Цели урока:
- Изучить правила снятия мерок.
- Сформировать навыки по измерению фигуры человека (снятие мерок);
- Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;
- Научить определять положение этих линий;
- Воспитывать аккуратность и внимательность в работе (точность снятия мерок).
Задачи урока:
- расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала о фартуке;
- повторить и обобщить знания учащихся по фартуку Тульской Губернии (посещение Алексинского краеведческого музея), его роль в современном мире;
- приобщать учащихся к работе в коллективе.
Тип урока:
Урок усвоения нового материала. Комбинированный.
Формы работы:
фронтальная, групповая.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа.
Межпредметные связи: история (краеведение), математика.
Сохраняющие здоровье технологии (валеологический компонент):
Музыкальная терапия, физкультминутка.
Средства обучения:
Учебники, раздаточный материал (таблица с мерками, карточки-задания), магнитофон, компьютер, экран, проектор.
Наглядные пособия:
образцы фартуков; манекен; русский народный костюм, презентация
Инструменты и приспособления:
сантиметровая лента и узкая тесьма (резинка) для опоясывания талии – по 1 шт. на каждые две ученицы; рабочая тетрадь.
На классной доске выписаны новые слова:
конструирование – это построение чертежа выкройки изделия;
манекен – фигура в форме человеческого туловища для примерки и показа изделий;
мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее изм.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.
Какие разделы мы изучили с начала учебного года?
Материаловедение, ручные работы, влажно-тепловые работы, машиноведение.
На основе знаний умений и навыков, полученных при изучении этих тем можно приступить к изучению раздела технология изготовления рабочей одежды.
Этот раздел начинается с конструирования и моделирования рабочей одежды.
Тема урока: Фартук в национальном костюме. Снятие мерок для построения чертежа фартука.
Обозначаю цели и задачи урока.
II. Сообщение познавательных сведений.
Немного из истории фартука.
Фартук (передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древних времен до наших дней.
Названия передников отмечаются в письменности с XVII в., более древние свидетельства касаются лишь слова передовик. Значение 'передник' сочетается со значениями 'завеса, занавес', 'разновидность одежды; деталь одежды', 'пояс'.
От общеславянского глагола запинати 'закрывать, задерживать' возникло название запон, которое обозначает закрытый передник.
Начиная с эпохи средневековья, фартук становился практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы сапожники, повара…Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.
К концу XIX века фартук становится основой русского народного костюма. [4]
<Приложение 1> (презентация)
Фронтальный опрос по теме: “Передник Тульской губернии конца XIX, начала XX вв”. Уроку предшествовала исследовательская деятельность: посещение Алексинского краеведческого музея; сбор информации из книг, интернета. [5], [6]
Мы с вами посетили русскую избу в Алексинском краеведческом музее. Видели передники – принадлежность русского народного костюма.
Посмотрите на русский народный костюм на манекене. Давайте поговорим об истории русского костюма.
< Приложение 3> ( фото1, фото2)
– Из какой ткани изготавливался передник?
Он шился из различных тканей домашнего и фабричного производства: льняных, хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных.
– Из какой ткани изготавливался праздничный передник?
Праздничные передники шились из белой льняной, хлопчатобумажной ткани домашнего производства, богато украшались лентами, полосами цветной ткани, вышивкой красного цвета с растительной символикой и геометрическими фигурами и т. д., декорировались.
– Из какой ткани изготавливался будничный передник?
Будничные передники изготавливались из более грубого холста, чем праздничные, и обычно не орнаментировались.
– Как назывался передник на проймах с рукавами?
Занавеска, запон, запаска, завеска.
Заборная занавеска – женский передник с плечами, короткой спинкой, рукавами.
Завеска – передник, принадлежность женского праздничного и будничного костюма. Передник шился с рукавами или широкими проймами. Заднее полотнище могло быть коротким или длинным. Переднее полотнище достигало колен. Вырез для головы имел прямоугольную или овальную форму.
Запон – туникообразные занавески шились из одного полотнища ткани, перегнутого по утку и сшитого по бокам до пройм.
Занавески на кокетке выкраивались иначе: короткий кусок ткани сгибался по утку, скреплялся по бокам, оставляя пространство для вшивания прямого или зауженного к запястью рукава. К передней части кокетки подшивалось широкое полотнище ткани, которое собиралось на сборку.
– Как назывался передник, повязывавшийся на талии?
ПЕРЕДНИЦА, ФАРТУК.
– Как назывался передник с грудкой?
ЗАПОН С НАГРУДКОЙ.
Занавески были девичьей и женской одеждой русских крестьянок. Они широко бытовали в Тульской, Калужской, Рязанской губерниях. Девушки надевали занавески на рубахи или на сарафаны, в тех районах, где сарафаны были девичьей одеждой, замужние женщины – поверх рубахи и поневы. Традиционный фартук сохранялся в качестве праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.
В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, мужские, женские, детские.
Основные требования, которые предъявляются к фартукам и, конечно, ко всей современной одежде, – утилитарность (практичность), эстетичность.
При выполнении домашних работ по уборке квартиры или приготовлению пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку.
В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность.
– Какие ткани мы изучали в этом учебном году?
Натуральные ткани растительного происхождения: хлопчатобумажные, льняные.
– Какими свойствами обладают эти ткани?
Х/б ткани обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью.
Льняные ткани обладают высокой гигроскопичностью средней воздухопроницаемостью.
Благодаря этим свойствам, ткани растительного происхождения используют для изготовления постельного белья, бытовой одежды.
Фартуки шьют из хлопчатобумажной или льняной ткани, однотонной или с рисунком. Для работы с пищевыми продуктами фартук и косынку рекомендуется изготавливать из ткани – белой или светлых тонов; для уборки помещения – из более темной и плотной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.
III. Снятие мерок.
Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертёж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.
Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810 г. французский портной.
Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина её 150 см., ширина – 2 см.
На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие от износа.
Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
Используя манекен, объясняю учащимся, что для правильного снятия мерок нужно знать расположение основных точек и линий на фигуре человека.
Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводятся условные линии.
Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка – линия воды находится на линии шеи (точки пересечения основания шеи и линии плеча);
- Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
- Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
- На 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия бедер.
- На уровне середины колена проходит линия колен. [3]
<Приложение 2> <Приложение 2.1>
При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям.
Мерки снимают по определенным правилам.
При снятии мерок нужно помнить следующие правила:
- Мерки снимают по правой стороне фигуры.
- Талию предварительно опоясывают шнурком.
- При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
- Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом должна быть легкая одежда.
- Мерки длин записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Физкультминутка
Упражнения
- Откинуться на спинку стула, выпрямить ноги вперёд, руки опущены. Опустить голову, закрыть глаза, расслабиться (15-20 сек.).
- Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, руки вниз, голова опущена. 1-2 – руки за голову, пальцы переплетены, прогнуться, откинув голову назад, – 3-4 – и.п. (Темп медленный, повторить 3-4 раза).
- И.П. – сидя на стуле, руки на поясе. 1 – руки к плечам, кисть в кулак; 2 – руки вверх, потянуться, кисти выпрямить; 3 – руки к плечам, кисти в кулак; 4 – “уронить” руки вниз (Темп медленный, повторить 3-4 раза).
- И.П. – сидя на стуле, руки опущены. 1-2 – поднять плечи, пытаясь коснуться мочек ушей; 3-4 – опустить. (Темп средний, повторить 4-6 раз).
- И.П. – сидя на стуле, руки на поясе. 1-2 – два пружинистых наклона влево, рукой коснуться поля; 3-4 – и.п. То же вправо (Темп средний, повторить 3-4 раза).
- И.П. – сидя на стуле, руки опущены, ноги, согнутые в коленях, поставить на пол. 1-2 – поднять пятки, опустить; 3-4 – поднять носки, опустить (Темп средний, повторить 3-4 раза).
Текущий инструктаж
Показываю на ученице приемы снятия мерок, сначала снимаем мерки обхватов (полуобхватов), затем мерки длины. Записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.
IV. Практическая работа: “Снятие мерок”.
Во время практической работы звучит музыка релаксации (валеологический компонент)
- Работа выполняется в виде игры “Ателье мод” (заказчик и приемщик заказа).
- Практическую работу по снятию мерок проводим по партам, т. е. по 2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их (в таблицу “Мерки” [1], в графу “Мои мерки” для заказчика).
- Выполняю целевой обход с целью предупреждения ошибок. Контролирую правильность выполняемой работы, снятие мерок.
<Приложение 2> <Приложение 2.2> (раздаточный материал)
V. Подведение итогов.
Беседа по вопросам:
- Какими свойствами должна обладать ткань для изготовления рабочей одежды?
- Что означают слова “конструирование”, “манекен”, “мерки”?
- Из каких деталей состоит фартук?
- Перечислите основные правила снятия мерок.
VI. Закрепление материала.
Работа по карточкам.
<Приложение 2> <Приложение 2.3>, <Приложение 2.4> [2], < Приложение 2.5> [2] (раздаточный материал)
VII. Анализ урока.
Сделать необходимые замечания.
Сообщить оценки за теоретические знания. Выставить оценки за пр. работу.
VIII. Домашнее задание.
Раскрасить фартук и юбку поневу для русского народного костюма (вырезать).
Вырезать куклу из бумаги и надеть на неё разукрашенный фартук. Вклеить в тетрадь.
<Приложение 2> <Приложение 2.6> [4]
Список используемой литературы
- Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: “ Вентана-Граф”, 2004г.
- Дидактический материал по трудовому обучению “Кулинарные работы и обработка ткани” Книга для учителя. Под редакцией Е.В. Старикова и Г.А. Корчагина. М.: “Просвещение”, 1996г.
- Поурочные планы по учебнику “Технология 5 класс” В.Д. Симоненко. Под редакцией Н.Б. Голондарева. Волгоград. “Учитель АСТ”, 2003 г.
- Познавательная и обучающая книжка-раскраска “Русский традиционный костюм”. Под редакцией О. Евсеевой. Екатеринбург “ Страна фантазий”. 2004
- Книга “Русский костюм”. Автор Каштанов Ю. Из-во “Белый город”
- Интернет-сайты: http://scripts.tradicia.km.ru/koctum/index.htm и др.