Интеллектуальная игра для учащихся 8 - 9-х классов "Физический хоккей"

Разделы: Физика


Цели:

  1. Повторить некоторые вопросы механики и термодинамики.
  2. Развитие вычислительных навыков.
  3. Развитие логического мышления.
  4. Познакомиться с историей хоккея, его развитием в Советском Союзе и России.
  5. Пропаганда здорового образа жизни.
  6. Привитие любви к спорту.
  7. Воспитание чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи.
  8. Повторить правила техники безопасности во время игры в хоккей.

Правила игры:

В игре участвуют две команды.

Игра, как и хоккейный матч, состоит из трех периодов. В начале каждого периода вбрасывание. Команда, набравшая больше очков, начинает игру, т. е. задает вопрос команде противника. Если команда ответила на вопрос, получает очко; если ответа на вопрос не последовало или ответ неверный, отвечает команда, задавшая вопрос. В случае правильного ответа она получает очко. Если команда не ответила подряд на три вопроса, она получает “штрафной” вопрос. Ответ на него оценивается в 1 балл для отвечающей команды и в 2 балла для задающей вопрос команды (если отвечающая команда не ответила). Вопросы команды выбирают сами. Команда может воспользоваться помощью болельщиков, также произвести замену в составе команды из числа болельщиков. Между периодами небольшой перерыв, во время которого ребята знакомятся с историей хоккея и значением закаливания.

Ход игры

I Период. (Теоретический)

Вбрасывание:

а) Назвать хоккейные атрибуты.
б) Назвать лучших хоккеистов школы.
в) Назвать количество игроков в хоккейной команде.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему вратарь видит хорошо игроков и зрителей, а лицо вратаря игроки не видят?
  2. Почему при повороте хоккеист уменьшает скорость?
  3. Какой водой лучше заливать каток: пресной или соленой?
  4. Почему снег примерзает к стойке ворот, но не примерзает к клюшке?
  5. По какому льду легче кататься: по зеркально гладкому или шероховатому?
  6. Почему каток лучше заливать горячей водой?
  7. Вы пошли кататься на коньках, но лед еще недостаточно крепкий. Ваш друг оказался в беде – лед под ним провалился. Как помочь вашему другу?
  8. Упавшая на лед шайба подскочила вверх. Под действием каких сил она падала и подпрыгнула?
  9. Почему старательно чистят лед от грязи?
  10. Когда лучше кататься на коньках: в морозную или солнечную погоду?
  11. Почему угол у бортов катка заменен дугой с достаточно большим радиусом кривизны?
  12. Почему хоккеист при поворотах наклоняется?
  13. Какой точке своей траектории шайба обладает наибольшей и наименьшей скоростью?
  14. Почему хоккеист при быстром движении наклоняет корпус вперед?
  15. Почему в мороз снег скрипит под ногами?
  16. Для чего и как точат коньки?

  • Какой из этих мальчиков действует правильно при оказании помощи тонущему? (рис 1)
  • Которому из двух наблюдателей холоднее во время ледохода и почему? (рис 2)
  • Какой вид трения имеет место при катании на коньках и при катании на роликах?
  • Почему игрок, держа клюшку двумя руками, старается сделать расстояние между руками как можно больше?
  • Чем объяснить сильный нагрев коньков во время игры?
  • Почему хоккеистам не рекомендуют отращивать бороду?
  • Утонет ли шайба в воде и почему?
  • Можно ли использовать шайбу в качестве изолятора?
  • Как объяснить форму шайбы (почему она круглая, а не треугольная и не квадратная)?
  • Какую клюшку легче сломать: длинную или короткую?
  • Почему ветер, который гоняет огромные айсберги, не сдувает шайбу?
  • Противник решил подавить команду психологически. Какой цвет одежды для этого ему выбрать?

1 Перерыв.

Выступление учащихся об истории хоккея

Хоккей – игра миллионов

Современный хоккей с шайбой является высокоатлетической спортивной игрой, которая приносит большое наслаждение зрителям и любима миллионами людей.

Родиной хоккея на льду можно считать Голландию. Об этом свидетельствуют многочисленные гравюры и картины голландских художников ХУI—ХУII вв., на которых отражена игра с клюшкой и мячом на льду.

Со временем интерес к хоккею на льду снижается. По крайней мере, до второй половины 19 столетия о нем нет упоминаний. И только в 60-х годах ХIХ в. в Канаде возник новый интерес к этой игре, когда в одном из английских пехотных полков зрители увидели необычную игру на небольшой ледовой площадке клюшками с плоской деревянной шайбой. Английские солдаты часто устраивали хоккейные матчи, и хоккей полюбился местному населению. Он стал быстро распространяться, чему немало способствовали и климатические условия Канады с долгой и суровой зимой. Вскоре хоккей был включен в программу зимних университетских спортивных праздников, В 1875 г. в Монреале состоялся первый в мире Официальный матч. Новая игра завоевала популярность своей зрелищностью, остротой игровых ситуаций, стремительностью темпа, повышенной эмоциональностью. Уже в 1886 г. хоккей с шайбой занял официальное положение в спорте благодаря изданию одним из спортивных деятелей Канады Р. Смитом правил игры. В 1885 г. в Монреале возникла первая любительская хоккейная ассоциация. В 1892 г. губернатор Канады лорд Стэнли утвердил Кубок своего имени, который с 1917 г. (год создания Национальной хоккейной лиги — НХЛ) ежегодно разыгрывается между сильнейшими профессиональными командами Северной Америки.

В начале ХХ в. канадские студенты познакомили с хоккеем на льду зрителей Европы. И здесь он очень быстро стал популярен. Уже в 1910 г. во Франции в местечке Лез-Авеньере состоялся первый чемпионат Европы. В нем участвовали сборные команды Англии, Германии, Бельгии и Швейцарии. Чемпионом стала команда Англии. С каждым годом ширился круг участников чемпионатов по хоккею. 15 мая 1908 г. была основана Международная лига хоккея. Первый чемпионат мира по хоккею был проведен в 1920 г. В нем участвовали сборные команды семи стран — Канады, США, Чехословакии, Швеции, Швейцарии, Франции и Голландии. Победителями турнира стали канадцы. В настоящее время Международная федерация хоккея объединяет 36 национальных федераций из Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии.

Хоккей в нашей стране

В России с 90-х годов девятнадцатого века широко культивировался хоккей с мячом (русский хоккей). В СССР спортивные специалисты знали о хоккее с шайбой (канадском хоккее) и старались привлечь внимание к этой игре. В 1931 г. в ноябрьском номере ленинградского журнала “Спартак” появилась статья о канадском хоккее, в которой говорилось, что он имеет преимущество перед хоккеем с мячом. Журнал писал, что в хоккее с шайбой очень выгодны размеры поля, требующие меньших затрат при подготовке площадки. Малые размеры поля приводят к быстрому темпу игры, что увеличивает ее зрелищность. Статья заканчивалась призывом включить хоккей в число принятых у нас спортивных игр. Призыв ленинградцев был услышан, и уже в марте 1932 г. в Москве состоялась первая международная игра в канадский хоккей советских хоккеистов с командой из Германии. Только что сформированные команды ЦДКА (Центрального дома Красной Армии) и сборной Москвы выиграли встречи с командой Германии с убедительным общим счетом 11:0.

В 1939 г. хоккей с шайбой был введен в программы институтов физкультуры, делались дальнейшие шаги в становлении хоккея с шайбой. Начавшаяся Великая Отечественная война прервала эти начинания. И только зимой первого послевоенного года хоккей с шайбой в нашей стране уверенно занял свое место в ряду других спортивных игр. Хоккей очень быстро стал популярен. Если все другие игровые виды спорта начинали свой путь с неофициальных встреч, которые должны были доказать их право на существование, то в хоккее с шайбой уже первый турнир мастеров стал официальным чемпионатом страны. День начала этого турнира — 22 декабря 1946 г. — стал днем рождения хоккея с шайбой в СССР.

Хоккей с шайбой стал в СССР одним из самых любимых и массовых видов спорта. Этому во многом способствовали успешные выступления на международной арене. Советские хоккеисты, бывшие мастера игры в русский хоккей с мячом, взяли от него самое лучшее — игру в пас на высоких скоростях, часть тактических и технических приемов и виртуозное владение коньками. Этот опыт заложил в основание советского хоккея те элементы, которые позволили ему сразу же занять достойное место в международном хоккее. Еще до своего первого участия в чемпионате мира советские хоккеисты завоевали прочный международный авторитет. В период с 1949 по 1953 г. сборная команда Москвы из 26 международных матчей с национальными командами Польши, Чехословакии, ГДР и Норвегии выиграла 25, закончив вничью лишь один поединок — со сборной Чехословакии. В 1952 г. Федерация хоккея СССР была принята в Международную федерацию хоккея (ИИХФ). Сборная команда СССР — 20-кратный чемпион мира (1954, 1956, 1963—1971, 1973—1975, 1978, 1979, 1981— 1983, 1986 гг.). Впервые выступая в чемпионате мира (Швеция, Стокгольм, 26 февраля — 7 марта 1954 г.), советские хоккеисты сыграли вничью только с чемпионами мира спортсменами Швеции, а всех остальных соперников (в том числе и 15-кратных победителей мировых чемпионатов — канадцев) уверенно обыграли. Советские игроки делали много передач, очень редко применяли силовые приемы и слишком быстро катались на коньках, т. е. играли не по-канадски, а обыграли родоначальников хоккея... по-русски. С этого чемпионата кончилось господство канадцев на чемпионатах мира по хоккею. С 1956 г. мастера советского хоккея с шайбой — непременные участники Олимпийских игр. Шесть раз (1956, 1964, 1968, 1972, 1976, 1984 гг.) сборная СССР завоевывала золотые Олимпийские медали и лишь в 1980 г. была второй, а в 1960 г. — третьей.

Много прославленных мастеров хоккея играло и играет в клубах и сборной команде СССР: вратари — Н. Пучков, В. Зингер, В. Мышкин; защитники — Н. Сологубов, А. Рагулин, В. Кузькин, В. Лутченко, Г. Цыганков, В. Первухин, А. Касатонов, Фетисов; нападающие — Е. Майоров, Б. Майоров, В. Старшинов, В. Александров, А. Альметов, К. Локтев, В. Харламов, С. Макаров, И. Ларионов, В. Крутов и др. Лучший бомбардир сборной СССР Б. Михайлов — обладатель мирового рекорда результативности — 164, а В. Петров — снайперского рекорда одного чемпионата (1973 г.) —34. Рекордсмен сборной СССР по числу сыгранных матчей (108) — А. Мальцев. Владислав Третьяк участвовал в 13 чемпионатах мира и на четырех из них (1974, 1979, 1981 и 1983 гг.) был признан лучшим вратарем. А. Фирсов — единственный в мире четырежды (1967—1969, 1971 гг.) возглавлял списки бомбардиров чемпионата мира.

Клуб юных хоккеистов

О популярности игры в хоккей с шайбой у нас в стране говорит и то, что им занимаются не менее 2 миллионов детей. До появления этого клуба команды мальчишек соревновались на первенство школ, районов и городов. Эти команды появились во множестве сразу же в послевоенные годы, когда популярность хоккея резко повысилась и кумиром мальчишек стала сборная СССР по хоккею с шайбой.

Клуб “Золотая шайба” появился на свет в 1964 г. В этом году после Олимпийских игр, принесших нашей команде золотые медали, капитан сборной СССР Борис Майоров передал победную шайбу вместе со своей клюшкой редакции газеты “Пионерская правда”. При этом он сказал: “Пусть шайба и клюшка с автографами моих товарищей хранятся в “Пионерской правде” и напоминают мальчишкам о наших жарких матчах на хоккейных площадках, пусть они зовут мальчишек на лед. Присутствующий при этом летчик-космонавт СССР П. Р. Попович добавил: “Мальчишки должны так научиться играть в хоккей, чтобы сборная СССР возвращалась домой с чемпионатов мира с золотой шайбой”.

У первого клуба был очень авторитетный президент — заслуженный тренер СССР А. В. Тарасов. По инициативе А. В. Тарасова проводились занятия с тренерами-общественниками. На одном из них Тарасов сказал: “Вам выпала великая роль — стоять у истоков хоккея грядущего. Именно ваши мальчишки завтра придут на смену мастерам хоккея”. Соревнования на призы клуба Золотая шайба — самые популярные среди детворы. На старт ежегодно выходили около 4 миллионов юных хоккеистов всех школьных и других команд. Первым победителем стала команда “Шайба” (Москва). Затем география победителей охватила всю страну. Лучшими были команды из Дзержинска, Новосибирска, Челябинска, Кирово-Чепецка, Калачинска, Свердловска, Горького, Ленинграда, Вознесенска, Прокопьевска, Новокузнецка, Рязани, Усть-Каменогорска, Нижнекамска, Кохтла-Ярве. Клуб играл важную роль в деле охвата мальчишек занятиями спортом, в подготовке физически крепкого, закаленного молодого поколения нашей страны. В нем формировались и кадры для большого хоккея. Из клуба Золотая шайба вышли многие прославленные хоккеисты: Мальцев, Шалимов, Мышкин, Жлуктов, Капустин и др. Жаль, что сейчас о нем ничего не слышно.

II Период. (Вычислительный)

Вбрасывание:

а) Назвать лучшего вратаря Российской сборной неоднократного Олимпийского чемпиона.

б) Назвать игроков Российской сборной.

Задания командам:

  1. Вратарь в порыве радости подбросил перчатку на высоту три метра. С какой скоростью он ее подбросил?(3 балла)
  2. Размеры нашей хоккейной коробки 20 на 40 метров. Чему равна её площадь? (1балл)
  3. Определить массу льда на поле, если известно, что его средняя толщина 15 см. (2балла)
  4. Сколько энергии выделится при замерзании этого льда от 00С до -150С. (3балла)
  5. Шайба, остановилась, пройдя расстояние 20 метров. Сколько времени длилось “путешествие” шайбы? Чему равна была её начальная скорость? По какой причине она остановилась? Чему равна сила трения, действующая на шайбу? Определить импульс шайбы в момент начала ее движения. (Каждый ответ1балл)

2 перерыв

Выступление учащихся о роли закаливания

Что такое закаливание? Современные жилища, одежда, транспорт и т. п. уменьшают воздействие на организм человека атмосферных влияний, таких, как температура, влажность, солнечные лучи. Уменьшение таких влияний на наш организм снижает его устойчивость к факторам окружающей среды. Давно замечено, что очень низкая или высокая температура наружной среды вызывает заболевание одних людей, тогда как другие легко это переносят. При одинаковых условиях (возраст, пол, одежда) легче переносит мороз и жару тот человек, который с малых лет закаливал свой организм, приучал его к колебаниям температуры. Следовательно, закаливание — это комплекс приемов, которые систематически используются для тренировки устойчивости организма к температурным воздействиям окружающей среды.

Физиологический механизм закаливающего воздействия. Систематическое и многократное действие на организм понижения или повышения температуры окружающей среды, солнечного облучения вызывает перестройку уровня обмена веществ и многих других физиологических функций. Наиболее важным является закаливание к холоду, так как переохлаждение — самая частая причина острых респираторных заболеваний (ОРЗ). При закаливании под влиянием систематического действия холодного воздуха усиливается обмен веществ, повышается иммунитет — способность быстро мобилизовать защитные силы. Сердечная деятельность становится более интенсивной, ускоряется движение крови по сосудам. В кожу поступает больше согретой внутри тела крови, что предохраняет поверхность организма от переохлаждения. Закаливание обеспечивает тренировку этих процессов, их более четкое, отлаженное управление. У закаленных людей, которые регулярно обтирают тело влажным полотенцем или обливаются холодной водой, расширение и сужение сосудов кожи происходят быстрее. При изменении температуры окружающей среды организм сразу же приспосабливается к этим условиям: сосуды кожи сужаются, обмен веществ повышается. Поэтому закаленные люди мало подвержены простуде. Они более выносливы. Охлаждение у таких людей вызывает не угнетение защитных сил, а, наоборот, их активизацию. В выработке устойчивости к простудам большая роль принадлежит реакция сосудов не только того участка, который подвергается охлаждению, но и всего тела. Так, у незакаленных людей при охлаждении стопы менее чем на 5°С возникает реакция слизистой оболочки носа — расширение ее сосудов, набухание и выделение обильного секрета, т. е. развитие насморка, часто осложняющегося ангиной, гриппом и другими заболеваниями. У закаленных людей таких изменений со стороны слизистой оболочки носа почти не возникает. Поэтому закаленные люди страдают насморком значительно реже, чем незакаленные.

Методы закаливания. Основными условиями, которые нужно выполнять при закаливании организма, являются систематическое использование закаливающих процедур и постепенное наращивание силы воздействия. Надо помнить, что через 2—З месяца после прекращения закаливания достигнутый ранее уровень устойчивости организма начинает снижаться. Наиболее распространенной формой закаливания является использование свежего прохладного воздуха. Для этого в теплое время года хороши длительные прогулки, туристические походы, сон в помещении с открытым окном. Дома полезно ходить по полу босиком, причем первый раз в течение 1 мин, затем каждую неделю увеличивать продолжительность на 1 мин. В холодное время прогулки пешком хорошо дополнять ходьбой на лыжах, бегом на коньках, медленным закаливающим бегом в облегченной одежде. Повышению устойчивости к низким температурам способствует также занятие утренней гимнастикой на открытом воздухе или в тщательно проветриваемых помещениях.

III Период (Экспериментальный)

Вбрасывание:

а) Назвать тренера школьной хоккейной команды.
б) Кто из учителей и родителей в школьные годы увлекался хоккеем?
в) Кто является победителем школьных соревнований по хоккею в этом году?

Задания командам:

  1. Определить массу шайбы (пользуясь динамометром) (1балл)
  2. Определить ее объем (пользуясь динамометром, мензуркой, сферическим зеркалом и сосудом с водой). (3балла)
  3. Определить плотность материала шайбы. (1балл)
  4. Определить среднюю силу давления шайбы на лед и давление (пользуясь динамометром, штангенциркулем, клюшкой и тетрадным листом в клеточку).(3балла)
  5. Утонет ли шайба в воде? (Определить Архимедову силу, действующую на шайбу в воде.) (2 балла)

Примечание:

Во втором и третьем периоде команды начинают выполнять задания одновременно. Итоги подводятся по количеству правильно выполненных заданий. За каждое неправильно выполненное задание – штрафное очко (гол в свои ворота). Команда имеет право повторно выполнить задание, в котором допустила ошибку. Команда, первая выполнившая все задания периода, получает поощрительное очко. Также дополнительное очко получает команда, не допустившая ни одной ошибки в течение всей игры.

IV. Подведение итогов.

Заключение.

Если кто – то из ребят увлекается хоккеем или заинтересовался этой игрой, могут сравнить свои спортивные достижения с контрольными нормативами по физической подготовке хоккеистов.

Нормативы

Возрастные группы, лет

10-11

11-12

12-13

13-14

14-15

15-16

16-17

Общая физическая подготовка

Бег 30 м,с

6,0

5,5

5,3

5,0

4,5

4,3

4,2

Бег 60 м,с

11,0

10,0

9,2

8,6

8,3

8,1

8,0

Бег 400 м,с

-

-

-

76,0

73,0

70,0

68,0

Бег 30 м с клюшкой в руках

6,2

5,8

5,6

5,5

5,3

5,2

4,7

Бег 5, с

-

-

-

-

24,0

23,0

22,5

Бег 1500 м,с

без учета времени

6,30

6,20

6,00

5,40

5,30

Прыжок в длину с места, см

120

140

160

180

210

230

240

Подтягивание на перекладине хватом сверху, кол-во раз

3

5

6

7

8

9

10

Приседание со штангой, кол-во раз

-

-

-

8

10

13

16

Поднимание штанги на грудь, кол-во раз

-

-

-

-

3

4

6

Специальная физическая и техническая подготовка

Бег на коньках 18 м, с

4,3

4,0

3,8

3,5

3,2

3,0

2,9

Бег на коньках18+36 м, с

-

-

13,3

12,5

12,0

11,0

10,4

Челночный бег 27+9+18+9+27 м, с

-

-

-

23,0

20,0

19,0

18,0

Бег на коньках с шайбой 27 м, с

6,4

5,9

5,5

5,2

5,0

4,7

4,5

Ведение шайбы 27м и бросок в цель,с

6,8

6,3

5,9

5,5

5,2

4,9

4,6

Обводка стоек и бросок в цель, с

5,8

5,3

4,8

4,5

4,3

4,1

3,8

Приложение