Предпрофильная подготовка в 8-м классе

Разделы: Общепедагогические технологии


Занятие № 1.

Цели: углубление и расширение знаний учащихся о суждении как логической форме мышления. Закрепление умений определять состав суждений (термины, связку, квантор). Обучение детей навыкам работы с учебным текстом на основе технологий ИНЛОККС. Соблюдение преемственности в изучении темы (5, 7 классы).

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся о суждении: простые и сложные суждения; классификация суждений по различным основаниям;
  2. Продолжить формировать навык работы с текстом на основе составления граф-семы вида: 1) деление и классификация; 2) операция описания внешних свойств объекта; 3) операция описания структуры, строения объекта, его связь с другими объектами;
  3. Учить выполнять и представлять экспресс-проекты в условиях ограниченного времени;
  4. Формировать коммуникативную культуру.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, набор схем по теме; раздаточный материал на каждую из работающих групп.

Ход занятия

1. Фаза вызова.

Урок начинается с просмотра слайдов:

Слайд 1. Мы приступаем к изучению третьей темы из большой главы “Суждения”. Что сегодня мы знаем о суждениях? (Определение, связь суждения с предложением, составные части суждения, математическая формула).

Слайд 2. Предполагаемый ответ ученика на вопрос слайда: “Учитель спрашивал о направлении электрического тока, а ученик составил в ответ суждение об электрическом токе. Т. е. субъект предполагаемого суждения, по которому сформулирован вопрос, и субъект ответа ученика не совпадают. Следовательно, даже при истинности его суждения ответ не верный”.

Слайд 3. Как вы думаете, кто прав в этом случае? А как вы думаете, почему такая горячность у спорящих? (Им не хватает аргументов, для доказательства своей правоты. Наверное ни один из них не смог правильно построить суждение, чтобы убедить другого).

Слайд 4. Любые споры и разногласия решаются т.о., если люди слышат друг друга, и правильно строят аргументацию своих рассуждений.

Учитель:

На основе суждений строятся наши высказывания, обоснования, доказательства, ведутся споры, выстраивается аргументация.

Для уяснения сущности суждений, а также их роли в практической деятельности человека большое значение имеет их научная классификация.

Давайте еще раз вспомним, что нам уже известно о суждениях.

Учащиеся:

Мы знаем, что такое суждение (т.е. его определение), из каких частей оно состоит и как выражается в языке.

Учитель:

Сегодня наша задача познакомиться с видами суждений. Т. е. речь пойдет о делении суждений на виды. Чтобы правильно выполнить операцию деления, надо выбрать для этого основания. Что может выступать в качестве основания для деления? (Свойства). Для суждения? (Состав суждения, свойства терминов S и P, характер связки.)

2. Далее работа с учащимися строится в группах (Три группы по 3-5 человек).

Учащиеся двух групп получают для работы приведенный ниже текст, набор граф-схем (первая группа пустые, вторая заполненные) и задание, состоящее из двух частей. Третья группа получает только заполненные граф-схемы и задание, также состоящее из двух частей. Учащимся предлагается выполнить первую часть задания.

Задание для первой группы.

I. Первая часть:

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите сколько оснований для деления суждений на виды обозначено в данном тексте. Какие это основания.
  3. Проверьте, достаточно ли заготовок схем у вас имеется.
  4. Соотнесите каждую схему с конкретным основанием для деления. Подпишите соответствующее основание под каждой схемой.
  5. Заполните схемы.

II. Вторая часть:

Любое суждение имеет и количественную, и качественную характеристики. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по этим основаниям.

  1. Подумайте, сколько видов суждения получится при таком делении?
  2. Подумайте, какой при этом будет граф-схема.
  3. Заполните заготовку.

Задание для второй группы.

I. Первая часть:

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. У вас есть граф-схемы, где представлено делений суждений по различным основаниям, убедитесь в их правильности.
  3. Дайте краткое описание каждого вида суждений.
  4. Составьте формулы суждений, представленных в граф-схемах.

II. Вторая часть:

Любое суждение имеет и количественную, и качественную характеристики. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по этим основаниям.

  1. Подумайте, сколько видов суждения получится при таком делении?
  2. Подумайте, какой при этом будет граф-схема.
  3. Заполните заготовку.

Задание для третьей группы.

I. Первая часть:

  1. Внимательно изучите предложенные вам граф-схемы.
  2. Определите сколько оснований для деления суждений на виды вам предложено. Какие это основания.
  3. Соотнесите каждую схему с конкретным основанием для деления. Подпишите соответствующее основание под каждой схемой.
  4. Используя граф-схемы, подготовьте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ.
  5. Попытайтесь дать краткую характеристику различных видов суждений.

II. Вторая часть:

Любое суждение имеет и количественную, и качественную характеристики. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по этим основаниям.

  1. Подумайте, сколько видов суждения получится при таком делении?
  2. Подумайте, какой при этом будет граф-схема.
  3. Заполните заготовку.

Виды суждений

Все суждения можно разделить на две большие группы: простые и сложные. Простым называется суждение, выражающее связь двух понятий: например, "Некоторые вулканы действуют".

Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным: например, "Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит".

Рассмотрим виды простых суждений, которые классифицируются по следующим основаниям.

1. По объему субъекта (по количеству).

Единичные – суждения, включающие утверждение или отрицание об одном предмете. Формула такого суждения:

Это S есть (не есть) P.

Так, суждение "Эрмитаж в Санкт-Петербурге – крупнейший музей России" – единичное суждение, так как объем субъекта включает конкретное учреждение культуры.

Частные суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса. Эта часть может быть неопределенной и определенной. В зависимости от данного обстоятельства частные суждения подразделяются на неопределенные и определенные.

В неопределенных суждениях логическая схема такова: "Некоторые S есть Р". Слово "некоторые" придает им неопределенность. Например: "Некоторые проблемы политологии носят философский характер".

Определенное частное суждение содержит знание и о той, и о другой части субъекта суждения. Оно имеет такую логическую схему:

"Только некоторые S есть Р".

Например: "Только некоторые проблемы языкознания носят философский характер".

Общие – суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается в каждом предмете данного класса. Логическая схема таких суждений имеет вид:

"Все S есть Р" или "Ни одно S не есть Р"

Например, цитата из "Евгения Онегина" А.С. Пушкина: "Мы все учились понемногу" – является общим суждением, так как объем субъекта включает весь класс отображаемых предметов.

2. По качеству связки суждения могут быть утвердительные или отрицательные.

Утвердительные суждения, выражающие принадлежность предмету некоторого признака: например, "Научная организация труда повышает эффективность деятельности инженера".

Отрицательные суждения, выражающие отсутствие у предмета некоторого признака: например, "Ни один дельфин не является рыбой".

При этом следует различать отрицательное суждение и негативную форму выражения утвердительного суждения: например, "Захватническая война не имеет законного основания" и "Захватническая война – незаконна". Такого вида суждения не всегда идентичны.

3. По содержанию предиката суждения делятся на суждения свойства (атрибутивные), суждения отношения (релятивные) и суждения существования (экзистенциальные).

Суждения свойства отражают принадлежность или не принадлежность предмету мысли того или иного свойства, состояния: например, "В наше время приобретение философских знаний составляет важнейший элемент духовной культуры человека".

Суждения отношения выражают различные связи между предметами мысли по месту, времени, величине и прочее: например, суждение "Эверест выше Монблана" – определяется отношением (через сравнение) одной горы с другой; или "Л.Н. Толстой был современником И.С. Тургенева и А.М. Горького".

Суждения существования призваны решать вопрос о наличии предмета нашей мысли – любого явления природы, общества или духовной жизни. Например: "Одним из объектов исследования социологии является общественное мнение".

После окончания работы с заданием обсуждаются полученные результаты. Начинается обсуждение с результатов работы первой группы. Качество заполнения таблицы проверяют две другие группы. После обсуждения результатов работы каждой группы учащиеся выполняют второе задание. Сравнивают полученные граф-схемы, обсуждают, выбирают наиболее удачный вариант.

Приложение 1

Приложение 2