1. Творческое задание

Все справились, молодцы, а теперь переходим к следующему нашему заданию. Наверняка каждый из вас приходя в библиотеку, или в книжный магазин, прежде чем взять книгу домой сначала рассматривает ее, старается понять, что в ней написано, будет ли она вам полезна в работе или интересна в чтении. А как вы это определяете? Правильно. Мы с вами смотрим аннотацию - (от лат. annotatio - замечание), краткая характеристика содержания произведений печати или рукописи.

Вот сейчас мы с вами перейдем к работе за компьютером, и вашим заданием будет создать аннотацию к вашей любимой книге. Работаем по следующему плану:

  1. Открываем текстовый редактор
  2. Указываем название и автора книги
  3. Даем ей краткую аннотацию, но не менее 5 строк.
  4. По мере готовности зачитываем свои аннотации и получаем рецензии своих одноклассников

Для слабоуспевающих учащихся необходимо заранее приготовить несколько книг и предложить с ними поработать (найти аннотацию и перенести ее в текстовый документ)

  1. Подведение итогов

Подводятся итоги работы, выставляются комментированные оценки. Можно предложить это сделать вашим ученикам. Получается живо и интересно. Как правило, дети строже оценивают и себя и своих товарищей.

Приложение 3

Современники Крылова

Корф Вяземский Керг
Плетнев Смирнова-Россет Тургенев