Урок окружающего мира по теме "Опасности на улицах города, дома в природе"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщение и систематизация знаний по теме: «Опасности».

Задачи: выяснить, какие опасности могут подстерегать нас в природе, дома, на улице; обобщить знания детей и повторить некоторые правила безопасного поведения в природе, дома, на улице.

Приложения к уроку

  1. Приложение 1.
  2. Презентация к уроку – Приложение 2.
  3. Песенка о лете – Приложение 3.
  4. Пение птиц – Приложение 4.

Ход урока

1. Ориентировочно - мотивационный этап

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок - … урок окружающего мира.

Здравствуйте, уважаемые гости!

Здравствуйте, дети, садитесь. Я очень рада видеть вас!

При встрече мы говорим друг другу:

«Здравствуйте», поздравляем с днём рождения,  с праздником, в первую очередь желаем здоровья. Здоровье - наше главное богатство и поэтому надо научиться беречь его с детства.

1…5 – приглашаю всех играть, поднимите руки, кто любит играть!

Предлагаю игру на внимание,  необходимы смекалка и старание. Если найдёте спрятавшееся слово, узнаете тему нашего урока.

Верно опасности! Быть здоровым значит не болеть, не подвергать своё здоровье опасности. Сегодня на уроке мы будем говорить о том, какие опасности угрожают нашему здоровью на улицах города, дома, в природе.

2. Операционно - исполнительский этап

1)Предлагаю всем загадки
Отвечайте по порядку
Кто ответит лучше всех
Ждёт,  конечно же,  успех!

Чтоб по улицам шагать
Надо очень много знать.
И конечно без сомнения,
Помнить правила (движения).

Ребята, а какие правила дорожного движения мы должны соблюдать при переходе улиц и дорог, чтобы не случилась беда? (Чтобы перейти дорогу, надо посмотреть налево, направо, дойти до середины дороги посмотреть направо и спокойно идти дальше, обращать внимание на светофор и дорожные знаки).

Помогите мне, пожалуйста, вспомнить, что обозначают эти дорожные знаки?

(пешеходный переход и движение пешеходам запрещено)

Самый нужный знак дорожный!
Он стоит не просто так
Будьте, будьте осторожны
Уважайте - каждый знак!

Дети, будьте внимательны на дорогах – берегите своё здоровье!

2) Каждый человек стремится обустроить своё жилище (дом) как можно уютнее и удобнее и в этом ему помогает то, о чём говорится в следующей загадке:

К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество – это … (электричество).

Кто из вас знает, какие меры предосторожности надо соблюдать при работе с электроприборами? Может быть,  эти условные знаки вам помогут.

А о каких домашних опасностях говорится в стихотворении:

Когда ты дома - не зевай:
Умылся -  воду закрывай,
Сам по себе опасен газ,
Со спичками страшней в сто раз!

Ребята, дома нам ничто не угрожает, но мы должны помнить – уходя из дома,  проверять выключена ли газовая плита, кран и электроприборы – иначе – это может привести к большой беде.

3) Скажите пожалуйста, а как назвать одним словом лес, река, поле, луг – Что это? (природа)

Сейчас, сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глазки. Представьте, что сейчас лето, август месяц! Послушайте пение птиц!

Вспомним солнечное лето,
Вспомним вольную пору!

Откройте глазки (учитель надевает костюм феи лета).

Здравствуйте девочки! Здравствуйте мальчики!

Вы меня узнали? Я фея лета и приглашаю вас к себе в гости на прогулку в природу!

Ну что, готовы, отправляемся!

Вы узнали песенку? А хотите ее спеть? Слова знаете? Я же  фея лета – все могу – пожалуйста! Теперь встаньте, пожалуйста, мы будем петь и танцевать.

Оказались на природе!
Сколько здесь вокруг чудес!
Повернулись вправо право, влево
Заниматься тихо сели.

Ребята, что удивительного можно увидеть в природе? Нас, конечно, чарует красота окружающей природы, но чтобы чувствовать себя уверенно и предостеречь себя от опасности, нам необходимы знания об окружающем мире.

Я предлагаю вам сейчас поработать с разными природными объектами, разделившись на группы по рядам. 1 группа – разделите на группы грибы из моего лукошка, 2 группа – ягоды, 3 группа – растения. Обязательно подумайте – какой признак вы положили при разделении на группы. На карточках есть необходимая информация, чтобы ею воспользоваться нужно уметь выделять главное. Выберите представителей, которые будут выступать – им карточка – помощник.

Ребята, посмотрите на доску,  какой из этих знаков запрещающий, а какой разрешающий.(По ходу выступления картинки прикрепите под нужный знак).

1 группе:  Поднимите руки, кто в лесу собирал грибы? Чем опасны мухоморы и поганки? А какие отличительные признаки есть у мухомора и поганки?   Если вы нашли несъедобный гриб, как поступите?

2 группе:  Какие из этих ягод вы видели или собирали? Чем опасны вороний глаз и волчье лыко.

3 группе:  Почему вы отнесли эти растения к лекарственным? Чем  они полезны для человека? Какой вред приносит белена черная?

Посмотрите, какое красивое растение – ландыш, но все оно ядовитое. Если же правильно собрать семена ландыша, то можно приготовить средство для улучшения работы сердца.

Самим собирать семена ландыша нельзя – это должны делать только специалисты.         

Находясь в природе – не срывай, не бери  в рот незнакомые растения и грибы. Они  могут быть опасными. Помни о своем здоровье! 

Ребята, а какие еще опасности нас могут подстерегать в природе?

Может быть, моя загадка вам подскажет:

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком, он поделится медком.

Верно, это пчела – жалящее насекомое. А каких еще насекомых относят к  жалящим? А если вас укусила, например, пчела – как вы поступите?

Какие правила необходимо соблюдать, чтобы вас не покусали жалящие насекомые?

А чтобы их не забывать, вам помогут мои волшебные цветочки.

Ой, ребята, кто-то  хочет помешать нашей прогулке, кто же это?

Это клещ – в природе он опасней, чем жалящие насекомые, так как от его укуса можно заболеть.

3. Рефлексивно-оценочный этап

А чтобы его прогнать, необходимо, выполнить тестовую работу.

Придвиньте листочки к себе, на каждый вопрос один правильный ответ - обведите его в кружок.

Теперь поменяйтесь листочками и проверьте работу товарища, вот шифр.

Ой, и клещ уполз.

Поднимите руки кто выполнил работу  без ошибок? Молодцы! Настоящие знатоки природы

4. Итог

На опушке посидели,
Все вокруг мы посмотрели.
Отправляемся вперед,
Нас дорога в класс зовет.

Кому понравилась наша прогулка?

Что запомнилось больше всего? Когда вы приходите с прогулки, что делаете? А почему?

И сегодня, я пришла к вам не одна – с туристом. Давайте,  посмотрим,  как надо одеваться, отправляясь на прогулку.

Мне очень понравилось с вами работать! На память о нашей встрече, я хочу подарить вам плакат.

Желаю вам оставаться здоровыми. Мне пора возвращаться домой. Спасибо вам за сотрудничество! Урок окончен.