Конспект урока "Содружество искусств" на интегративной основе (сравнительный анализ стихотворного текста и произведения живописи)

Разделы: Русский язык, Литература


Цели урока:

1) формировать в школьнике эстетическую восприимчивость (способность воспринимать окружающее с позиций художника, с позиции прекрасного и как следствие этого – особенно остро чувствовать безобразное, что весьма актуально для современной жизни);

2) научить находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Форма: интегративный урок (русский язык, литература, ИЗО).

Метод: исследовательский.

Оборудование: текст фрагмента поэмы «Полтава» А.С. Пушкина и репродукция картины А.И. Куинджи «Ночь на Днепре» у каждого обучающегося.

Задачи для обучающихся:

- Как с помощью языковых средств художник слова описывает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописцев, композиторов? Какими средствами пользуется писатель, художник, композитор при создании близких образов?

- Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются в арсенале художника, композитора и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче схожих образов? Как искусства влияют друг на друга? Таким образом, цель занятия: увидеть похожее – в разном.

Объектом для сравнительного анализа предлагается фрагмент из поэмы «Полтава»     А.С. Пушкина и картина А. Куинджи «Ночь на Днепре».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока

3. Работа над фрагментом поэмы

-Чтение стихотворения

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады,
И старый замок озаряет.
И тихо, тихо все кругом…

Аналитическая работа начинается с выяснения общего впечатления.

- Вашивпечатления от прозвучавших строк? (Ассоциируется с тишиной, покоем, умиротворенностью).

- Какой пейзаж представляете? (Перед глазами возникает удивительно красивый пейзаж украинской ночи: прозрачное небо, сребристые листы тополей, сияющая луна.)

Логично далее рассказать, когда поэт попал на Украину, его впечатления от Днепра. (Для того чтобы так поэтично описать украинскую ночь, необходимо увидеть ее своими глазами. Как же попал поэт на Украину? В 1820 году его отправляют в ссылку на юг. Тогда-то он и побывал на Украине. Упоминания же о Днепре мы находим в письмах Пушкина. Так, в одном из них от 20 сентября 1824 года   Л. С. Пушкину поэт писал, что два месяца назад он проезжал мимо Днепра, в котором выкупался, и впоследствии, по своему обыкновению, заболел. О Днепре поэт упоминает в драме «Русалка».

Веселой толпою
С глубокого дна
Мы ночью всплываем,
Нас греет луна.
Любо нам порой ночною
Дно речное покидать,
Любо вольной головою
Высь речную разрезать,
Подавать друг дружке голос
Воздух  звонкий раздражать…

В описании украинской ночи, Днепра мы слышим поэтичность и гармонию. Как же добился этого А. С. Пушкин? Чтобы узнать это, попробуем сделать лингвостилистический анализ фрагмента поэмы.

- Какие слова передают состояние природы? («тихи», «дремоты», «спокойно», «сияет»).

- Найдите инверсию, какова ее роль в тексте? (Подчеркивает, выделяет качество, состояние пейзажа; придает торжественность звучанию).

- Обратите внимание на синтаксические конструкции. (Простые повествовательные предложения, т.е. идет утверждение реальности происходящего. Предложения предельно ясны, просты, безыскусны. В каждом выделяется какая-то одна деталь – яркий цветовой мазок: ночь, небо, звезды, воздух, луна, сады. Предложения не оканчиваются строкой, а переносятся на следующую (перенос) – неторопливо, под стать торжественности, красоте украинской ночи развертывается дальнейшее описание.)

- Прочитайте строки, которые одинаково начинаются. Как вы думаете, какова роль повтора союза «и»? (Повтор союза «и» весьма употребителен в христианской церковной литературе – в Евангелии. С помощью этого повтора достигалась торжественность и величавость повествования. Пожалуй, такова роль союза «и» и в пушкинских строках. )

- Как влияют на создание настроения цветослова ? (Ночь, небо, прозрачно, звезды, блещут, сребристых, озаряет, луна, сияет – на десять строк текста 9 слов, передающих цвет и его оттенки.)

- Какой же тон красок? (Теплые, пастельные тона – на их фоне еще ярче сияет луна.)

- Как идет нарастание света? (Блещет – сребристых – сияет – и, как заключительный аккорд, -  озаряет(градация).

- Описание природы в стихотворении звучит таинственно и красиво. Попробуем услышать музыку звуков. (Шипящие [ч], [х], [щ] – очарование,  тайна; [л],[м],[е] – нежность и лиричность; [о] - торжественность и бездонность. К. Бальмонт писал, что «все огромное определяется через О – поле, море, простор». Эту бездонность мы находим и в пушкинских строчках.  С [а] связывается широта, даль, размах.)

- Определите размер стихотворения. (4-стопный ямб с пиррихием, ямб – сама энергия, пиррихий замедляет темп речи, в результате мы получаем сплав внутренней энергии с интонационной неторопливостью.)

Вывод. Фонетика, ритмика, стилистическая окраска слов – все это рождает музыку стиха. Мы видим удивительный дар поэта: он чувствует мир не только как поэт, но и как художник и музыкант. Таким образом, звуковая инструментовка, синтаксический строй предложения, ритм, словесные средства художественной изобразительности позволяют зримо представить картину лунной ночи, ощутить гармонию мира.

4. Работа с репродукцией картины А. Куинджи «Ночь на Днепре»

«Архип Иванович Куинджи – величайший художник лунной темы», - говорил об этом удивительном человеке И.Репин. Архип Иванович в своих картинах необычайно красиво изображал лунный свет. Это выходило у него лучше всего. Он был настолько сродни действительному, что когда художник выставлял свои картины, то ошеломленная публика предполагала о существовании  какого-то секрета. Говорили о цветных стеклах, сквозь которые художник якобы смотрел на природу, о «лунных красках»: только помажь по холсту – сами изобразят лунный свет. Были и такие недоверчивые, что подходили к Куинджи  и просили разрешения заглянуть за картину – не спрятан ли там источник света, не написана ли она на стекле. В сознании современников и в памяти поколений Куинджи был и остается неподражаемым певцом лунной украинской ночи.

Одной из лучших его работ считается картина «Ночь на Днепре», над которой я прошу ребят поразмышлять.


Рисунок 1.

Работа начинается с выяснения общего восприятия.

- Какие мысли, настроение возникают  у вас, когда вы смотрите на работу художника?

- Какие же приемы использует художник для того, чтобы приоткрыть завесу вечной тайны мирозданья? (Композиция, цветовое решение темы)

- Что можете сказать о композиции? (Днепр, берега, спящая деревушка, одинокая мельница – и в центре Луна.  Она объединяет все предметы в одно целое – предельно простая, лаконичная картина. Необычность картине придают столбы света, спускающиеся из-под облаков. Спящая деревушка – простота и умиротворенность).

- Цветовое решение темы? (Все оттенки зеленоватого цвета: от прозрачного до темного. Тени глубокие, провальные, от этого увеличивается сила лунного света до нестерпимого блеска, это делает формы объемными. Когда долго смотришь на картину, возникает ощущение сгущающейся темноты.)

- Какова же цель художника? (Заставить поверить в совершенную буквальность изображаемого.)

Всматриваясь в картину, мы видим переплетение космичности мироощущения  и прозы жизни.

Выводы.

Мы размышляли над двумя работами. Видели, как описывают украинскую ночь поэт и художник, видели, как, используя присущие им средства выразительности, добиваются удивительной яркости в изображении, как эти произведения взаимно дополняют друг друга, раскрывая перед нами удивительную картину лунной украинской ночи, а по большому счёту показывают нам гармонию мира, выводят на размышления: как  жить, как строить свою жизнь – способствуя этой гармонии мира, ощущая себя её частью или разрушая безнравственностью, злостью, глупостью…

В нашей работе мы слышим диалог искусств: поэзии и живописи, живописи и музыки, поэзии и музыки. Это помогает нам лучше понять окружающий мир, открывает необъятные возможности для изучения культуры разных эпох.