"Праздник числа. Нумерация чисел первого десятка"

Разделы: Математика


Тема: «Праздник числа».

Цели:

  • закрепить знания учащихся по распознаванию чисел первого десятка;
  • выработка быстрого счёта в пределах десятка;
  • учить ребят мыслить, размышлять, обогащать и развивать словарный запас.

Оборудование: учебник «Математика» (автор: М.И. Моро; М.А. Бантова; Г.В. Бельтюкова; С.И. Волкова; С.В. Степанова); Книга «Праздник числа» (автор: В. Волина); пословицы о труде; лента цифр первого десятка; сигнальные карточки; цифры, рисунки ребят «Волшебные цифры», картина сказочного города.

ХОД УРОКА

Организационный момент Проверка готовности к уроку.

Учитель: Кто скажет, зачем дети ходят в школу?

Дети: Чтобы учиться, получать знания, узнавать новое.

Исполняется песня Шаинского «Чему учат в школе».

Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в сказочную страну Цифирию. Эта страна за морями, за горами. А живут в ней только честные числа, и попадём мы в неё только тогда, когда преодолеем все преграды, которые будут у нас на пути. 1 преграда: «Землю красит солнце, а человека труд».

Учитель: Прочитаем, объясним пословицы.

Учитель: Молодцы! Первая преграда преодолена.

Учитель: Назови соседей числа 5.

Дети: 4 и 5.

Учитель: Сравни его с левым соседом.

Дети: 5 < 6.

Учитель: Назови число, у которого соседи 7 и 9.

Дети: 8.

Учитель: Какой сосед живёт этажом выше?

Дети: 9.

Учитель: Какой сосед живёт этажом ниже?

Дети: 7.

Учитель: А кто живёт в середине?

Дети: 8.

Учитель: Какие два одинаковых числа надо взять, чтобы получилось 8?

Дети: 4 и 4.

Учитель: На ленте цифр отметим:

А) красным кружком число, которое

– больше 3 на 2
– больше 2 на 2

Б) синим кружком число, которое

– меньше 7 на 1
– меньше 10 на 3

Учитель: Догадайся, о какой цифре идёт речь? Покажи её на сигнальной карточке. Эта цифра так вкусна, из двух калачиков она.

Дети: 8.

Учитель: На длинной ножке, застыв до поры. Отдыхает палочка после игры.

Дети: 1.

Учитель: Я похожа на гусёнка, с длинной шеей, шеей тонкой.

Дети: 2.

Учитель: С нулём гуляет единица. Никак не может с ним наговориться.

Дети: 10.

Учитель:

Я важней всех потому,
Что запутать всех могу
Если я перевернусь,
То другою окажусь.

Дети: 6 и 9.

Учитель: Ребята, мы даже не заметили, как преодолели первую преграду. Молодцы! Идём дальше. «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Учитель: Решим математические задачки-считалки:

Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашел:
Два под берёзой,
Один у сосны.

Сколько их будет в плетёной корзине?

Дети: 3.

Учитель:

Картошки много накопали,
Здесь пять мешков, там тоже пять
Так сколько же мешков собрали?

Дети: 10.

Учитель:

Три яблока из сада
Ёжик притащил,
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок белка приняла
Сосчитайте яблоки в тарелке у ежа.

Дети: 2.

Учитель:

Богатырь стоит богатый,
Угощает всех ребят,
Таню костяникой,
Ваню земляникой,
Машеньку орешком,
Петю сыроежкой,
Катеньку малиной,
А Васю хворостиной.

Сколько ребят угостил богатырь?

Дети: 6.

Учитель: Кто такой богатырь?

Дети: Лес.

Учитель: Почему он Васю угостил хворостиной?

Учитель: Что мы должны делать, чтобы лес угощал нас всех ягодами, и грибами, и орехами? Движемся дальше и снова программа: «Делу время – потехе час».

Учитель: Ребята, мы с вами потрудились, а теперь споём частушки.

1 ученик:

Дал списать я на контрольной
Все задачки Коленьке
И теперь у нас в тетрадках
У обоих двоечки.

2 ученик:

1, 2, 3, 4, 5
Будем пальчики считать
Крепкие, дружные
Все такие нужные.

3 ученик:

А у меня портфель в руке
С огромной двойкой в дневнике,
С тяжелой двойкой в дневнике
А все шагают налегке.

4 ученик:

Мы сейчас бревно распилим,
Раз-два, раз-два,
Будут на зиму дрова (2 раза)

Учитель: Молодцы! А сейчас узнаем кто из вас самый внимательный. Вы прослушали в исполнении ребят частушки, скажите, какие цифры встречались в частушках?

Учитель: Объясни значения крылатых выражений, о каких цифрах идёт речь?

Учитель: Уплетать за обе щёки.

Дети-2: Есть с аппетитом.

Учитель: На все четыре стороны.

Дети-4: Иди куда хочешь.

Учитель: До седьмого пота.

Дети-7: Очень упорно работать.

Учитель: Не трусливого десятка.

Дети-10: Очень храбрый.

Учитель: С три короба.

Дети-3: Говорить много неправды.

Учитель: Одна нога тут, другая – там.

Дети-1, 2: Сделать что-то очень быстро.

Учитель: Перед нами следующая программа: «Не спеши языком, торопись делом». Отгадай загадку, найди и назови цифру:

У него – два колеса,
И седло на рамке,
Две педали есть внизу
Крутят их ногами.

Дети-2: Велосипед.

Учитель:

У него глаза цветные
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.

Дети-3: Светофор.

Учитель:

Кнутом его не гонят,
Овсом его не кормят,
Когда пашет –
Семь плугов тянет.

Дети-7: Трактор.

Учитель:

Две плетёнки,
Две сестренки
Из овечьей пряжи тонкой
Как гулять – так надевать
Чтоб не мёрзли пять да пять.

Дети-2 и 5: Варежки.

Учитель:

Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца
Ест и пьёт он из копытца.

Дети-5: Поросёнок.

Учитель: А теперь вы нарисуете одну из отгадок у себя в тетради, должны на своём рисунке выделить цифру, которая там встретилась.

По окончанию работы проводится выставка рисунков. Выслушиваются ответы ребят, чем понравился рисунок. Почему?

Физминутка:

1-2 – выше голова, 3-4 – руки шире, 5-6 – тихо сесть, 7-8 – лень свою отбросим, 9-10 – и начнем работать.

Учитель: Мы ещё ближе продвинулись к стране Цифири. На нашем пути ещё одна преграда «Терпенье и труд всё перетрут». В этих строчках спрятались цифры. Какие? Отгадай.

– Какая цифра на ножке приседает,
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнёт –
Прямо лебедем плывёт.

Дети: 2.

Учитель:

Эта цифра в дом стучится к нам,
День, какого марта –
Праздник наших мам?

Дети: 8.

Учитель:

Ребята, продолжим счёт…
Вслед за пятеркой кто идёт?

Дети: 6.

Учитель:

Цифра шесть вниз головой
Стала цифрою другой
Можете проверить уж не шесть, а …

Дети: 9.

Учитель:

Всех прекрасней цифра эта
Вот всегда бы так…

Дети: 5.

Учитель:

Что сказать об этой цифре?
Ты ведь знаешь дни недели?
Посчитай, сколько их.

Дети: 7.

Учитель: Сейчас мы с вами должны доказать, что в Стране Цифири живут только честные и справедливые цифры. Из разных цифр сделаны буквы, а в тех кружках, где чисел нет, расставьте минусы и плюсы, чтобы получился данный ответ.

Учитель: Преграды мы с вами преодолели, попали в сказочную страну Цифирию и все стали королями и королевами и будем в этой стране жить дружно.
Наш праздник закончился, надеюсь всем, было весело, вы не только веселились, но и вынесли для себя не мало полезного, а главное поняли, что математика – действительно Королева всех наук и что с ней надо дружить.