Цели и задачи урока: Сформировать представление об особенностях климата Северной Америки, количестве климатических поясов и областей, различиях их климатических характеристик.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, климатическая карта Северной Америки, раздаточный материал и справочные материалы для практической работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение ранее изученного (по 2 минуты):
1 вариант
1. Значительная часть территории Австралии расположена в … КП.
А) экваториальном; Б) тропическом; В) субэкваториальном.
2. На большую часть территории Южной Америки влагу приносят:
А) пассаты; Б) западные ветры умеренных широт; В) муссоны.
3. По своим климатическим условиям Южная Америка самый… материк?
А) влажный; Б) жаркий; В) жаркий и влажный.
4. Что является причиной изменения климатических условий по сезонам года в С/Э и С/Т КП:
А) географическая широта местности; Б)смена воздушных масс; В) рельеф местности.
5. Восстановите цепочку причинно-следственных связей.
А) На большей части Австралии расположены пустыни. Б) Горы задерживают влажные ВМ с океана. В) Выпадает мало осадков.
2 вариант
1. На севере Австралии формируется КП, в котором действуют экваториальная и тропическая ВМ.
А) экваториальный; Б) тропический; В) субэкваториальный.
2. По своим климатическим условиям Австралия самый… материк?
А) жаркий; Б) сухой; В) жаркий и сухой.
3. На крайний юг Южной Америки влага приносится ВМ с:
А) Тихого океана; Б) Атлантического океана; В) Индийского океана.
4. Какая из перечисленных причин не влияет на климат материков:
А) положение по широте; Б) положение по долготе; В) удаленность от океана.
5. Восстановите цепочку причинно-следственных связей.
А) На большей части Австралии расположены пустыни. Б) Горы задерживают влажные ВМ с океана. В) Выпадает мало осадков.
1.Б 2.А 3.А 4.Б 5.В,Б,А 1.В 2.Б 3.Б 4.Б 5.В,Б,А
5 правильных ответов “5”
4 правильных ответа “4”
3 правильных ответа “3”
2 и менее правильных ответа “2”
3. Изучение нового материала.
Задание №1
По климатической карте сравните климатические условия двух полуостровов Северной Америки – Калифорнии и Флориды.
Назовите общие и отличительные черты климата этих географических объектов.
(Эти территории расположены на одной широте, но значительно отличаются по температуре воздуха и количеству осадков)
Проблема!
Почему, находясь на одной географической широте, климатические условия на полуостровах Калифорния и Флорида значительно отличаются по температуре воздуха и количеству осадков?
Задание №2 (на контурной карте). 2 минуты
Нанесите на контурную карту Северной Америки, при помощи условных обозначений, климатические пояса, в которых расположен материк. (Слайд 9).
Вспомним климатообразующие факторы, влияющие на климатические условия любого материка. (Слайд 10). 1 минута
Задание №4 (на контурной карте). 3 минуты
Нанесите на контур материка климатообразующие факторы:
- Аляскинское (теплое) течение;
- Калифорнийское (холодное) течение;
- Кордильеры;
- Аппалачи;
- Гольфстрим;
- Лабрадорское (холодное) течение;
- Теплое стоковое течение.
Выступления докладчиков по темам: 1) Климатические условия арктического климатического пояса. 2) Климатические условия субарктического климатического пояса. (Слайд 12)
Групповая работа 5 минут (Слайд 13)
Используя знания о свойствах воздушных масс, закономерностях их перемещения, расскажите о климатическом поясе.
Ваш рассказ не должен превышать 1 минуту.
1 группа: Умеренный КП;
2 группа: Субтропический КП;
3 группа: Тропический КП.
Выступления докладчика по теме: Причины различий климатических условий в умеренном КП. 2 минуты (Слайд 15)
Практическая работа. (Слайд 16)
Заполните таблицу “Субтропический пояс Северной Америки”, по окончании работы сделайте вывод.
Территория |
КП |
Тип климата |
Средняя температура |
Кол-во осадков |
Режим выпадения осадков |
|
января |
июля |
|||||
Пол-ов Калифорния | ||||||
Пол-ов Флорида |
Работа выполняется в тетрадях для практических работ. по окончанию работы сдается на проверку.
(Слайд 17) Эталон работы
Территория |
КП |
Тип климата |
Средняя температура |
Кол-во осадков |
Режим выпадения осадков |
|
января |
июля | |||||
Пол-ов Калифорния |
Т |
Тропический сухой |
+160С |
+160С |
250-500 |
В течение года |
Пол-ов Флорида |
Т |
Муссонный |
+160С |
+240С |
1000- 2000 |
В течение года, но больше летом |
Вывод (Слайд 18)
Несмотря на одинаковое широтное положение, западная и восточная части материка Северная Америка имеют существенное отличие в климате. Это связано с течениями, преобладающими направлениями ветров.
4. Закрепление.
(Слайд 19)Определите, каким климатическим поясам принадлежат данные климатограммы.
1) С/Э; 2) С/Т ; 3) С/Т .
Домашнее задание:
П-ф 54; Объяснить причины появления торнадо именно в центральных районах США (Слайд 20).