Классный час в 3-м класс: "Любовь. Единение"

Разделы: Классное руководство


Цели и задачи классного часа:

  • Подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;
  • Показать, что важнейшими ценностями семьи являются: любовь, забота, согласие, доброе имя семьи и др.
  • Структурирование прошлого, настоящего и будущего в развитии семьи;
  • Воспитание заботливого отношения ко всем членам семьи, развитие способности дарить им любовь;
  • Развитие позитивной мотивации на работу в группе, общение в паре.

Оборудование:

  • карточки с разрезанными пословицами;
  • сердце и лучики для кластера;
  • стихотворение о любви;
  • магнитофон, телевизор, видеомагнитофон;
  • видеофильм;
  • картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»;
  • творческие работы учеников на тему « Моя семья».

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Орг. момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты, готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Итак, начнем урок.

2. Психологический настрой

Снег, снег, белый снег.
Кружит, падает на всех.
Мы из снега ком слепил,
Потом куклу смастерили.

У: - Как вы думаете, какое у меня настроение?

У: - Хочу поделиться с вами своей радостью, хорошим настроением и поэтому подарила перед уроком вам маленькую частичку своего сердца. Пусть на протяжении всего урока оно вас согревает и помогает вам. (У детей прикреплено маленькое сердечко).

У:  - Предлагаю и вам определить настроение, с которым вы пришли сегодня на урок. Выберите то, что вам подходит вам и нарисуйте у себя на листочке в верхнем углу.

3. Сообщение темы урока

У: - Урок сегодня необычный. Мы будем говорить о просто, а в то же время о сложном; о близком для каждого человека и в то же время о далеком и совсем непонятном.

У:  - Я  предлагаю вам послушать стихотворение. Затем, вы должны ответить на вопрос:

Что и кто помогает человеку преодолеть все беды? (на фоне музыки читается стихотворение В. Лифшица « Баллада о черством куске»).

Выслушиваются ответы детей

У:  - Верно, ребята, в трудных ситуациях  людям помогают выжить любовь и семья.

4. Постановка проблемного вопроса

 У: - Можете ли вы ответить сейчас, что такое любовь? Затрудняетесь? К концу урока попытаемся ответить на вопрос: «Что такое ЛЮБОВЬ?»

(На доску прикрепляется сердце – это начало составления кластера).

5. Присоединение к теме. Беседа с творческим заданием

У:  - А теперь предлагаю вам на своем листочке « посадить семечко» (рисуют). Семечко прорастает и появляется крепкий росток,  а на нем расцветают первые цветочки. Цветов должно быть столько, сколько у вас членов семьи.

У: - Расскажите, что вы нарисовали?

Д:  Цветки должны расти кучно

У: - Кто поможет в трудную минуту?

Д:  Родители.

У: -  С кем поделитесь радостью?

Д: С родителями.

У: Сделайте вывод.

Д: Семья для человека играет определяющую роль

У:- А как  вы думаете, что является ценностями семьи?

Д: Забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи.

У:  - Вы нарисовали семью. А что такое семья? (дети делятся мнениями).

Учитель и дети делают совместный вывод: Одни думают  - это те, с кем мы живем (мама  и папа), другие говорят так: семья – это мама, папа, бабушка, дедушка, те люди, которые в трудную минуту с тобой. Некоторые говорят просто: семья – это дом и люди, которые тебя окружают, но были дети, которые вообще не ответили на этот вопрос, так как их родители постоянно на работе.

В пределах семьи определяется два мира: мир людей, т.е. общество (мама, папа и т.д.) и мир вещей, служащих человеку (место для отдыха, место для домашней работы и свой любимый уголок и т.д.).

У каждой из этих сторон микромира есть свой творец.

У: - Мы с вами к концу урока ответим на вопрос: - А как же появляется семья?

6. Составление кластера (Все лучики ведём от сердца)

Супружеская любовь

(Лучик кластера).

Люди встречаются,

Люди влюбляются,…женятся…

У: Творцами семьи являются родители. Два человека встретились, у них появились общие интересы, а потом они стали друзьями. Они стали больше, чем друзья. Мужчина и женщина чувствуют искреннюю сердечную привязанность друг к другу, между ними вспыхнула любовь, породившая согласие.

- А какие еще качества у них появились? (дети отвечают)

У: - Так образовалась семья. Отныне мужчина и женщина не могут жить друг без друга, они полны заботой друг о друге. Еще в Библии сказано: « Не хорошо быть человеку одному». Это любовь супружеская. (На доске начинаем составлять кластер: в центре слово «любовь», а на лучиках её виды).

У: - Ребята, приведите примеры, как заботятся ваши родители друг о друге? (дети используют домашнее задание).

Родительская любовь

(лучик кластера).

У:  - В семье рождаются дети. К любви супружеской добавляется любовь родительская: отцовская и материнская.

У: - Расскажите, как вы чувствуете эту любовь? (во время ответа ученики используют свои рисунки, фото, видео)

Вывод: думаю, что вы в полной мере чувствуете её. Она и в ласковом слове мамы, и в разумном наставлении отца, и в их ежедневной заботе о вас. Она и в маминой слезинке, которая прокатилась по щеке в дни твоей болезни. Её можно почувствовать и на расстоянии в письме, направленном тебе в летний лагерь, или в теплом свитере, который греет тебя в морозный день.

У: Задание:  - Предлагаю вам собрать пословицы и объяснить их смысл. (Работа в паре. Дети собирают их из разрезных  карточек).

Семья вместе – так и душа на месте.

Когда нет семьи – так и дома нет.

Согласье да лад – в семье клад.

7. Физкультминутка

У: После хорошей  работы, следует расслабиться и отдохнуть.

(на фоне легкой музыки, учитель с завораживающей интонацией произносит)

-  В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем… (руки в стороны).

Любовь сыновей и дочерей

(лучик кластера)

У: - На родительскую любовь отвечают  любовью сыновней и дочерней. Я думаю, что вы сможете рассказать об этой любви. (Для закрепления проводится работа в тетрадях стр. 5, зад. 1,2.)

8. Работа по картине

У:  - Этой теме художники посвящали свои стихи, рассказы, писали песни, картины. Предлагаю вашему вниманию картины учеников художественной школы на тему: «Семья». Обратите внимание на то, с какой  любовью они нарисованы, на композицию рисунка и выбранные краски. Далее ученики обмениваются мнениями.

- А сейчас обращаю ваше внимание на картину Рембрандта «Возвращение блудного сына»

(Демонстрация картины сопровождается  комментарием о покаянном возвращении сына и бескорыстном прощении отца).

Учитель рассказывает: В картине господствует только одна фигура – отец, изображенный в фас, с широким благословляющем жестом рук, которые он почти симметрично кладет на плечи сына, не обращая внимания на отрепья, в которые тот одет.

Сын стоит перед отцом на коленях. Нигде с таким чувством не проявляется объединяющая человеческая сила. Отец – полный достоинства старец, с благородными чертами лица, одет в царственно – красные одеяния. От благородной головы отца, от его драгоценного одеяния наш взгляд опускается к остриженному наголо преступному черепу сына, к его беспорядочно  висящим на теле отрепьям, к подошвам ног, дерзко выставленных навстречу  зрителю. Отец, который кладет руки на грязную рубашку сына так, как будто он совершает священное таинство, потрясенный глубиной чувства должен также держаться за сына, как и держать его. Второстепенные фигуры братьев  и сестры также присутствуют на картине, но не принимают никакого участия в действии. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели. Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили и ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии.

Вывод: когда дети вырастают, они покидают родительский дом, но могут вернуться туда всегда, при любых обстоятельствах и в  этом – самое яркое проявление родительской любви и взаимной любви детей. Закон любви и согласия переходит на всех членов семьи: дети любят родителей, и наоборот, брат сестру и т.д. Этот закон указан в 5 из заповедей Божиих, который звучит так:

«Почитание родителей – основание человеческой культуры, залог чистой совести. Неуважение к ним – начало распада человеческого общества».

9. Тренинг: «За что я благодарен своим родителям?...»

Братская и сестринская любовь

(лучик кластера).

У: - Есть в семье и любовь братская и сестринская. Расскажите о ней.

Дети рассказывают примеры из своей семьи.

У: Ребята, а что создают все разновидности любви?

Итоговый вывод:- Все разновидности любви, всё вместе – это и создает удивительное единение, которое является настоящей семьёй.

- Хранить это единство непросто! Семейная любовь сохраняется лишь там, где жалеют друг друга, где терпеливы и правдивы, любовь – это созидательный процесс души и тела. Как мы говорили ранее, творцами семейного очага являются родители, но в его благоустройстве учувствуют все (у каждого есть свои обязанности перед семьей). К вечеру все соберутся в доме, в нем уютно и спокойно.

10. Тренинг: «Что я могу сделать для того, чтобы моя семья была крепкой и счастливой?»

«Какой мне представляется моя семья в будущем?»

11. Просмотр фильма (О святыне города Кострома)

Святая любовь

(лучик кластера сверху).

У:- Мы с вами назвали все лучики любви. Но выше их есть такая любовь, которая сотворила мир и человека. - Наши предки считали, что такая любовь – святая и она есть у Бога. Именно она вдохнула в человека душу и совесть, научила любить ближнего и иметь друзей, даровала человеку счастье семейной  любви.

- Православные люди бесконечно благодарны Богу за его любовь. Первая и наибольшая заповедь христиан – любить Бога всем сердцем, всей душой и всем разумом своим. Любить сердцем – значит творить добро, поступать по совести, жить по правде. Любить всей душой – значит веровать в Него искренне, надеяться на Его милость. А любить всем разумом своим – значит познавать Его волю.

- В нашей Костромской области есть святой образ Федоровской Божьей Матери, которая нас защищает, даёт нам силы, уважение и любовь друг к другу. Предлагаю вам посмотреть небольшой фильм.

Задание: - Когда будете смотреть, обратите внимание на то, почему именно она является нашей защитницей. (Беседа после просмотра).

12. Ресурсный круг

У: Занятие закончим ресурсным кругом: (учитель, ученики и все присутствующие гости образовали  большой круг, взявшись за руки)

- «О чём  вы задумались и что вам захотелось сделать после сегодняшней встречи?»

13. Итог урока

У: - Сделаем вывод: семья – это компас для младенца, стартовая площадка для младших, место приземления для старших и полигон взаимоотношений для каждого.

У:  - Ответьте теперь на главный вопрос: «Что же такое любовь?»

Дети отвечают.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Нарисуйте его?

14. Домашнее задание

- Расскажите на следующем классном часе о том, что вы хорошего сделали за неделю для того, чтобы семья стала крепче и счастливее.

Учитель: - У вас на груди находятся маленькие сердечки. Если вы хотите, то подарите их своим любимым, пусть в их и в ваших сердцах добавится любовь этого маленького сердечка и друг друга.

15. Использованная литература

1. Учебник: А. В. Камкин «Истоки»

2. О.А.Бандяк, Н.В.Котельникова: «Рабочая тетрадь»

3. «Истоковедение» - методические рекомендации