Внеклассное мерпириятие "Своя игра"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Ни для кого не секрет, что интерес учащихся к естественнонаучным дисциплинам, в том числе и к химии, резко падает. Современную молодежь  намного больше интересуют гуманитарные науки – экономика, юриспруденция, история и др. дефицит времени на уроках не даёт возможности выйти за рамки учебной программы,  поэтому это ещё один из способов заинтересовать предметом, помочь учащимся в определении устойчивых интересов, выявить склонности, способности и дарования – организация внеклассной работы.

Предлагаю разработку интеллектуальной игры «Своя игра».  Во время проведения межпредметной игры непринуждённо и ненавязчиво актуализируются понятия, изучаемые различными дисциплинами, выявляется общекультурная значимость многих из них, учащиеся учатся быстро «переключаться» с одного предмета на другой. К тому же установление межпредметных связей – хорошее средство, как для устранения перегрузки учащихся, так и для формирования целостной картины восприятия окружающего мира. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, развивается логическое мышление. Для участия в викторине требуются знания по указанным предметам, необходим широкий кругозор, знания, полученные на кружках, внеклассных занятиях, общая эрудиция. Повышается эрудиция как игроков, так и зрителей.

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, <которое проводится среди учащихся старших классов школы в рамках недели предметов естественно–географического цикла. Аналог телевизионной викторины «Своя игра». Учебные предметы: химия, биология, география, экология.  Роль учителя заключается в подготовке вопросов викторины и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников игры, в подготовке ведущих и учащихся, проводящих паузы между турами. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация «Своя игра», карточки с цифрами для подсчета баллов, изготовленные из картона для команд, вопросы викторины с ответами для ведущего, вопросы мини-викторины для зрителей(проводить можно по желанию), призы.    

Необходимо подготовить по 5 вопросов по предметам: география, химия, биология, экология.  Вопросы разделить на пять уровней сложности. Внести составленные вопросы в  компьютерную презентацию. Для проведения игры необходимо 2 ведущих, один из которых управляет компьютерной презентацией, другой задает вопросы,  два человека для подсчета баллов игроков.

См. Приложение.

Цели игры:

1) Учебная – совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся по предметам естественно-географического цикла, осуществление межпредметных связей.

2) Развивающая – развитие мышления, памяти, внимательности, эрудиции. 3) Воспитательная – развитие познавательного интереса к предмету, воспитание культуры общения, привлечь к познанию окружающего мира в целом и своего края в частности.

1) Повторение и обобщение знаний.

2) Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.

3) Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

4) Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.

Игра состоит из трёх раундов, музыкальных пауз между ними и игрой со зрителями. По результатам игры жюри выбирает  и награждает победителей в номинациях: «Знаток химии», «Знаток биологии», «Самый активный болельщик» и т.д.

Конечно, каждый учитель может внести  в этот сценарий любые изменения в зависимости от полёта фантазии, но важно не перегрузить викторину конкурсами. Психологи утверждают, что всякую игру надо заканчивать вовремя – в момент наивысшего интереса, тогда не пропадёт желание затевать её вновь и вновь.

Правила игры

Игра состоит из трех туров. Команды по очереди выбирают себе область знаний и цену вопроса в соответствии с таблицей из презентации. Вопрос зачитывает ведущий. На обдумывание дается 5-10 с. Отвечать надо быстро, ответы не обсуждаются. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса, при неправильном – такое же количество снимается. Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с ответом, то его даёт команда, которая первой подняла сигнальную карточку. Если попался «кот в мешке», то команда, получившая такой вопрос, имеет право передать его др. команде. Если ни одна из команд не ответила на вопрос, ответ даёт ведущий. Между раундами можно провести музыкальную паузу или игру со зрителями. Для этого нужно также подготовить вопросы для блиц-опроса. За каждый правильный ответ награждать сувениром и т.д.

(Вопросы первого тура) Синий раунд

Параллели и меридианы

  • Модель земного шара. (10 б., глобус)
  • Длина самой большой параллели. Как она называется? (20 б., 40 000 км.,  экватор)
  • Море, омывающее берега России, которое оправдывает своё название в плохую погоду. (30 б., чёрное)
  • Грозное явление природы, связанное с быстрым движением земной  коры. (40 б., землетрясение)
  • Как называется угол, образованный между направлением на север и на какой-нибудь предмет на местности? (50 б., азимут)

Мой край

  • Назовите год рождения города Казани. (10 б.)
  • В какую реку впадает река Казанка? (20 б., р. Волга)
  • Какой завод был построен в Казани по указу  Екатерины II. (30 б., пороховой)
  • Назовите фамилии известных людей нашего края. Чем они прославились? (40 б.)
  • Что изображено на гербе РТ? Объясните, что означает каждый элемент.(50 б.)

Города России

  • Самый северный порт России, работающий круглый год. (10 б., Мурманск)
  • Название какого города совпадает с названием птицы? (20 б., Орёл)
  • Город – крупный порт на берегу  Балтийского моря, центр области, вошедший в состав России после Великой Отечественной войны. ( 30 б., Калининград)
  • Как раньше назывался город Санкт-Петербург? (40 б., Ленинград)
  • Назовите четыре любые города-герои России.(50 б.)

Животные

  • Животное, которое способно менять окраску тела в зависимости от окружающей среды. (10 б., хамелеон)
  • Какая птица способна летать хвостом вперёд? (20 б., колибри)
  • Где расположен третий глаз у некоторых видов ящериц? (30 б., на темени)
  • Какое животное в Индии считается священным? (40 б., корова)
  • Что общего между волосами, рогами и копытами млекопитающих? (50 баллов, образованы роговыми чешуйками)

«Ледяная» тема

  • Эти сладкие изделия имеют один корень со словом лёд. (леденцы)
  • Ледяная гора, большая часть которой  скрыта под водой. (айсберг)
  • Небольшое отверстие во льду на реке или озере, сделанное человеком. (прорубь)
  • Инструмент, помогающий альпинистам в продвижении по льду. (ледоруб)
  • «в сердце и глаз ему попали два осколка дьявольского зеркала, и сердце его превратилось в кусок льда». Назовите имя героя, название сказки и её автора («Снежная королева», Г.Х.Андерсен)

Мир химии

  • Самое распространённое в природе химическое соединение. (вода)
  • Основной компонент воздуха (азот)
  • Сплав какого металла с медью называют латунью? (цинка)
  • Какую кислоту надо приливать к воде, а не наоборот. Почему?(серную)
  • Дисперсная система, состоящая из жидкости и газа, обычно воздуха. (туман)

Металлы

  • Какой металл легко «превратить» в весёлое зрелище? (цинк-цирк)
  • Назовите металл, название которого совпадает с названием соснового леса. (бор)
  •  От названия какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость грудной клетки человека или животного? (серебро-ребро)
  • В название какого благородного металла входит название болотных водорослей?(платина-тина)
  • В название какого металла входит название дерева? (никель-ель)

(Вопросы второго тура) Красный раунд

Химические элементы

  • Этот элемент академик Ферсман назвал «элементом жизни и мысли».(фосфор)
  • Какой элемент всегда рад? (радон)
  • Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе химических элементов? (водород)
  • В состав  названий двух химических элементов входит название морских пиратов. Какие это элементы? (бром, хром)
  • В название какого важнейшего для жизни  растений соединения, обусловливающего их окраску в зелёный цвет, входит название химического элемента? (хлорофилл-хлор)

Медицина

  • С давних времён люди знали о значении для организма переливания крови. Папа римский Иннокентий VIII, удручённый старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей. Конец был печальный: все они умерли. Почему? (несовместимость группы крови и резус-фактора)
  • Недостаток какого элемента в организме приводит к кариесу зубов? (фтор)
  • Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы. (йод)
  • Листья какого лекарственного растения прикладывают к ранам, нарывам, оно обладает кровеостанавливающим действием. Индейцы метко назвали его «след белого», так как семена попали в Америку  вместе с грязью на сапогах завоевателей и первых поселенцев. Растение чаще встречалось вокруг их жилищ и у дорог, по которым они проходили. (подорожник)
  • О человеке, страдающем расстройством нервной системы, иногда говорят: «Врачи прописали ему бром». Можно ли пить бром? (нет)

Изобретения и награды

  • Это изобретение было сделано русским учёным. Основная часть устройства содержит активированный уголь, способный поглощать ядовитые газы, таким образом очищая воздух. (противогаз)
  • Известный датский физик Нильс Бор за создание теории строения атома в 1922 г. был награждён Нобелевской золотой медалью. Во время оккупации Дании гитлеровцами Бор нашёл способ спрятать свою медаль. Что это за способ? (растворил в «царской водке»(смесь соляной и азотной кислот))
  • Изобретённый в III веке н.э. в Китае прибор «чи-нан» заменил мореходам птиц. Что это за прибор? (компас)
  • В 1748 г. М.В. Ломоносову за оду, написанную в честь императрицы Елизаветы, было пожаловано вознаграждение в 2000 рублей. Для доставки груза домой ему потребовалось несколько повозок. Почему нельзя было обойтись одной?(из-за отсутствия в казне золота ученый вынужден был получить дар медными монетами, масса которых составила 3,2 т.)
  • Кто был первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии, и первым учёным, удостоенным ею дважды? (Мария Складовская-Кюри)

Учёные

  • Для изучения одного явления этот учёный забирался на Пизанскую башню. Назовите этого учёного. (Галилей)
  • Жители Новой Гвинеи называли его «человеком с Луны». Многолетние исследования этого русского учёного и путешественника обогатили науку ценнейшими этнографическими сведениями о коренном населении Тихого океана, где учёный провел много лет. (Н.Н. Миклухо-Маклай)
  • Её знакомство с математикой произошло в 8 лет, когда стены её комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Острадского. Кто она? (Софья Ковалевская)
  • Кому преподнесли студенты Кембриджского университета игрушечную собачку, утыканную фистулами из резиновых и стеклянных трубочек, в знак признания заслуг великого учёного? (И.П.Павлову)
  • Кто сказал, что в защиту своей книги «Рефлексы головного мозга» возьмет лягушку и проделает перед судьями все свои опыты: «Пусть тогда прокурор опровергнет меня?» (И.М.Сеченов)

География

  • В какой стране страницы рукописных книг впервые возвестили миру о приготовлении пороха? (Китай)
  • Назовите два самых крупных в России пресных озера. (Байкал, Ладожское)
  • Какое государство располагается в основном полностью на четырёх больших островах? (Япония)
  • Назовите самый жаркий, самый холодный, самый сухой и самый влажный материки. (Африка, Антарктида, Австралия, Южная Америка)
  • Как в Японии издавна узнают о землетрясении? (небольшие рыбки начинают метаться в аквариумах за несколько часов)

Экология

  • Что такое ПДК? (предельно допустимая концентрация вредных веществ)
  • Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок? (уменьшается свободная поверхность тела, а следовательно, и теплоотдача.)
  • Почему насекомые, живущие в полярных областях и высокогорных районах, имеют преимущественно темную окраску? (темный цвет хорошо поглощает теплые лучи, поэтому в солнечную погоду температура тела насекомых выше окружающего воздуха.)
  • «…,как воздух и солнце, достояние всех и не может быть предметом…» великий русский писатель…(земля, собственности, Л. Толстой.)
  • Назовите три важнейшие глобальные проблемы человечества. (парниковый эффект, озоновые дыры и кислотные дожди)

Загадки о растениях

  • У мамки дочки – на шнурочке.
    или
    Стоит Егорка в красной ермолке,
    Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (земляника)
  • Цветок – крылатка, а плод – лопатка.
    Плод зелен и молод, но сладок, как солод. (горох)
  • В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягода така? (калина)

Правда ли…

  • Правда ли, что в лимоне содержится витамина С в 50 раз меньше, чем в плодах ореха? (да, правда)
  • Правда ли, что у олушей лапки синеют от холода? (синие не от холода)
  • Правда ли, что одинокие волки воют на луну? (Нет, они предупреждают о том, что территория занята.)
  • Правда ли, что верблюд  хранит запас воды в горбах? (Нет. Их горбы хранят запас жира)
  • Правда ли, что дикобраз стреляет своими иглами во врагов?  ( Нет. Но если наткнуться на иглы, то они легко обламываются и остаются в теле жертвы.)

Заключительный раунд

Все команды письменно одновременно отвечают на один и тот же вопрос.

1) Даны портреты 6 учёных. Нужно назвать правильно их фамилии. За каждый правильный ответ по 10 баллов.

2) Назовите автора и название произведения.

«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.»

(А.С. Пушкин, «Зимнее утро».)

3)

«Два коня в ряду стоят,
Молодые, вороные,
вьются гривы золотые,
в мелки кольца завитой,
хвост струится золотой,
и алмазные копыты
крупным жемчугом обиты.»

(П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок».)

Подводятся итоги игры и награждается команда-победитель.

Использованная литература

1. Газета «Последний звонок», № 4, №5,  2000 г.

2. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ  жизни, В.В. Балабанова и др.- Волгоград: Учитель, 2003 г.

3. Журнал «Химия в школе», № 3, 2001 г.

4. Энциклопедия для детей. Т. 2.  Биология, химия. М.: Аванта+,1995