Урок-диалог русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:
1.Познакомить с частью речи имя прилагательное, развивать умение различать имена прилагательные по вопросам, определить роль имен прилагательных в речи.
2. Формировать умение выстраивать культурное, содержательное общение с педагогом и со сверстниками, работать в парах, группах, вести дискуссию, умение видеть собственные трудности и преодолевать их через совместную деятельность,.

Ход урока:

I .Словарная  работа. Актуализация личного опыта ребенка.
(Создание ситуации успеха .)
На доске картинки с предметами:  лимон, яблоко, арбуз.
-  Назвать эти предметы.  
 -  Что мы говорили, называя  предметы? ( слова)
-Записать слова, называющие предметы .
(в тетради записывают, указывают опасные места)
Лимон, яблоко, арбуз
- Какое слово лишнее     (лимон - начинается с согласного, арбуз – ягода, яблоко – звуков и букв больше, чем в других словах, лимон, т.к.яблоко и арбуз – зелёные, а лимон  желтый);
- Назовите тематическую группу  (фрукты - ловушка, т.к. арбуз – ягода;
словарные слова;
слова, отвечающие  на вопрос что?).

II. Введение в тему урока. Подводящий диалог.
(Анализирующее коллективное наблюдение)
На доске расположены карточки со словами, порядок расположения нарушен. Слова напечатаны черным цветом, но наклеены на цветную основу.
- Ветер перепутал слова, разделите их на группы.
(Основания для деления слов предлагают сами дети).

Ребята предлагают свои основания для деления слов на группы:

  • 2 группы, т.к. в одной группе фрукты, а в другой – ягоды: 1- яблоко, 2- малина, арбуз.
  • 1- малина, яблоко, арбуз – предметы; 2- остальные слова.
  • По цвету.
  • 1- яблоко красное, спелое, сочное, сладкое; 2- малина спелая, сочная, красная, сладкая; 3- арбуз спелый, сочный, красный, сладкий.
  • Другие варианты.

(Выслушиваются все версии и аргументы. Во время такой работы ребенок не отвечает на  репродуктивные вопросы учителя, не механически воспроизводит полученные знания, а находится в поиске своих вариантов решения задачи на основе имеющихся знаний. Учится строить самостоятельные аргументы. Может соглашаться или не соглашаться со своими одноклассниками, отстаивать свою точку зрения).
На доске появляется упорядоченная запись:

- Отгадайте, какой предмет я загадала . ( Он спелый, сочный, красный, полосатый).
- Как вы  угадали, что это арбуз?   ( Назвали его признак).
- Какие слова- признаки  я назвала?    (Спелый, сочный, красный, полосатый).
- Кто сможет задать вопрос к этим словам?    (Какой?- спелый, красный, сочный, полосатый).
- Что называют эти слова?  (Признаки предмета).
- Кто догадался, какая тема нашего урока?   (Слова, называющие признаки предмета).

-Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Находить слова, называющие признаки предмета и задавать к ним вопросы).
Появляется карточка, фиксирующая первый вывод

Называют признаки предметов

III. Первичное закрепление материала.

1.  -Загадайте свой предмет, опишите его (назовите  его признаки), а мы попробуем отгадать.
(загадывают предметы, задаем вопросы к словам- признакам)
2.  - Введение слов, отвечающих на вопросы : какая? какое? какие?
Маленькая, серенькая, пушистая – мышь.
Зеленый, продолговатый, сочный – огурец.
Ветвистая, зеленая, колючая – ель.
Птица длиннохвостая, говорливая, хвастливая – сорока.
Старательный, послушный, вежливый – ученик.
Вывод: слова, отвечающие на вопросы,   какой? какая? какое? какие?, называют признаки предметов.
 Карточка номер 2.  

Отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

IV. Наблюдение над ролью слов – признаков в тексте.

- Запись на доске:  Прошел  дождь. Выглянуло солнышко. Заблестели капли. Запели птицы. Природа ожила.
- Представьте картину, которая нарисована словами этого текста.
- Что особенного в этом тексте?
(Он « бесцветный»).
- Почему?  (Нет слов, которые «раскрашивают»  текст).
- Попробуем добавить  такие  слова в текст. Теплый, ласковое, хрустальные, веселые.
( слова придумывают ребята)
(Задают вопросы, записывают текст,).
-Что изменилось? (текст стал красочным, понятнее,веселее и т. д. )
(выслушиваются версии детей).

Вывод: слова, называющие признаки предметов, «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.

«Раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.

 

Зовусь я имя прилагательное.
Ко мне, дружок, ты будь внимательным.
Определяю я приметы
Они со мной весьма приметны.
Сладкий, кислый и большой,
Модный, узкий  и цветной.
Я украшаю вашу речь,
Меня Вам надо знать, беречь.

V. Упражнения в постановке вопросов. Сравнение частей речи.

- На доске запись слов. Ученый, дежурный, часовой .
-  Задайте вопрос к данным словам.    (Задают вопрос какой?).
-Учитель провоцирует детей. Задает вопрос кто?

(Создается проблемная ситуация, кто прав: дети или учитель)?
Заслушиваются варианты ответов, выбирается способ доказательства.
Составляются предложения. Лучшие записываются.
Ученый провел эксперимент. Ученый  пес выполняет  команды тренера.
Дежурный проветрил класс. Дежурный ученик раздал тетради.
Часовой провел ночь на боевом посту. Часовой механизм сломался. Часовой мастер ремонтирует сложное устройство.

Вывод:. эти слова могут быть разными частями речи, все зависти от роли в предложении

Могут переходить их одной части речи в другую

VI. Составление словосочетаний ( сущ. +прил.)
Яблоко – пирог.
Лимон – сок.
Фрукты – мороженое.

Вывод: слова – признаки могут быть образованы от слов – названий предметов.

Могут быть образованы от слов – названий предметов.

VII. Итог урока. На доске, дети проговаривают вывода, опираясь на карточки – помощники.

 VIII. Игра. ( если осталось время на уроке), Можно предложить дома придумать игру.
Дом большой, а домик – маленький.
Река широкая, а ручей – узкий.
Сахар сладкий, а лимон – кислый.
Дровосек (какой?) железный, добрый, сильный, мужественный.
Королева (какая?) Снежная, холодная, бессердечная.
Волк (какой?) серый, глупый, злой, голодный.
Деревня, тетеря, старушка -  глухая.
Клен, малыш, парик – кудрявый.
Дорога, воля, дисциплина – железная.
Трудный – сложный, внезапный – неожиданный, молодой – юный, крепкий – прочный.