"Развитие креативных способностей младшего школьника"

Разделы: Общепедагогические технологии


Сегодня одной из проблем педагогики является развитие креативных способностей учащихся. Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активного, творчески решать стоящие перед ним задачи, готового и способного творчески, с полной отдачей сил работать. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.

В наше время проблема творческих способностей, точнее их раннее пробуждение и развитие получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть интересной творческой деятельностью, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других, т.е. творческой деятельностью, которая по сути своей многофункциональна. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.

Когда речь идёт о развитии творческих способностей, нельзя забывать о воображении, фантазии и мечте, так как они играют особенно важную роль в творчестве и являются её составной частью. Творчество тесно связано с деятельностью воображения.

Без воображения человек практически не может заниматься творческой деятельностью, в лучшем случае он может создавать лишь слабые копии действительности. «Воображение – это сложный психический процесс, заключающийся в создании новых образов на основе имеющегося опыта».

Креативность – это способный склад ума, установка на творческое выполнение задания, развитость творческого мышления и воображения.

Развитие способностей органически связано с овладением конкретной личностью накопленной в результате исторического развития человечества материальной и духовной культурой, знаниями.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

Творчество – высшая ступень психической активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное.

Творчество определило открытие в науке и искусстве, все изобретения человеческой цивилизации, сами формы жизни людей тоже результат творческой деятельности человека.

Главное требование современной школы заключается не только в том, чтобы деть определенную сумму знаний, но и в том, чтобы развить творческие способности младших школьников связанные с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способности ставить проблемы и находить пути решения.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Учащиеся занимаются творчеством, когда сами добывают базовую информацию, «изобретают правила, открывают для себя новые понятия.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Творчество развивается лишь в атмосфере доброжелательного отношения к ученикам, в условиях радостного отношения к ученикам, в условиях радостного отношения к познанию. Потребность в творческой деятельности всегда сопряжена с ярко выраженными положительными эмоциями, и потому крайне необходимо для её развития создавать, укреплять, развивать чувство удовольствия, радости от творческой деятельности.

 Для всестороннего развития личности школьника, проявления и развития всех его способностей большое значение имеет привлечение учащихся в различные студии.  Всестороннему развитию школьников содействуют также различные выставки художественного творчества, смотры технических поделок, концерты, вечера художественной самодеятельности, школьные, улусные и республиканские олимпиады по учебным предметам. Таким образом, всестороннее развитие креативных способностей учащихся в процессе обучения обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.

Проработав в школе с детьми разного уровня подготовленности, творческих способностей мы пришли к выводу, что каждый ребёнок индивидуален, каждый представляет собой личность, обладает какими – то способностями талантами.

Для дальнейшего развития таланта и способностей детей в студиях большое внимание уделяется таким студийным занятием как изобразительное искусство, физическая культура, урок творчества, труд, музыка. В этих студийных занятиях придается большая значимость наблюдению над задатками детей, изучению развития способностей организации коллективной деятельности.

При этом коллектив рассматривается как источник сформирования познавательной самостоятельности, черт характере, творческих способностей. Проблема развития творческих способностей человека коллективной деятельности волновала многих учёных – исследователей и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми.

Для развития творческих способностей в коллективной деятельности я предлагаю следующие меры, напрвленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:

  • Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, мероприятий, направленных на развитие творческих способностей в коллективной деятельности.
  • На студийных занятиях по рисованию, музыке, труде давать детям задания творческого характера.
  • Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности, чередование дел, студий.
  • Комфортная психологическая обстановка, поощрения взрослыми стремления ребёнка к творчеству.

Исходя их вышесказанного, нужно сказать, что любая методика требует от педагога живого, эмоционального и творческого подхода к делу даже тогда, когда учитель нашёл удачный педагогический приём, он обязан каждый раз его творчески разнообразить. И тогда успех детского творчества неизбежно будет иметь тенденцию к совершенству.

Использованная литература

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания  и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань. 1988г.

2. Волков А.П. Приобщение школьников к творчеству. М., «Просвещение», 1982г.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,  1997г.

4. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. 1991г.

5. Соловейчик С.М. Воспитание творчеством. М., Знание. 1978г.

6. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младших школьников. М., 1974г.