Цель урока:
1. Продолжить формирование приема составления характеристики физико-географического положения материка с самостоятельным выбором карт нужного содержания и их анализа.
2. Совершенствование умений работать с градусной сетью карты, и с контурной картой.
3. Воспитывать чувства коллективизма, товарищества и ответственности за свою работу и работу группы.
Оборудование:
- физическая карта мира,
- физическая карта Южной Америки,
- раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя
Сегодня мы отправимся в путешествие к третьему южному материку. Он занимает четвёртое место по площади среди всех континентов Земли и второе среди южных материков. Площадь этого материка составляет 17,8 млн.кв.км. Если внимательно посмотреть на карту, то этот материк похож на огромный треугольник, гроздь винограда, а быть может и православный крест.
- Как вы думаете, о каком материке идёт речь? (Южная Америка).
Южная Америка значительно удалена от других материков, кроме Северной Америки и Антарктиды. С Северной Америкой она образует единую часть света – Америку, с которой она соединена узким Панамским перешейком. От Антарктиды она отделена самым большим проливом Дрейка. Южную Америку называют материком рекордов, а мы знаем, что все рекорды занесены в Книгу рекордов Гиннеса. Давайте и мы попробуем составить книгу рекордов Южной Америки.
2. ЗАДАНИЕ: Используя карты атласа, физической карты Южной Америки заполните таблицу
НОМИНАЦИЯ |
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ |
Самая длинная горная страна, км. |
|
Самая высокая вершина Западного полушария и Южной Америки, м |
|
Самая большая низменность |
|
Самая длинная полноводная река, км |
|
Самый высокий вулкан, м |
|
Самое высокогорное озеро |
|
Самый высокий водопад, м |
|
3. Дифференцированная групповая работа.
Теперь мы отправимся в путешествие вдоль берегов Южной Америки. Для этого мы разделимся на три команды. Каждая команда получит путевой лист, в котором определён план действий каждой команды. К путевому листу каждой команды прилагаются маршрутные листы и набор карточек географического конструктора, клеящий карандаш. Отвечая на вопросы путевого листа, выберите необходимые для ответа карточки и наклейте их на маршрутный лист. Результатом вашей работы будет заполненный маршрутный лист, на котором будут отмечены необходимые географические объекты.
Путевой лист №1
ЗАДАНИЕ. Используя карты атласа, определите положение материка на градусной сетке (по отношению к экватору, нулевому меридиану).
1. Выясните положение Южной Америки по отношению к экватору – пересекает ли
материк линия экватора или нет? Если пересекает, то в какой части? Определите,
в каких полушариях расположен материк – в северном или южном? На контурной
карте маршрутного листа Южная Америка выделите линию экватора и подпишите полушария.
2. Определите крайнюю северную и южную точку материка и обозначьте их на контурной карте маршрутного листа.
3. Определите положение материка по отношению к нулевому меридиану – пересекает ли нулевой меридиан или нет? Если пересекает, то в какой части материка. Определите крайнюю западную и восточную точку материка и обозначьте их на контурной карте маршрутного листа.
4. Какие океаны омывают материк Южная Америка, расположите и подпишите их на контурной карте маршрутного листа.
5. Сделайте вывод о том, в каких трёх полушариях расположен материк Южная Америка. В каком полушарии северном или южном расположена большая часть материка?
Путевой лист №2
ЦЕЛЬ. Используя карты атласа, определите положение материка относительно других материков.
1. Какие материки расположены по близости с Южной Америкой, в каком направлении они расположены от материка, как отделяются они от Южной Америки?
2. В маршрутном листе используя карточки конструктора наклейте каналы и проливы, которые разделяют Южную Америку с другими материками.
3. Определите, какие океаны, моря, заливы, проливы омывают берега Южной Америки. Используя карточки конструктора наклейте их на маршрутном листе.
4. Найдите крупные острова у берегов материка Южная Америка и используя карточки конструктора на контурной карте маршрутного листа и наклейте их.
5. Определите характер береговой линии Южной Америки: сильно изрезаны берега (много островов, полуостровов, заливов, проливов), или слабо (мало островов, полуостровов, заливов, проливов).
Путевой лист №3
ЦЕЛЬ. Используя карты атласа, определите крайние точки материка, протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток, сделайте вывод о природе материка.
1. Определите крайние точки материка, соберите цепочку МЫС – КООРДИНАТЫ, используя карточки конструктора, и наклейте их на маршрутный лист.
2. Вычислите протяжённость материка в километрах по экватору и 70 з.д. Подпишите результат на маршрутном листе.
3. В каких полушариях расположена Южная Америка?
4. Зная широтное расположение материка, сделайте вывод о его природе.
IV. Отчёт групп
Используя составленный маршрутный лист, результаты наносятся на настенную контурную карту. Учащиеся информацию переносят в свои контурные карты.
V. Подведение итогов