Урок русского языка во 2-м классе по теме "Упражнения в написании слов с сочетаниями чк, чн"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) Обобщить знания о шипящих звуках и закрепить умения правильно писать сочетания с шипящими в словах.

2) Развивать речь учащихся, творческие способности, кругозор.

3) Воспитывать активную личность.

Оборудование: Опоры по орфограммам, карточки для индивидуальной работы с тестом в форме осенних листьев.

Ход урока

1. Оргмомент

Какие советы вы могли бы дать своим товарищам, чтобы выполнить работу на уроке без ошибок и красиво?

2. Чистописание

2.1. - Назовите буквы, которые записаны на доске (Ж, Ш, Щ)?

- Что общего у этих букв? (шипящие звуки)

- Вы согласны с этой записью на доске? (нет буквы Ч)

- Почему эту букву нужно дописать?

2.2. Обведите образец один раз и три раза самостоятельно напишите.

- Какие орфограммы вы знаете с буквой Ч? (ЧА, ЧУ,ЧК,ЧН)

3. Постановка цели урока

3.1. Тема урока - упражнения в написании слов ЧК, ЧН.

3.2. Цель урока - научиться правильно писать слова с сочетанием ЧК, ЧН.

4. Работа по теме урока

4.1. Повторение слов из словаря (в парах).

4.2. Прочитайте слова, написанные на доске, посоветуйтесь друг с другом, как можно разделить эти слова на две группы:

Ягода, вдруг, лисица, работа, туча, сорока, девочка.

1 группа – все согласные в словах твердые

2 группа – есть мягкие и твердые согласные

4.3. Запишите слова, в которых есть мягкие и твердые звуки, и подчеркните мягкие зеленым карандашом:

Лисица, туча, девочка

4.4. Звукобуквенный анализ слова ТУЧА.

Туча – 2 слога

Т - [т]- согл., глух., тв.

У - [у]- глас., уд.

Ч - [ч,]- согл., глух., мяг.

А - [а]- глас., безуд.

4б 4зв

4.5. Образуйте от слова туча однокоренное слово. (тучка)

 - Почему ЧК написали без мягкого знака? (звук [ч,] всегда мягкий)

 - Попытайтесь сделать открытие о написании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.

5. Физминутка

«Дует ветер нам в лицо».

6. Закрепление изученного

6.1. Игра «Кто больше».

1 ряд – незвать слова с ЧН

2 ряд – назвать слова с ЧК

6.2. Правила написания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.

6.3. Составить и написать предложение с одним из этих слов, выделить орфограммы.

Осенние листочки укрыли землю.

6.4. На партах у вас тоже красивые осенние листочки. Их ветер принес сюда. Они не хотят умирать, поэтому дают задания каждому из вас и хотят, чтобы вы запомнили орфограммы.

Тест (на листьях)

1 вариант

2 вариант

а) Изменение слова по образцу:

коза – козочка

гора – горочка

белка –

ветка –

елка –

сказка –

б) Напишите ласково имена девочек:

Зина –

Лена –

Лида –

Оля –

в) Найди и исправь ошибку:

река – речка

туча – тучка

внук – внучка

рука – ручка

ночь – ночька

дочь – дочька

6.5. Взаимопроверка (в парах). Оценка

6.6. Повторить правило написания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.

7. Работа с учебником

Стр. 47

7.1. Упр. 85 – чтение про себя и вслух.

Произношение ЧН – как ШН (скушная)

7.2. Прочитать правильно слова на карточках.

Конечно – шн

Нарочно – шн

Скворечник – шн

8. Итог урока

- Пожалуйста, попробуйте сформулировать научно-популярную тему урока.

- Что вы знаете о сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН?

9. Дома

 - Вы сегодня замечательно работали. Спасибо! Я рада за вас и хочу, чтобы родители порадовались с вами. Возьмите листочки домой, покажите их и составьте текст об осенних листочках из 2-3 предложений.